IV. Работа педагогов по повышению чувствительности детей к состоянию другого человека, развитие у них эмпатии, способности к принятию

Повышение сензитивности (чувствительности) ребенка к состоянию другого человека — сложная задача, которая встает перед взрослыми в процессе воспитания. Ребенок живет своим миром и своими переживаниями, которые по эмоциональному накалу перекрывают все другие социальные ощущения. Ему трудно встать в позицию другого человека. Отсюда встает задача, во-первых, обратить внимание ребенка на состояния и чувства других людей, во-вторых, научить его сопереживать, в-третьих, развивать способность к пониманию и принятию человека.

Эти задачи решаются комплексно. Важно, чтобы педагог в процессе работы с детьми научился распознавать состояния своих воспитанников, обучающихся, видеть проблемные ситуации и вовремя обращать на это внимание других детей.

С чего нужно начинать эту работу? Конечно, со сказки. Сказка — это наиболее доступная форма нравственного освоения мира, многообразия человеческих отношений. В сказке мы обнаруживаем в символизированном виде реальную жизнь, поэтому важно правильно прочитать сказку детям.

Во-первых, следует констатировать, что многие сказки насыщены насилием. Например, Бабу-Ягу сжигают в печке, лису в сказке «Петух и собака» разрывает собака, в сказке «Иван-царевич и серый волк» волк терзает в клочья братьев, в сказке «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» царь погибает от дубинки Андрея-стрелка. Во всех случаях смерть отрицательных героев оправдана, однако добро творится посредством того же насилия. Поэтому в качестве центральной встает задача придумывания другого конца, особенно это важно, когда отрицательные герои уже и так наказаны, осознали свою неправоту или вину. Как сделать так, чтобы заяц подружился с лисой и поделился жильем? Как сделать, чтобы Баба-Яга стала добрее и не причиняла зла людям?

Во-вторых, необходимо учить детей видеть положительные стороны в отрицательных героях и отрицательные стороны в положительных героях. Это создает предпосылки для развития понимания людей, мотивов их поступков, развивает оправдательную логику в мышлении ребенка, в конечном итоге стимулирует эмпатию и способность к терпимости. Например, почему Баба-Яга злая? Что хорошего в волке, который хотел съесть поросят? Может ли Буратино взять Карабаса - Барабаса в театр, учитывая его раскаяние и неумение заниматься каким-то другим делом, кроме «кукольного»?

В-третьих, сказки изобилуют и аналогами терпимого (терпеливого) и нетерпимого поведения героев. Что было бы, если бы Иван-царевич из сказки «Царевна-лягушка» проявил выдержку и не сжег лягушачью кожу? Как развивались бы события? Почему звери из сказки «Теремок» после того, как медведь развалил теремок, не выгнали его, а приняли в свою компанию, выстроив новый дом? Только ли потому, что боялись?

Так можно постепенно создать установку у детей на неоднозначное восприятие и жизненной ситуации. Такая установка постепенно будет делать отношение ребенка к окружающим более осознанным, а значит, и более терпимым.

Полезно постоянно акцентировать внимание ребят на положительных сторонах окружающих. Полезно чаще использовать такие упражнения, как «Что хорошо умеет делать Ваня, Наташа, Петя и др.»; «Скажи приятные слова Сереже, Насте, Кате...». Это создает благоприятные предпосылки к эмпатическому пониманию и терпимому отношению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: