Схема богослужения Таинств Крещения и Миропомазания

Урок 3

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Первым христианским таинством, с которого начинается христианская жизнь человека, является Таинство Святого Крещения.

В Символе веры говорится о Крещении, «потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами…»

«Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия».(Катехизис)

Символ веры говорит только о Крещении и не упоминает прочие таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено, хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви.(7-е Правило II Вселенского Собора)

Крещение – Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую».(Катехизис)

«…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5)

Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19) (Катехизис).

Совершительной формулой Крещения являются слова:

«Крещается раб божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.

Условием принятия Крещения являются покаяние и вера.

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2, 38)

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16, 16)

Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

Что мы подразумеваем под словом Таинство? В Православной Церкви существует семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Венчание, Елеосвящение, Священство, Евхаристия. В каждом Таинстве личности человека дается новое качество, доселе недоступное, т. е. мы должны понимать, чем отличается человек, принявший Таинство от непринявшего. (понятие от первородном грехе)

В далеком прошлом, во времена «золотого века» христианского богослужения, таинство крещения совершалось в Пасхальную ночь и составляло органическую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи. Даже теперь, когда между этими двумя торжественными актами давным-давно уже не существует никакой внешней связи, чинопоследование крещения и пасхальное богослужение все еще несут на себе следы первоначальной взаимозависимости. Однако немногие христиане сознают это. Мало кто из них знает, что пасхальное богослужение развилось из богослужения крещального, что, слушая в канун Пасхи ветхозаветные чтения о переходе через Чермное море, или о трех отроках в печи, или об Ионе во чреве кита, они внимают наиболее древним прообразам крещения и присутствуют на великом предкрещальном молитвенном бдении. Они не знают, что радость, освящающая Святую ночь, с ее ликующим возгласом «Христос Воскресе!» - это радость тех, что «крестились во Христа и во Христа облеклись», что «погреблись с ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца», так и им «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Мало кого из христиан учили, что Пасха как литургический праздник и Великий Пост как литургическое приготовление к Пасхе первоначально возникли из чинопоследования крещения, что Пасха, этот «праздников праздник» есть, таким образом, исполнение крещения, а крещение есть истинно пасхальное таинство.

Исчезнув из общего богослужения, крещение естественным образом исчезает и из нашего благочестия. Христианин прошлого знал, например, что ежегодная Пасха есть празднование его собственного крещения, его вступления в жизнь воскресшего Христа.

Христианин прошлого знал не только умом, но и всем своим существом, что, принимая крещение, он вступает в радикально новые отношения со всеми аспектами жизни и с самим «миром», что вместе с верой он получает новое понимание жизни. Крещение было для него отправной точкой, равно как и основанием христианской философии жизни, целиком определяющим существование его, дающим ответы на все вопросы, разрешающим все трудности.

Это основание все еще здесь с нами. Крещение совершается. Но оно перестало пониматься как дверь, ведущая в новую жизнь, и как сила, помогающая бороться за сохранение и рост этой новой жизни в нас.

Таковы трагические последствия того, что многим может показаться второстепенным и лишь внешним изменением, - превращения крещения из центрального момента церковного богослужения и благочестия в частную требу. С чисто формальной – догматической и канонической точки зрения это может показаться неважным. Ведь крещение по прежнему остается действенным независимо от того, сколько человек присутствует, от времени и места его совершения, от количества используемой воды. Однако наличие такой точки зрения показывает, как далеко ушло наше современное догматическое и каноническое сознание от духа и традиций Церкви, древний принцип которой выражался в словах: «закон молитвы есть закон веры».

Мы должны вновь открыть для себя крещение – его смысл, его силу, его истинную действенность. В течение последних столетий в практике Церкви крещение совершается почти исключительно над младенцами. Несмотря на это, таинство крещения сохранило те же форму и структуру, которые имело во времена, когда большинство крещаемых составляли взрослые. Это особенно очевидно для тех частей обряда, которые имеют приготовительный характер.

Схема богослужения Таинств Крещения и Миропомазания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: