Государственный (политический) режим

 

В современноммиревыделяютсядва основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Такую классификациюпривел еще Платон, который выделял«помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию».Последняя, если пользоваться современной терминологией, и есть тоталитаризм[35].

По данным изученных мной источников, тимократия была полностью преодолена историей, олигархия частично, а демократия и тирания превратились в современные господствующие режимы. Конечно, сейчас они существенно отличаются от платоновской интерпретации: нынешняя демократия как политическая форма, обеспечивающая прогресс, противопоставляется тоталитаризму как воплощению политической реакции, в то время как у Платона обе они эти формы были вырождением «наилучшего государства». Правда, тирания (платоновский эквивалент современного тоталитарного режима), занимает последнее место и потому она считается наиболее вырожденной. Даже по данным международной общественной организации Freedom House, последние десятилетия все больше государств мира избирают демократическую и авторитарную формы правления. В условиях демократического правления в 2000 году жили 120 из 190 государств мира (в 1950 году их было только 20). За полвека в мире полностью исчезли абсолютные монархии, но увеличилось количество традиционных монархий (с 4 до 10-ти). Число тоталитарных режимов уменьшилось с 12 до 5, а количество авторитарных режимов, наоборот, увеличилось почти в четыре раза - с 10-ти в 1950 году до 39-ти в 2000.[36]

Всем известно, что основу политического режима составляют следующие 3 типа: демократия, тоталитаризм, авторитаризм.Рассмотрим их более подробно.

 

Демократия

Термин «демократия» с греч.означает власть народа. Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально - экономической конкуренции внутри гражданского общества;

5) существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.[37]

Реализация этих предпосылок делает политический режим демократическим.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем[38].

 

Тоталитаризм

Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается путем полного тоталитарного контроля государства над всеми сферами общественной жизни: политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. [39]

На первый взгляд такие свойства режима исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Чехословакии, Венгрии, СССР, тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с постепенным, относительно мирным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае, такой переход успешно произошел в Испании, Греции, Чили, отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.

Тоталитаризм – политический режим, при котором государство полностью контролирует все сферы жизни общества путем насильственных методов принуждения и единой государственной обязательной для всех идеологии.

Авторитаризм

Политический режим авторитарного типа - промежуточный между тоталитарным и демократическим режимами, переходный от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

В авторитарном режиме можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.[40]

Следует учесть, что классификация политических режимов в конституционном праве рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.

Таким образом, рассмотрев все виды государственного политического режима, я могу с уверенностью сказать, что самым оптимальным, образцовым будет демократический режим, которому присущи оптимальные методы управления. Здесь неприемлемо насилие со стороны государства и не ущемляются права и свободы граждан, как, например, при тоталитаризме, а ведь они являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ.

Политический режим как элемент формы государства взаимодействует с остальнымиэлементами, в первую очередь, влияя на форму государства в совокупности с формой правления.


 

Глава 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя исследование по теме «форма государства», подробно изучив типологию форм государства, можно прийти к выводу, что форма государства зависит от многих факторов (политических, экономических, правовых, географических, религиозных и др.) Арассмотрев все три элемента форм государства (форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима) можно сделать вывод, что все эти элементы четко взаимосвязаны с друг другом. Они представляют собой единство формы государства. Это заметно, потому что такой форме правления, как республика только присущ политический режим, как демократический, без этого режима эта форма правления потеряла бы смысл. Также для монархической формы правления больше подходит недемократический режим, ведь народ принимает минимальное участие в политической жизни страны.

Можно было бы сказать, что форма правления является ведущим элементом формы государства, так как она характеризует структуру, взаимоотношения высших органов государства, их отношение к населению и т.д., но это было бы не совсем справедливо, так как каждый элемент вносит свою лепту в форму государства. Следует вывод, что форма государства зависит от взаимодействия в совокупности всех трех ее элементов. Они подобно пазлу складываются воедино составляющими частями, состыковываюся в схожих признаках и в этой связи представляют Государство. Ведь, например, тоталитарная федеративная монархия не может существовать, ибо между признаками элементов нет состыковок и т.п. И наоборот демократическая федеративная республика сложилась схожими чертами элементов формы государства и существует в настоящее время.

Также нужно отметить, что я нахожу самой справедливой формой государства демократическую федеративную республику (Россия). Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Я решила стоящую передо мной задачу. Я изучила тему конституционного права «формы государства России и зарубежных стран», исследовала форы государства и типологию форма государства, элементы и их взаимодействие и узнала, что ведущую роль в определении формы государства играют все ее элементы в совокупности, а именно: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Также ознакомилась с предпосылками образования тех или иных форм государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», К65 2015.-39с.

2) Абдулаев М.И., Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с. – (Серия «Учебники для вузов»).

3) Алексеев С.С. Государство и право. – М., 2002; Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М., 2001 и др. 189 с.

4)Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.

5) БабаеваВ. Т. (1999). Форма правления/ Теория государства и права. Москва, 342 с.

6) Баранов А.В., (1999). Теория права и государствав схемах и определениях: Учебное пособие, Москва, 529 с.

7) Баранов А.В., (1999). Теория права и государствав схемах и определениях: Учебное пособие, Москва, 621 с.

8) Венгеров А.Б., р. М. (2000). Форма государства/ Теория государства и права: Учебник для вузов. Москва, 368 с.

9) ВенгеровА.Б., под ред. М.М. Рассолова, В. Л. (2000). Форма правления / теория государства и права: Учебнк для вузов. Москва, 871 с.

10) Волкова О.Н., Д. Д. (1993). Федерация в зарубежных странах. Москва, 453 с.

11) Губский Е.Ф., К. Г. (1994). Краткая философская энциклопедия. Москва: А/О «Издательская группа «Прогресс», 1994, 623 с.

12) Лазарева Т. Е., (2003). Форма государства/ Общая теория права и государство. Москва, 411 с.

13) Липень В. Л., (1998). Теория государства и права: Учебник для вузов. Москва, 293 с.

14) Марченко М.В., (2005). Проблемы теории государсва и права. Москва, 329 с.

15) Никулин В.В., Н651 Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332 с. –110 экз.

16) Ожегов Н.Ю., (1993). Толковый словарь русского языка. Москва, 456 с.

17) Перевалов, В. К. (1997). Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Москва, 299 с.

18) Петров Ф.И., Словарь иностранных слов, 1940 г.; ОГИЗ-ГИС, 965 с.

19) Платон. (1968 - 1971., т.3). Государство, 280 с.

20)Протасов, В. (2001). Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Москва, 403 с.

21) Румянцев В. Д., (1997). Юридический словарь. Москва, 1140 с.

22) Стрекозов, В. Г., Конституционное право России: учебник для бакалавров / В. Г. Стрекозов. — 4-е изд.,перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.— 316 е. — Серия: Бакалавр. Базовый курс, 512 с.

23)Соколов И.А., Конституционное право Российской Федерации: Учебное

пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 260 с.

24) Сырых В.А., (2001). Теория государства и права: Учебник. Москва, 398 с.

25) Толстик В.А., Форма правления / Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. 89 с.

26)Цыганов В. К., (2006). Теория государства и права: Тезисы лекций. Нижний Новгород: Вектор – ТиС, 229 с.

27)Чудинова А. Н., (1992). Современный словарь иностранных слов. Москва, 431с.

28) Эбзеев Б.С., Конституцинное право России: Учебник для студентов вузов; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 671 с. –(Серия «Duralex,sedlex»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: