Кадровое обеспечение анимационного сервиса

Успех любой анимационной программы прежде всего зависит от профессионализма ее организаторов и исполнителей – аниматоров. Но это не совсем верно, поскольку над разработкой проекта и дальнейшей его реализацией может работать целая команда специалистов различной направленности, количество которых зависит от масштаба мероприятия и имеющихся ресурсов. Всех их можно разделить на профильные группы:

1. Управленческая, целью которой является управление анима-ционным сервисом. В ее состав, как правило, входят шеф анимации (руководитель анимационной команды) и менеджеры по анимации. Их важнейшими задачами являются:

создание эффективной организационно-функциональной структуры анимационного менеджмента;

формирование высокопрофессионального коллектива, способного справиться с задачами любой сложности;

разработка оптимального ассортимента анимационных услуг;

управление деловыми и коммерческими операциями на рынке анимационных услуг;

обеспечение качества анимационных услуг;

управление рисками анимационной деятельности.

Следовательно, их функциями являются:

а) планирование:

разработка стратегии анимационной деятельности;

формирование ценовой политики;

разработка кадровой политики;

написание проектов по оптимизации и развитию анимационной деятельности;

разработка анимационных программ;

составление долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных планов работы и графиков мероприятий на каждый день;

б) организация:

создание условий для выполнения поставленных задач;

координация работы анимационной команды;

работа с поставщиками товаров и услуг;

в) мотивация:

создание благоприятных условий для работы;

разработка системы стимулирования труда для членов анима-ционной команды;

формирование спроса на анимационные услуги через реализацию программ лояльности клиентов;

разработка мотивационной политики для партнеров, инвесторов и спонсоров;

г) контроль:

за своевременным исполнением управленческих решений в рамках анимационного менеджмента;

деятельностью работников и подразделений;

финансами;

качеством идейно-художественного содержания анимационных программ и его воплощением;

д) анализ:

сбор и обработка различной информации (о состоянии рынка анимационных услуг, потребительском поведении, показателях деятельности и факторах на них влияющих и т. п.);

оценка эффективности анимационных программ;

изучение отечественного и зарубежного опыта анимационного сервиса, современных тенденций и разработок в этой сфере с целью дальнейшего усовершенствования собственной деятельности;

оценка эффективности принятых управленческих решений с дальнейшей корректировкой концепции и методик работы в соответствии с реальными обстоятельствами.

Деятельность представителей данной группы представляет собой симбиоз искусства и бизнеса. Поэтому они, с одной стороны, должны иметь деловую хватку для реализации проекта анимационной программы, обладать повышенной чувствительностью к конъюнктуре рынка, быть способными обеспечивать финансирование программы, уметь составлять бизнес-план анимационной программы и рассчитывать творческо-производственные показатели, определять маркетинговую стратегию, знать нюансы авторского права, уметь управлять коллективом, обладать лидерскими качествами, знать иностранные языки и психологию, а с другой – обладать незаурядными творческими способностями и видением, так как должны уметь сформулировать оригинальную идею программы, разработать в деталях ее концепцию и воплотить задуманное. Такая разносторонняя работа требует от менеджеров анимации постоянной самоотдачи, что может выдержать далеко не всякий. Поэтому при отборе персонала на эти кадровые позиции необходимо уделить самое серьезное внимание оценке кандидатов с целью определения их соответствия данной должности.

2. Сценарная группа, задачей которой является разработка сценария анимационной программы исходя из заданных условий (формата программы, масштаба, места проведения и т. п.).

В группу входят:

главный автор-сценарист;

сценаристы («сюжетчики» и «диалогисты»);

различные эксперты-консультанты (собственные или пригла-шенные), которые консультируют сценаристов по различным вопросам (техническим, историческим и т. д.) и дают оценку качества сценария.

Как правило, в своей работе участники этой группы используют определенные методы написания сценария:

каскадный, при котором главный автор задает направление сюжету, после чего сценаристы-сюжетчики прописывают конкретные сцены, а сценаристы-диалогисты пишут диалоги;

мозговой штурм, предполагающий совместное написание сценария всеми членами группы;

вариативный, когда главный автор озвучивает общую идею, сценаристы пишут свои варианты развития событий, а заказчик выбирает наиболее понравившийся ему вариант.

3. Режиссерско-постановочная группа, выстраивающая общий ход анимационной программы, определяющая технические и административные задачи в соответствии с творческим замыслом; контролирует их исполнение.

В состав этой группы входят:

режиссер-постановщик – осуществляет общее руководство постано-вочным процессом, т. е. подбирает актеров, проводит репетиции, работает с исполнителями. Спецификой его работы в анимационном сервисе является организация взаимодействия со зрителями, которые выступают в качестве полноправных действующих лиц;

ассистент режиссера – будучи «правой рукой» режиссера-поста-новщика, выполняет все его поручения и выступает посредником между ним и коллективом в решении организационно-творческих вопросов: следит за порядком и дисциплиной за кулисами, контролирует порядок выхода исполнителей на сцену, координирует деятельность рабочих сцены, проводит репетиции с отдельными номерами, информирует всех задействованных в программе лиц по тем или иным аспектам постановки;

художник-постановщик – создает сценографическое решение анимационной программы (художественно-образное и простран-ственное), создающее ее особую атмосферу и переводит авторский замысел на язык зрелища;

художник-технолог сцены – разрабатывает технический проект сценического воплощения анимационной программы, подбирает необходимые технические средства для постановки;

хореограф-постановщик – отвечает за состав балета и постановку танцевальных номеров в соответствии с задумкой режиссера;

звукорежиссер – несет ответственность за шумовое, звуковое и музыкальное решение анимационной программы, определяя систему озвучивания и ее объем, создает звуковые художественные образы, драматургию и концепцию звука;

светорежиссер – осуществляет цветосветовое решение проекта, нап-равленное на максимальную передачу настроения постановки [17, с. 83–86];

4. Оформительская группа, занимающаяся художественным оформлением анимационной программы.

Ее участники:

художник-дизайнер – осуществляет художественное, архитек-турное, ландшафтное, интерьерное объемно-планировочное проекти-рование места проведения анимационной программы; макеты рекламных сообщений и т. п.;

декоратор – создает декорации по эскизам художника-дизайнера;

технолог декораций – прорабатывает техническую составляющую декораций (механизмы, крепления и т. п.);

оформитель – занимается художественно-декоративным оформ-лением места проведения анимационной программы;

художник по костюмам – разрабатывает и изготавливает костюмы для исполнителей, подбирает для них необходимые аксессуары;

костюмер – следит за состоянием униформы специалистов и костюмов исполнителей;

художник-гример – продумывает внешний вид и образы исполни-телей, руководит процессом изготовления париков, накладных элементов, подбирает цвет глаз, тип кожи и т. п.;

гример – превращает артистов посредством живописного или пластического грима и причесок в сценарных персонажей.

5. Техническая группа – отвечает за подбор, использование и исправность технических средств, необходимых для реализации замысла анимационной программы.

В данную группу, как правило, входят:

рабочий сцены – готовит сцену к показу анимационной программы, устанавливает декорации, предметы реквизита и меняет их по ходу постановки;

электрик – отвечает за техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт электрического и электромеханического оборудования;

системный администратор – в его обязанности входят обслуживание и настройка компьютерного оборудования и программного обеспечения;

монтажники площадок – занимаются монтажом различных конструкций, сцены и ее оборудования с учетом техники безопасности и противопожарных требований.

6. Группа светового оформления – обеспечивает освещение места проведения анимационной программы в соответствии с замыслом постановки. При этом имеет значение не только набор технических средств, но и их грамотная расстановка, выбор световых эффектов и цветового решения, а также траектория движения приборов и световых потоков.

В данную группу входят такие специалисты, как:

светотехник – занимается монтажом осветительного оборудования по плану, утвержденному художником-технологом сцены;

светооператор – создает сложные световые эффекты, отвечает за работу светового оборудования на площадке;

осветитель – выполняет простые световые решения в соответствии со световой партитурой;

Световое оформление имеет большое значение в организации анимационных программ, так как его возможности благодаря современным технологиям, позволяющим создать любые спецэффекты, практически безграничны. Оно бывает статичным (свет остается неизменным в течение относительно длительного промежутка времени) и динамичным (происходит частая смена световых картин). При этом световое оформление выполняет две важные функции: техническую (обеспечение видимости происходящего на площадке; создание оптических иллюзий; масштабирование объектов; имитирование природных явлений) и психоэмоциональную (усиливает восприятие персонажей, передает атмосферу постановки).

7. Группа звуко-музыкального оформления – занимается подбором необходимых фонограмм и обеспечивает звуковое и музыкальное сопровождение анимационной программы.

В ее состав входят:

композитор – пишет музыкальное сопровождение для программы;

звукооператор – записывает и обрабатывает звук, контролирует техническое качество фонограммы;

звукоинженер – обслуживает комплекс звукового оборудования;

диджей – компонует и воспроизводит звуко-музыкальное сопровож-дение программы, заполняет паузы фоновой музыкой;

микрофонный оператор – обеспечивает расстановку микрофонов и управляет их перемещением во время программы.

8. Творческо-исполнительская группа – реализует замысел анимационной программы непосредственно на площадке с помощью актерского, вокального, танцевального, музыкального, спортивного и другого мастерства.

В нее могут входить:

спортивный аниматор;

аниматор-игротехник;

бизнес-аниматор;

аниматор шоу-программ;

аниматор-экскурсовод;

педагог-аниматор;

вокалисты;

танцоры;

музыканты;

представители циркового искусства;

представители оригинальных жанров;

ведущие и др.

9. Маркетинговая группа – управляет созданием анимационных программ и условиями их реализации.

К этой группе относятся:

маркетолог – изучает спрос и предложения на рынке, а также организует сбыт анимационных услуг;

специалист по рекламе – занимается продвижением анимационных программ рекламными средствами;

специалист по PR – формирует и поддерживает благоприятную информационную среду вокруг организаторов анимационного сервиса и их услуг. В его обязанности входит взаимодействие со СМИ, управление контентом сайта, работа с провайдерами услуг (агентствами, типог-рафиями и т. д.), написание текстов для презентаций, докладов и т. п.; участие в различных информационных мероприятиях.

Участники этой группы должны:

сделать сугубо коммерческие обезличенные отношения с клиентами и общественностью адресными, комфортными и привлекательными посредством не только удовлетворения осознанных ими потребностей, но и формирования новых, максимально учитывающих их особенности и интересы;

сориентировать потребителей в многообразии предлагаемых анимационных услуг, показать их достоинства и вариативные возможности.

На сегодняшний день далеко не все компании, занимающиеся анимационным сервисом, могут позволить себе такую полноценную организационно-функциональную структуру. Чаще всего это небольшой отдел, где один или два человека отвечают сразу за все виды анимационной деятельности и выполняют одновременно функции и сценариста, и режиссера, и исполнителя, и менеджера. Естественно, это негативно отражается как на качестве содержания анимационных программ, так и на качестве обслуживания. В современных же условиях такой подход к организации анимационного сервиса уже неприемлем и требует разработки новых схем работы, поскольку эпоха шаблонных праздников с одними и теми же конкурсами для всех случаев давно отошла в прошлое, появились новые стандарты организации досуговых мероприятий, предполагающие индивидуальный подход к каждому заказчику, использование оригинальных сценарных решений и инновационных технологий. Все это невозможно воплотить в жизнь без полноценной команды профессионалов, где каждый специалист в курсе модных тенденций и технических новшеств в своей сфере, сосредоточен на выполнении только узкопрофессиональных функций и не отвлекается на непрофильные задачи. Но, несмотря на это, все они должны быть крайне образованными людьми и разбираться не только в тонкостях своей профессии, но и в технологиях анимационной деятельности в целом, чтобы выстраивать эффективные взаимосвязи с коллегами других профилей, понимать свое место и значение в общем процессе. Помимо этого все представители анимационного сервиса независимо от их специализации должны обладать такими качествами, как дисципли-нированность, умение работать в команде, коммуникабельность, ответственность, работоспособность, адаптивность, находчивость, креативность, стрессоустойчивость, не иметь хронических заболеваний и вредных привычек.

Таким образом, к специалистам по анимации сегодня предъявляют весьма высокие требования, так как их труд сопряжен с высокой ответственностью за жизнь и здоровье людей (как физическое, так и психологическое), требует большого напряжения сил и энергии, творческих, организационных и исполнительских способностей, а также увлеченности профессией. Спрос на подобных специалистов, отвечающих всем этим критериям, на рынке труда весьма высокий. Однако найти подходящих кандидатов совсем не просто, поскольку в нашей стране отсутствует целостная система их подготовки. В результате в сферу анимационного сервиса приходят работать люди, которые слабо представляют себе специфику деятельности в данной сфере, абсолютно не готовые ни физически, ни психологически к высокой интенсивности труда (зачастую круглосуточно) и постоянно меняющимся условиям работы. Не спасает ситуацию и приглашение иностранных специалистов по анимации, так как используемые ими в работе технологии плохо согласуются с российской спецификой ведения бизнеса и менталитетом. Очевидно, что разрешить сложившуюся ситуацию можно только посредством комплексного подхода к разработке стратегии подготовки кадров для анимационного сервиса на самом высоком уровне, которая будет учитывать как потребности рынка труда, так и все нюансы профессиональной деятельности специалистов данного профиля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: