Диалектика Готлиба Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), стремясь преодолеть учение Канта о «вещи в себе», принципиально отрицает независимое от сознания существование мира. С позиций субъективного идеализма разрабатывает сложную систему взаимодействия субъекта и объекта. Основанием всего сущего провозглашается всеобщее деятельное начало - абсолютное (божественное) «Я», в лоне которого возникают и развиваются взаимосвязанные противоположности: индивидуальное «Я» (деятельность конкретного субъекта) и «не-Я» (объект деятельности субъекта).

«Полная гармония» между «Я» и «не-Я», объектом и субъектом невозможна. В этом взаимодействии проявляются лишь различные степени этой гармонии. В диалектическом процессе напряженного преодоления субъектом ограничений («не-Я») и полагания новых происходит реализация воли индивида, все большее приобщение последнего к сфере абсолютного мышления. Различные степени диалектического тождества абсолютного и индивидуального «Я» - вехи исторического развития самосознания человечества как бесконечное приближение к идеалу. Индивидуальное «Я», не обладая полнотой абсолютного, не «улавливает» в «продуктивном воображении» собственной деятельности и поэтому ее результат («не-Я») предстает как совершенно независимый от сознания объект.

Главное в философии Фихте - утверждение о том, что мысль в процессе деятельности порождает объект и тем самым реализует свои возможности свободного саморазвития. Но так как свобода является принципом практического (нравственного) разума, то практическое отношение к предмету предшествует созерцательно-теоретическому. Природа не имеет собственной ценности и представляет лишь средство для реализации нравственной цели (этический идеализм). Главным побудительным мотивом деятельности индивидуального «Я» является нравственный долг как внутреннее свободное стремление к самосовершенствованию, идеалом которого является совмещение полной свободы каждого со свободой для всех.

Предпосылкой «нравственной» философии Фихте считал теоретическую систему - науку о науке («наукоучение»), обосновывал ее основные положения. Идеи Фихте о развитии сознания, его активности, свободе, опыт систематического выведения категорий, развитие диалектики сыграли значительную роль в истории философской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: