Согласно деятельностному подходу, коммуникация - это обмен информацией, взаимодействие, в ходе которого участники выступают субъектами и объектами попеременно

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

_________________________________________________

 

Кафедра электронной коммерции

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

Деловые коммуникации

 

 

по специальности (направлению подготовки):

080500 Бизнес-информатика

 

 

Составитель:

к.э.н., доц. Хасаншин И.А.

 

Самара

 

УДК 651.5+004.4

 

Хасаншин И.А.

Деловые коммуникации. Конспект лекций.– Самара.:ГОУВПО ПГУТИ, 2011–132 с.

 

Конспект лекций по дисциплине «Деловые коммуникации» посвящен изучению теоретических основ деловой коммуникации, освоению коммуникативного категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм коммуникации, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста; освоению навыков правильного общения и взаимодействия; пониманию возможностей практического приложения деловой коммуникации, ее взаимосвязи с жизненной средой и речевым поведением. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Предназначен для студентов и слушателей очной и заочной форм обучения по специальности 080500 – «Бизнес-информатика».

 

 

Содержание

 

Тема 1. Основные положения теории коммуникации. 5

1.1. Поняmие коммуникации. 5

1.2. Модель коммуникативного акта. 6

10.3. Вербальная и невербальная коммуникация. 13

Тема 2. Деловые переговоры: подготовка и проведение. 19

2.1. Цели и стратегии переговоров. 19

2.2. Основные этапы переговоров. 21

2.3. ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ... 24

2.3.1. Информационная подготовка к переговорам (цель, позиции и интересы) 25

2.3.2. Психологическая подготовка к переговорам (методы ведения переговоров и способы подачи позиции) 27

2.3.3. Техническая подготовка к переговорам. 36

2.4. ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ.. 39

2.4.1. Установление контакта. 40

2.4.2. Взаимная ориентация в проблеме — уточнение позиций и интересов 50

2.4.3. Поиск решения (обсуждение, аргументирование, выдвижение предложений, их обоснование) 53

2.4.4. Философия торга. 56

Тема 3. Письменное деловое общение. 59

3.1. История и виды письменности. 59

3.2. Редактирования и корректура. 68

3.3. Эпистолярный жанр. Нормы деловой переписки. 71

3.4. Составление резюме. 77

Тема 4. Правила служебных взаимоотношений. 79

4.1. Работа. 79

4.2. ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ НА РАБОТЕ.. 80

4.3. ВСТРЕЧИ В ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.. 81

Тема 5. Этика делового общения. 82

5.1. Мастерство личной презентации. 82

5.2. Виды спора. 86

5.3. Деловая беседа. Переговоры.. 89

5.4. Ведение собрания, совещания. Конфликты на собраниях. 89

Тема 6. Средства коммуникации в современном бизнесе. 95

6.1. Галактика Гуттенберга и галактика мультимедиа. 95

6.2. Интернет и бизнес. 98

6.3. Русский язык и Интернет. 98

Тема 7. Проблемы межкультурной коммуникации. 101

7.1.Требования национального этикета. 101

7.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТА 104

7.3. Правила международной вежливости. 122

Список литературы по дисциплине. 142

 

Тема 1. Основные положения теории коммуникации

 

Поняmие коммуникации

Термин «коммуникация> образован от латинского communico, означает «делать общим, связывать». Практически во всех европейских языках слово «коммуникация» является синонимом слова «общение»; близки по смыслу эти слова и в русском языке а некоторые их производные даже являются полными синонимами, например: коммуникабельный - общительный.

Между тем понятие коммуникации давно стало интердисциплинарным. Оно присутствует не только в социальной психологии, социологии, но и теории управления, кибернетике и других науках. Естественно, каждая наука рассматривает понятие коммуникации в том виде, в каком оно наиболее пригодно для предмета этой науки. Теорию общения называют еще коммуникативистикой, она является разделом социологии.

А общий набор представлений о коммуникации оформился в самостоятельную дисциплину - теорию коммуникации.

Теория коммуникации предполагает два подхода к толкованию понятия коммуникации - механистический и деятельностный. В информатике, теории управления и прочих, скорее точных, нежели гуманитарных дисциплинах коммуникацию понимают как передачу данных, передачу информации с обратной связью - это механистический подход. Соответственно, исследуют все обстоятельства такой передачи информации. В социальной психологии, социологии, теории массовых коммуникаций, то есть в гуманитарных науках, под коммуникацией понимают не передачу, а обмен информацией. Это деятельностный подход.

Согласно механистическому подходу, коммуникация - это передача информации, однонаправленный процесс, предполагающий некое информационное воздействие субъекта на объект с последующей возможной обратной связью.

Согласно деятельностному подходу, коммуникация - это обмен информацией, взаимодействие, в ходе которого участники выступают субъектами и объектами попеременно.

Целью такого обмена информацией в человеческом общении является выработка некоего совместного знания, подхода, взгляда - как раз то, что описывается латинским словом communico.

Резюмируя существенные обстоятельства коммуникации можно сказать, что коммуникация - это такое взаимодействие с помощью знаков, при котором происходит обмен информацией, ведущий к накоплению информации для соорганизации людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: