Помазуется раб Божий (имярек), елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь

И назнаменует его перси, и междорамия. На персех убо глаголя: Во исцеление души и тела.

На ушесех же: В слышание веры.

На руках: Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя.

На ногах: Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих.

Человек потерял свою духовную красоту. Он разрушил образ Божий и должен быть восстановлен, должен обрести свой первозданный облик. Крещение касается не только души, оно относится ко всему человеку. Крещение есть прежде всего восстановление человека в его целостности, примирение души и тела.

Ранняя Церковь знала, что в крещении мы истинно умираем и истинно воскресаем со Христом. Апостол Павел пишет: «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 5). Как мы должны понимать эти строки? Что значит умирать по подобию Христовой смерти? Что значит воскресать подобием Его воскресения? И почему это – и только это – является условием вступления в новую жизнь в Нем и с Ним?

Ответ на эти вопросы содержится в утверждении Самого Христа, Что смерть Его-это смерть добровольная. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин.10, 17-18). Церковь учит нас, что, как безгрешный Христос не был естественным образом подвержен смерти, что Он был полностью свободен от человеческой смертности, которая есть наша общая неизбежная судьба. Его смерть не была вынужденной. Следовательно, если Он все же умер, то только потому, что Он пожелал умереть, потому что таковы были Его выбор и решение. Именно добровольность Его смерти, смерти Безсмертного, превращают ее в смерть спасительную и делает нашим спасением.

К сожалению современный человек представляет смерть как только физическое явление, как конец этой жизни. Но в христианском понимании смерть есть, прежде всего, духовная реальность, к которой можно быть причастным и будучи живым, и от которой можно быть свободным даже лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, от Бога, Который есть единственный податель жизни, Который Сам есть Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию – ибо как человек не создал себя сам, так он не имеет власти и уничтожить себя, вернуться в то ничто, в этом смысле человек бессмертен, - а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1, 4). Таким образом, полная смерть представляет собой не биологический феномен, а духовную реальность, чье жало есть грех, т. е. отвержение человеком истинной жизни, данной ему Богом.

Теперь мы можем вернуться к поставленному нами вопросу: почему крещение совершается в подобие смерти и воскресения Христа. Веровать во Христа означает и всегда означало не только признавать Его, не только получать от Него, но прежде всего отдаться Ему. Невозможно веровать в Него и не принять Его веру как свою веру, Его любовь как свою любовь, Его волю как свою волю. Таким образом, вера сама приводит нас к желанию умереть со Христом. Без этого вера всего лишь «идеология», столь же сомнительная и столь же условная как и любая «идеология».

Крещение

Теперь мы готовы к самому Крещению:

И егда помажется все тело, крещает его священник, проста его держа и зряща права на восток, глаголя:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: