Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки на занятиях?
5. Что из изученного в лицее хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, поговорите об этом с одногруппниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Цель исследования
Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в ходе исследования. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон в природе.
|
|
Задачи исследования
При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования обычно уточняются ее целью. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя поведение вороны, ставите перед собой задачи выяснить:
1. Как ведет себя ворона по отношению к своим собратьям?
2. Каково ее поведение по отношению к людям?
3. Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника)?
4. Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года?
5. Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород?
Объект исследования – это процесс, явление и т.п., которое исследуется. В выбранной нами теме «Поведение ворон во внешней среде» объектом исследования будут: факторы, влияющие на поведение ворон.
Предмет исследования – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Нашим предметом исследования будет «Поведение ворон во внешней среде».