Возможное содержание и методические рекомендации:
- обобщить наиболее важные, существенные вопросы лекции;
- сформулировать общие выводы;
- поставить задачи для самостоятельной работы;
- ответить на вопросы студентов.
Лекция разработана «___»________2016г.
_______________________(Каверина Э.Ю.)
Приложение 1
Отличительные черты Законов о банкротстве 1992, 198, 2002 годов
Закон | Отличительные черты |
Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» | - не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы; - отсутствовали механизмы защиты кредиторов и должника от возможных действий друг против друга (до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом кредиторы могли ходатайствовать о наложении ареста на имущество должника, что делало невозможным спасение бизнеса должника. Этим пользовались кредиторы, не стремящиеся к восстановлению платежеспособности должника. Если же имущество должника не было арестовано, то должник мог продолжать им распоряжаться, так как не признавались недействительными сделки должника, совершенные до признания его несостоятельным (банкротом)); - санация относится к судебным процедурам; - для заключения мирового соглашения необходимо погасить долги перед кредиторами 1, 2 очереди и бюджетом, а так же в течении 2-х недель погасить не менее 35% других требований; |
Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» | - предоставляет для банкрота возможность оздоровления бизнеса, а для кредиторов максимальное возмещение их требований; - предусмотрено принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций; - признает два вида несостоятельности: торговую и неторговую, т. е. несостоятельность лиц, ведущих предпринимательскую деятельность и не ведущих ее (к последним помимо названных некоммерческих юридических лиц относятся физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя); - закон применяется ко всем коммерческим организациям, за исключением унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); - возможность признания несостоятельными физических лиц; - принятие решений переходит от собственников к кредиторам (кандидатуру управляющего определяют кредиторы и суд); - полномочия органов управления должника прекращаются; - должник может заключить с кредиторами мировое соглашение, удовлетворив требования кредиторов 1 и 2 очереди, а с остальными договориться о более гибких условиях возврата долгов; - запрещено разглашение сведений о банкротстве до публикации решения арбитражного суда; - принципиальным новшеством является процедура наблюдения, которую АС вводит в течении недели после заявления кредиторов; - полный мораторий на выплату долгов во время процедуры внешнего управления; - сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее 500 МРОТ для юридического лица; - арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству; - санация относится к досудебным процедурам; |
26 октября 2002г. Федерального закона № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". | - предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.; - сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее 1000 МРОТ для юридического лица; - законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций и досудебной санации; - регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих должны заниматься специально созданные некоммерческие организации - саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одной из которых должен быть арбитражный управляющий; - санация относится к досудебным процедурам; - новая процедура - финансовое оздоровление. |
|
|
|
|
Приложение 2
Арбитражная процедура банкротства
Приложение 3
Типы внесудебных процедур
Приложение 4
Основные направления деятельности ФСФО и ее территориальных органов
Подготовка, лицензирование и контроль за деятельностью арбитражных управляющих | Работа системы коллегий уполномоченных государственных представителей | Работа системы межведомственных балансовых комиссий |
Ведения перечня неплатежеспособных предприятий с долей государства, превышающей 25%, и применения к ним внесудебных процедур в рамках действующего законодательства |
Обращение в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности, участие в судебных процедурах банкротства, первом собрании кредиторов, заседаниях арбитражного суда |
Финансовый мониторинг крупных, экономически и социально значимых организаций, их финансовое оздоровление и реструктуризация |
Разработка и реализация программ и мероприятий по финансовому оздоровление и реструктуризации неплатежеспособных организаций, участие в комиссиях и коллегиях по вопросам компетенции службы |
Оценка возможных последствий обращения взыскания на имущество организаций- должников |
Подготовка экспертных заключений о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного или фиктивного банкротства |
Подготовка заключений о возможности реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом |
ФСФО РОССИИ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ |