Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится обоснование актуальности темы. Актуальность темы диссертации должна быть обоснована и доказана, это основное требование к научному исследованию.
Актуальность темы диссертации – это её востребованность в психолого-педагогической теории и практике. Актуальность задается и определяется общественной ситуацией, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.
Функциональные характеристики актуальности исследования
- восполнение каких-либо пробелов в психологической науке и психолого-педагогической практике;
- дальнейшеё развитие проблемы, применительно к современным условиям;
- суждение в вопросе, по которому нет единства мнений;
- обобщение накопленного опыта;
- постановка новых проблем с целью привлечения внимания ученых и практиков.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. При определении актуальности научного исследования необходимо обратить внимание на типичную ошибку: в магистерских диссертациях часто обосновывается актуальность направления исследования как целой области, а не конкретно выбранной магистрантом темы.
|
|
Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование…, изучение…», так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.
Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.
Объектом исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – то, что находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть или как общее и частное.
Гипотеза исследования – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска. К научной гипотезе предъявляются два требования:
|
|
· Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены.
· Гипотеза должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик.
Гипотеза работы может иметь иерархическую структуру, то есть содержать основную и частные гипотезы. Не всегда с самого начала исследования удается точно сформулировать гипотезу. Зачастую она обретает свое окончательное содержание только в процессе исследования.
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Методы исследования: указываются методики, с помощью которых было произведено исследование с указанием литературных источников, из которых они взяты.
База исследования (испытуемые): указывается место проведения исследования без уточнения данных о нем (номера, адреса и т.д.) и общая характеристика выборки испытуемых (количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования). Использование имен и фамилий допускается только в измененном виде.
Новизна и значимость заключаются в кратком изложении нового видения проблемы, новых методических разработок, уточнении некоторых концептуальных положений, практической значимости (практические рекомендации, методические приемы и способы психодиагностических процедур или психокоррекционной работы).