Воспитательная функция

Суть воспитательной функции состоит в формировании социально зрелой личности ребенка, способной адаптироваться в обществе, в создании условий для реализации его внутреннего потенциала; в развитии в семье системы отношений, ориентированных на формирование и сохранение психологического здоровья членов семьи, а также развитие коммуникативных умений, способствующих адекватному общению членов семьи друг с другом и партнерами по общению вне семьи.

Успех выполнения этой функции определяется уровнем воспитательного потенциала семьи, который включает в себя материальные и бытовые условия, численность, структуру и характер отношений в семье, уровень образования, культуры, уровень притязаний взрослых, способность их к постановке воспитательных задач и выбору оптимальной родительской позиции.

Родительская позиция, по мнению современных ученых, оптимальная в том случае, когда она адекватна, гибка и прогностична.

Адекватность предполагает умение родителей понимать психическую индивидуальность и уровень развития ребенка.

Гибкость – способность перестраивать воздействия на ребенка в зависимости от условий, его взросления и изменения родительского прогнозирования.

Прогностичность – необходимые целенаправленные воздействия с прогнозирование результатов.

Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими. Все это привело к глубинным деформациям в психологии людей. В связи с этим воспитание в ряде семей сводится до примитивного уровня.

Это подтверждает тот факт, что 57% старшеклассников, принимавших участие в социологическом опросе, не удовлетворены своей семьей, характером отношений в ней и не хотели бы в собственной семье следовать образу жизни родителей и их семейным установкам. Отношения в этих семьях являются для детей постоянным психотравмирующим фактором, избавиться от которого они не в состоянии в силу материальной зависимости от семьи. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, многие дети страдают от физического и психического насилия, год от года увеличивается численность детей, изъятых у родителей.

Эффективность воспитательной функции в последнее время снижается и в связи с ростом неполных семей.

Причины появления таких семей: разводы, смерть одного из родителей, внебрачные рождения. В семьях матерей-одиночек отмечаются частые случаи, когда мать транслирует на ребенка проблемы одиночества, воспитательной несостоятельности, психологического дискомфорта и др.

В неполных семьях в результате развода или иных обстоятельств всегда проблематичным остается формирование у ребенка половой идентичности, самодостаточности, адекватной самооценки и психологически комфортного состояния. В той или иной степени ребенок недополучает воспитательного воздействия из-за отсутствия одного из супругов.

Женщины-матери, воспитывающие детей в неполной семье, часто страдают от чувства вины перед детьми, что ведет к гиперопеке по отношению к ним.

Гиперопека (гиперпроекция) в последнее время становится типичной для многих семей с одним ребенком.

Уровень проекциипринято определять тем, сколько сил, внимания и времени уделяют родители ребенку.

При гиперпроекции воспитание ребенка становится для родителей центральным делом из жизни. Важнейшими чертами гиперпроекции являются:

  • В семье создается «культ ребенка».
  • Смыслом жизни родителей становится ребенок, ради его «благополучия» они готовы на любые жертвы.
  • Деятельность родителей направлена на некритическое удовлетворение потребностей ребенка.
  • Используется преимущественно потворствующий стиль воспитания, при котором уровень требований к ребенку снижен.
  • Родители бессознательно проецируют на детей свои неудовлетворенные в детстве потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Последствие такого воспитания могут быть:

  • нарушение личностного развития ребенка (развитие истероидных и гипертимных черт);
  • неадекватный стиль общения со сверстниками и взрослыми (конфликтность, неумение видеть проблемы партнера, доминантный стиль общения во всех ситуациях);
  • завышенный уровень притязаний и т.п.

Не менее болезненные последствия для развития личности ребенка имеет и гиперпроекция, при которой ребенку уделяется недостаточное внимание.

Ее причины: чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, педагогическая и психологическая незрелость их родительских функций, асоциальные ориентации (пьянство, наркомания и т.п.).

Такие родители, как правило, равнодушны к ребенку, их участие в его судьбе ограничивается лишь предоставлением ему еды, крова, одежды, при этом родители проявляют полное невнимание к иным потребностям, интересам и эмоциональным состояниям ребенка.

При гипоопеке ребенок предоставлен сам себе, он не ощущает родительской любви, ощущает себя ненужным и нелюбимым, чувствует бесконтрольность и попустительство. Как правило, такие дети не считаются с мнением родителей, делают их зависимыми от своего стиля поведения. Они могут проявлять немотивированную агрессивность, подчас граничащую с моральным и физическим садизмом по отношению к родителям. Их отличают также низкий уровень самоконтроля, заниженная самооценка, они склонны к аутизму, излишней автономии и противоправным поступкам.

Изучая психологические причины отклонений в семейном воспитании, ученые выделили следующие их виды:

- недостаточная психологическая и педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания, неумение их организовывать адекватные возрасту ребенка и ситуации воспитательные воздействия;

- отклонения личности самих родителей (акцентуации и психопатии).

При неустойчивой акцентуации родители чаще склонны к пониженному уровню удовлетворения потребностей ребенка и низкому уровню требований к нему.

Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других ведет к их доминированию, жестокому обращению с ребенком и эмоциональному его отвержению.

Истероидная психопатия нередко предрасполагает к противоречивому типу воспитания, при котором демонстрируемая при посторонних людях забота и любовь к ребенку меняется на эмоциональное отвержение при их отсутствии.

Исследования показывают, что источником нарушения воспитания в семье - психологические проблемы родителей, которые они решают за счет ребенка.

Для некоторых родителей характерно стремление игнорировать взросление детей, и они сознательно стимулируют у них детские проявления и сохранение всех атрибутов детскости. Им нравится играть роль родителей маленького, наивного, забавного ребенка. Подобные установки связаны с биографией самих родителей, в которой была ситуация необходимости делить любовь родителей с младшим братом или сестрой. Эта ситуация и явилась для них психотравмирующим фактором, в связи с чем свой старший возраст они воспринимали как несчастье.

Часто установка на сохранение у ребенка детскости связана с неуверенностью и некомпетентностью родителей в вопросах воспитания.

Она может проявляться как:

- следствие слишком юного либо очень зрелого возраста родителей;

- страх потери ребенка, что обычно связано с его физической слабостью, болезнью и т.п.;

- отсутствие необходимого родительского опыта при воспитании приемных детей;

- неадекватное понимание родительских функций;

- проявление родительского инфантилизма;

- ложные установки в формировании модели воспитания в семье;

- следствие внутриличностного конфликта у самого родителя.

Таким образом, деформации воспитания в семье связаны с множеством самых разнообразных факторов и выражаются в различных формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: