Государственный суверенитет Российской Федерации

Государственный суверенитет можно определить как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права.

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государственном суверенитете Российской Федерации».

Выделяют три вида суверенитета:

1) государственный суверенитет,

2) суверенитет народа,

3) суверенитет нации.

Идеологом теории государственного суверенитета считается французский мыслитель Ж. Боден (1530—1596 гг.). Он связал суверенитет с государственной властью и представил его в виде свойства государственной власти быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой.

Государственный суверенитет рассматривается в двух аспектах: внешнем - как самостоятельность и независимость государства на международной арене и внутреннем - как верховенство во всех делах на своей территории.

Понятие народного суверенитета, в обоснование которого вложил свой талант французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.), возникло в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти за утверждение прав так называемого «третьего» сословия (буржуазии). Главная идея теории народного суверенитета заключалась в том, что источником государственной власти является не воля властителя (императора, короля и т.п.), а воля народа.

Как считал Руссо, суверенитет всегда принадлежит народу и не может быть ограничен никакими законами. Тем самым понятие народного суверенитета наполняло новым, демократическим содержанием категорию «государственный суверенитет». Это было огромным шагом в понимании природы государственности и поисках путей ее демократического преобразования.

Идеи национального суверенитета возникли в период нарастания освободительной борьбы народов, когда была поставлена под сомнение власть империй и подданные в колониях стали требовать права на самостоятельность и со­ответственно государственность. Суть данной идеи состояла в предоставлении каждому народу возможности создать свое государство. В результате движение за национальный суверенитет и его реализация в политико-правовой форме вошли органической частью в общий демократический процесс. Государственный суверенитет отражает состояние государственной воли народа. Разумеется, что в демократически организованном государстве, охватывающем все население той или иной территории, эта воля должна быть самостоятельной, независимой и верховной. Государственный суверенитет может быть формальным или ограниченным.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Ограниченный суверенитет может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например ради достижения определенных общих для всех них целей, а также когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Государственный суверенитет неотчуждаем и неделим, он всегда связан с государством и волей людей, объединенных в него.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Любое государство, унитарное или федеративное, обладает одним и единственным государственным суверенитетом, который формируется волей составляющего его народа (населения, граждан) и реализуется механизмом соответствующей государственной власти. Внутригосударственные образования не могут обладать государственным суверенитетом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: