Муниципальный этап республиканской олимпиады по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком обучения

Класс

Ответы (86)

1. Укажите непарные звонкие согласные звуки, которые встречаются в данной пословице. Объясните значение пословицы. 10 баллов + 2 балла =12 баллов

Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Ответ: К непарным звонким согласным относятся [л, л’, н, н‘, м, м’, р, р’, j’]..В данной пословице встречаются: Что и[м’]е[j’]е[м], [н’]е х[р]а[н’]и[м], поте[р’]явши, п[л]аче[м] – 10 звуков..

2. Как вы понимаете суждение о том, что «местоимения используются как средство межфразовой связи между предложениями в тексте». Приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения. 10 баллов

Ответ: участники должны привести примеры, когда местоимения используются для замены имен существительных, прилагательных или числительных. Например: Сегодня хорошая погода. Такая погода продержится еще 2 дня; Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он родился в 1799 году. и др. Важно показать роль местоимений в речи, когда они необходимы как слова-заместители вместо слов-названий.

3. Как известно, изучать строение слова – увлекательное занятие. Понаблюдайте над следующими словами: цветной, цветистый, цветастый. Определите, в чем их сходство и различие? 8 баллов

Ответ: данные слова являются однокоренными; именами прилагательными. У них разные суффиксы, поэтому эти слова по значению и по употреблению с существительными различаются. Важно показать на примерах сочетательные особенности данных прилагательных

Цветной – 1. Окрашенный в какой-либо цвет (кроме черного и белого) (цветные карандаши).2. С окраской разных цветов; разноцветный, многоцветный (цветистая шаль). 3.Воспроизводящий естественный цвет предметов (цветистая фотография). 4.Относящийся к производству всех металлов, кроме железа и его сплавов (цветные карандаши, цветная бумага (т.е разного цвета)

Цветистый – 1.С большим количеством цветов, покрытый цветами (цветистый луг). 2. Имеющий узор из крупных цветов: усеянный по всему полю цветами (цветистый орнамент). 3.Яркий. разноцветный, богатый красками (цветистая осень). 4. Красочный. Живой, выразительный (цветистые описания природы). 5.Излишне украшенный, витиеватый (о слоге, речи) (цветистый стиль).

Цветастый (разг.) = цветистый. Употребляется реже, чем цветистый.

4. В русском языке есть слово болельщик, которое все известно. Что оно означает и как образовано? Какие слова послужили образцом для создания такого слова? 6 баллов

Ответ: Болельщик – это страстный любитель спортивных состязаний, поклонник какого-либо вида спорта, спортивной команды, спортсмена и т.п. Слово болельщик образовано от производящей основы слова болеть при помощи суффикса –льщик. В русском языке есть слова с таки суффиксом: стекольщик, рисовальщик, точильщик и т.д.

5. Найдите в каждой строке лишнее слово. Аргументируйте свой выбор. 4 балла

1) если, что, зато, пока (это союзы: зато – лишнее слово, потому что оно является сочинительным (противительным) союзом, а все остальные подчинительные).

2) умен, грозен, страшен, закончен (лишнее слово – закончен, потому что это кратко страдательное причастие, а все остальные краткие прилагательные).

6. Каждая часть речи имеет «свои» суффиксы. Например, - ова-/ -ева- – это суффиксы глагола: командовать, ночевать. А есть ли «свои» суффиксы у имен прилагательных? Если «да», то приведите по 1 примеру на каждый суффикс. По 1 баллу за каждый пример с новым суффиксом=12 баллов

 

Ответ: имена прилагательные также имеют «свои «суффиксы. Например – ск- в словах русский, английский и т.д.; -ов/-ев в словах кумачовый и грушевый и др.; -ин/-ан/-ян в словах куриный, кожаный, серебряный и т.д.

 

7. Выделите в словах общий элемент и определите его значение: микрофон, микроскоп, микроб. Как называются данные слова? Составьте с ними предложения и запишите их. 6 баллов

Ответ: Общий элемент микр- переводе с греческого означает «малый».

8. Сравните данные предложения. В чем их сходство и отличие? 6 баллов

Кто ни взглянет на Катино рукоделие, всякий залюбуется.

Не слышно ни звука.

Кругом ни души.

Ответ: сходство в том, что во всех трех предложениях есть частица ни. Однако в первом предложении частица ни употреблена в утвердительном значении (кто ни взглянет, т.е. многие смотрели), а во втором и третьем предложениях частица употреблена в значении отрицания. А во втором предложении даже усиление отрицания.

9. Одинакова ли функция суффикса (постфикса) – ся в данных словах: мыть – мыться, одевать – одеваться, рисовать – рисоваться, добить – добиться. 10 баллов

Ответ: суффикс (или постфикс) – ся выполняет разные функции. В словах мыть – мыться, одевать – одеваться суффикс выполняет формообразующую функцию, образует возвратный глагол. В словах рисовать – рисоваться, добить – добиться суффикс выполняет словообразовательную функцию. Можно проиллюстрировать значения слов рисоваться и добиться.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения русского поэта Александра Александровича Блока. Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить то, что описано словами поэта. Напишите о том, какую картину вы бы хотели изобразить. 12 баллов

Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом…

Еще трава полна прозрачных слёз

И гром вдали гремит раскатом.

Ответ: участники должны словесно описать, какую картину они себе воображают (представляют), прочитав предложенные стихотворные строчки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: