Самостоятельная работа № 4

Тема:Принципы обработки информации компьютером.

Арифметические и логические основы работы компьютера.

Алгоритмы и способы их описания.

 

Цель работы: овладеть навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;овладеть типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования.

Задание 1. Составить таблицы истинности для высказываний.

Вариант-1

1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:

Øs® (Øt®r)

2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:

Если Сидоров поедет на автобусе, то его уволят с работы, если автобус опоздает.

3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:

 

Вариант-2

1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:

Øq«(p®ØrÚs)

2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:

Необходимое и достаточное условие для жизни растений состоит в наличии питательной почвы, чистого воздуха и солнечного света.

3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:

 

Вариант-3

 

1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:

Øp®Ø((q&p) ® (pÚr))

2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:

Если «Торпедо» или «Динамо» проиграют, а «Локомотив» выиграет, то «Спартак» потеряет первое место.

3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:

 

Вариант-4

 

1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:

Ø(r&ØqÚp) ®Øt

2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:

Если вечером будет туман или снег, то Джон или останется дома или должен будет взять такси.

3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:

 

Вариант-5

 

1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:

(qÚØ(p&t)) ® ((q&Øt)

2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:

Если животное млекопитающее и имеет острые зубы и имеет клыки и не ест траву, то это хищник.

3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:

 

Критерии оценки задания 1:

Оценка «5» 90 - 100 % верных ответов
Оценка «4» 80-89 % верных ответов
Оценка «3» 70-79 % верных ответов
Оценка «2» Менее 70 % верных ответов

Задание 2. Нарисовать блок-схему процессов.

 

Вариант-1

1. Построить блок-схему алгоритма для нахождения длины гипотенузы и площади прямоугольного треугольника, если известны два катета (использовать теорему Пифагора).

2. Заданытриточки на плоскости своими координатами. Определить, какая из точек ближе к началу координат.

3. Вычислить значения функции у=4х3-2х2+5 для значений х, изменяющихся от [-3; 1], с шагом 0.5.

 

Вариант-2

1. Построить блок-схему алгоритма для вычисления длины окружностей с радиусами и и одним центром, а также площади кольца, образованного этими окружностями.

2. Построить блок-схему алгоритма для вычисления

3. Вычислить значения функции sin x и cos x на отрезке [0,1] с шагом 0.1

Вариант-3

 

1. Построить блок-схему алгоритма для нахождения объема куба, площади одной грани и площади полной поверхности, если известна длина ребра куба а.

2. Построить блок-схему алгоритма для вычисления.

3. Вычислить значение функции F=n!

Критерии оценки задания 2:

Оценка «5» Все 3 задания выполнены правильно, аккуратно, проиллюстрированы примером при заданных начальных условиях; понимает и умеет применять алгоритмические конструкции в зависимости от условий задачи; алгоритм можно применить при любых начальных условиях
Оценка «4» Все 3 задания выполнены правильно, оформление не очень аккуратное, при иллюстрации примером при заданных начальных условиях допущены небольшие ошибки, самостоятельно их исправляет; понимает и умеет применять алгоритмические конструкции в зависимости от условий задачи; алгоритм можно применить при любых начальных условиях
Оценка «3» Выполнены верно 2 задания, 3-е задание не выполнил, или выполнил неправильно, оформление не аккуратное, иллюстрация примерами выполнена частично или неправильно, но выполненные алгоритмы понимает и объясняет правильно.
Оценка «2» Выполнено менее 2-х алгоритмов. Задание выполнено не аккуратно, с помарками. Не понимает и не умеет применять алгоритмические конструкции в зависимости от условий задачи.

Задание 3. Разработать программу в Паскале, выбрав алгоритм из предыдущего задания.

 

Критерии оценки задания 3:

 

Оценка «5» Выбрана задача №3. Программа результативна, логически стройная, оператор цикла выбран правильно, структура программы правильная, продуман пользовательский интерфейс, нет лишних операторов
Оценка «4» Выбрана задача №3. Программа результативна, структура программы правильная, присутствуют 2-3 лишних оператора, не продуман пользовательский интерфейс. Выбрана задача №2. Программа результативна, логически стройная, структура программы правильная, продуман пользовательский интерфейс, нет лишних операторов
Оценка «3» Выбрана задача №2. Программа результативна, не продуман пользовательский интерфейс, присутствуют лишние операторы. Выбрана задача №1. Программа результативна, логически стройная, структура программы правильная, продуман пользовательский интерфейс, нет лишних операторов
Оценка «2» Программа не результативна, структура программы неправильная, нет пользовательского интерфейса, не знает и не умеет применять операторы языка Паскаль, не может объяснить алгоритм выполнения задачи или нарисовать блок-схему.

Рекомендуемые источники:

1. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. –М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

2. Рабочая тетрадь по информатике

3. Презентация «Алгоритм, его свойства и виды»

4. Презентация «Основы программирования на Паскаль»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: