Тема:Принципы обработки информации компьютером.
Арифметические и логические основы работы компьютера.
Алгоритмы и способы их описания.
Цель работы: овладеть навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;овладеть типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования.
Задание 1. Составить таблицы истинности для высказываний.
Вариант-1
1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:
Øs® (Øt®r)
2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:
Если Сидоров поедет на автобусе, то его уволят с работы, если автобус опоздает.
3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:
|
|
Вариант-2
1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:
Øq«(p®ØrÚs)
2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:
Необходимое и достаточное условие для жизни растений состоит в наличии питательной почвы, чистого воздуха и солнечного света.
3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:
Вариант-3
1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:
Øp®Ø((q&p) ® (pÚr))
2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:
Если «Торпедо» или «Динамо» проиграют, а «Локомотив» выиграет, то «Спартак» потеряет первое место.
3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:
Вариант-4
1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:
Ø(r&ØqÚp) ®Øt
2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:
Если вечером будет туман или снег, то Джон или останется дома или должен будет взять такси.
3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:
|
|
Вариант-5
1. Для формулы логики высказываний построить соответствующую логическую функцию в виде таблицы истинности, определить выполнимость формулы:
(qÚØ(p&t)) ® ((q&Øt)
2. Записать следующее утверждение в виде логической формулы, построить таблицу истинности и определить выполнимость полученной формулы:
Если животное млекопитающее и имеет острые зубы и имеет клыки и не ест траву, то это хищник.
3. Построив таблицу для соответствующих функций, убедиться в справедливости эквивалентности:
Критерии оценки задания 1:
Оценка «5» | 90 - 100 % верных ответов |
Оценка «4» | 80-89 % верных ответов |
Оценка «3» | 70-79 % верных ответов |
Оценка «2» | Менее 70 % верных ответов |
Задание 2. Нарисовать блок-схему процессов.
Вариант-1
1. Построить блок-схему алгоритма для нахождения длины гипотенузы и площади прямоугольного треугольника, если известны два катета (использовать теорему Пифагора).
2. Заданытриточки на плоскости своими координатами. Определить, какая из точек ближе к началу координат.
3. Вычислить значения функции у=4х3-2х2+5 для значений х, изменяющихся от [-3; 1], с шагом 0.5.
Вариант-2
1. Построить блок-схему алгоритма для вычисления длины окружностей с радиусами и и одним центром, а также площади кольца, образованного этими окружностями.
2. Построить блок-схему алгоритма для вычисления
3. Вычислить значения функции sin x и cos x на отрезке [0,1] с шагом 0.1
Вариант-3
1. Построить блок-схему алгоритма для нахождения объема куба, площади одной грани и площади полной поверхности, если известна длина ребра куба а.
2. Построить блок-схему алгоритма для вычисления.
3. Вычислить значение функции F=n!
Критерии оценки задания 2:
Оценка «5» | Все 3 задания выполнены правильно, аккуратно, проиллюстрированы примером при заданных начальных условиях; понимает и умеет применять алгоритмические конструкции в зависимости от условий задачи; алгоритм можно применить при любых начальных условиях |
Оценка «4» | Все 3 задания выполнены правильно, оформление не очень аккуратное, при иллюстрации примером при заданных начальных условиях допущены небольшие ошибки, самостоятельно их исправляет; понимает и умеет применять алгоритмические конструкции в зависимости от условий задачи; алгоритм можно применить при любых начальных условиях |
Оценка «3» | Выполнены верно 2 задания, 3-е задание не выполнил, или выполнил неправильно, оформление не аккуратное, иллюстрация примерами выполнена частично или неправильно, но выполненные алгоритмы понимает и объясняет правильно. |
Оценка «2» | Выполнено менее 2-х алгоритмов. Задание выполнено не аккуратно, с помарками. Не понимает и не умеет применять алгоритмические конструкции в зависимости от условий задачи. |
Задание 3. Разработать программу в Паскале, выбрав алгоритм из предыдущего задания.
Критерии оценки задания 3:
Оценка «5» | Выбрана задача №3. Программа результативна, логически стройная, оператор цикла выбран правильно, структура программы правильная, продуман пользовательский интерфейс, нет лишних операторов |
Оценка «4» | Выбрана задача №3. Программа результативна, структура программы правильная, присутствуют 2-3 лишних оператора, не продуман пользовательский интерфейс. Выбрана задача №2. Программа результативна, логически стройная, структура программы правильная, продуман пользовательский интерфейс, нет лишних операторов |
Оценка «3» | Выбрана задача №2. Программа результативна, не продуман пользовательский интерфейс, присутствуют лишние операторы. Выбрана задача №1. Программа результативна, логически стройная, структура программы правильная, продуман пользовательский интерфейс, нет лишних операторов |
Оценка «2» | Программа не результативна, структура программы неправильная, нет пользовательского интерфейса, не знает и не умеет применять операторы языка Паскаль, не может объяснить алгоритм выполнения задачи или нарисовать блок-схему. |
Рекомендуемые источники:
|
|
1. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. –М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010
2. Рабочая тетрадь по информатике
3. Презентация «Алгоритм, его свойства и виды»
4. Презентация «Основы программирования на Паскаль»