Значение художественной литературы для дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Звездочка»

Проекта «Книга – наш лучший друг»

Разработала:

Яр Екатерина Петровна

Воспитатель МКДОУ д/с «Звездочка»

с. Антипаюта

 

 

Введение

Актуальность. Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Отсутствие интереса у детей нового поколения к книгам. У подрастающего поколения сменились приоритеты: компьютер, игры – занимают почти все их свободное время, а книги стали ненужным и неинтересным предметом обихода. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее значении в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге вообще, не умеют составлять рассказы, так как у детей крайне бедный запас слов.

Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Вот почему так важно прививать детям любовь, к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Реализация проекта «Книга – наш друг» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.

Проблемы, на решение которых направлен проект: низкая заинтересованность детей книгами

Участники проекта: дети второй младшей группы.

По количеству участников: коллективный.

Продолжительность проекта: 2 недели ( краткосрочный).

Вид проекта: познавательный.

Цели проекта: Приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.

Задачи проекта:

Обогащать и расширять представления детей о книге.

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Создать развивающую среду стимулирующую деятельность детей.

Привлечь родителей.

 

Значение художественной литературы для дошкольников

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш.Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.Милна, А.Линдгрен и многих других – с теми произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дошкольник не только постоянно усваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент не только для литературного образования, но и личностно-эмоциональной сферы воспитываемой индивидуальности. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Г.Эскарни утверждает, что знакомство с книгой с раннего детства является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к «нечтению», если молодые люди не овладели привычкой к чтению еще до школы.

Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы, можно выделить ведущие задачи для детей на разных возрастных этапах.

Для детей 2-4 лет характерны следующие задачи:

- формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно, слушать литературное произведении;

- обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;

- помогать устанавливать простейшие связи в произведениях;

- помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книг;

- помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения, учить рассматривать иллюстрации.

Важная роль работе с книгой в детском саду отводится в НОД. Здесь ребенок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. От того, как воспитатель прочтет детям книгу, зависит. Как она будет воспринята. Только верное авторскому замыслу выразительное прочтение «задает» полноценное восприятие, пробуждает у ребенка активные переживания, вызывает нравственный отклик. Совместное слушание и сопереживание прочитанного активно влияет на возникновение и дальнейшее углубление интереса к литературе.

В младшем дошкольном возрасте характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи, в данном возрасте учебная и практическая задача неотделимы друг от друга.

Например:

Чтение сказки К. Чуковского «Айболит» сопровождается сюжетно-ролевой игрой в больницу.

«Детки в клетке» С. Маршака – строительной игрой «Построй домик для слона», дидактической игрой «зоопарк».

Игровая деятельность включает разнообразные действия с игрушками и игровым материалом, имитацию действий и движений. Широкое использование наглядных методов обогащает представление детей о предметах и явлениях окружающей жизни.

В этих моментах ведущая роль принадлежит воспитателю. Воспитатель показывает образец выполнения, исправляет ошибки, допущенные детьми, дает задания и задает наводящие вопросы.

 

 

Практическая часть

 

Учитывая важность работы по приобщению детей к книге, я начала заниматься этой проблемой в младшей группе. Для начала определила преобладающие формы активности детей, при чтении художественной литературы. Для этого использовала методику М.И.Лисициной.

При проведении исследования по этой методике заранее расположила на столе игрушки и книги. Детей спрашивала, что бы они хотели:

А. поиграть в то, о чем рассказывается в книге,

Б. послушать, как взрослый читает книжку, и рассмотреть картинки в ней,

В. почитать книгу самому, а взрослый послушает, как он «умеет читать»

В результате выяснилось, большинство детей захотели поиграть в то, о чем рассказывается в книге, 9 человек проявили желание послушать чтение взрослого, а 2 человека хотели почитать сами.

Затем провела с детьми анкетирование, чтобы сделать его более интересным, организовала его в виде игры «Интервью». Анкета показала интересные результаты.

На первый вопрос «Ты любишь читать книги?»- все 15 человек ответили «что очень любят книги» - «они красивые и интересные».

Второй вопрос «Любишь ли ты, когда тебе читают книги?» Ответы также были положительные у всех детей.

Ответы на третий вопрос «Какие книги ты любишь?» были разнообразными: «интересные. Красивые, сказки, рассказы, книги о животных, с картинками…»

Четвертый вопрос «Есть ли у тебя любимая книга?» также не затруднил детей.

Пятый вопрос «Кто твой любимый герой?» Ответы также разные.

На шестой вопрос «Кто читает лучше: мама, папа, бабушка, дедушка?» - 10 человек сказали, что мама и 5 человека – бабушка.

На седьмой вопрос «Ты бы научился читать?» ответ был однозначный «Да. Очень».

Проанализировав свое наблюдение в процессе бесед с детьми, сделала вывод: у детей огромное желание слушать чтение взрослых.

Поэтому дальнейшим шагом было разработать и реализовать проект «Книга – наш друг».

Методы используемые в процессе реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

- Беседы;

- Разнообразные упражнения;

- Дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- Обыгрывание понравившихся детям моментов;

- Театрализация сказок.

- Просмотр мультфильмов;

- Рассматривание иллюстраций.

Атрибуты и инвентарь:

- разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»,

- цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки.

- рекомендации для родителей,

- иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: