Жизнь и творчество писателя. История замысла. Жанровые особенности романа. «Любимые» и «нелюбимые» герои Толстого. Нравственные искания «любимых» героев. Семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных как воплощение «мысли семейной» в романе. Философия истории в романе. Кутузов и Наполеон. Наташа Ростова в философско-этической системе романа. Фатализм Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Психологизм Толстого.
Контрасты прозы второй половины XIX века. Антигерой и идеальный герой
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Жизнь и творчество писателя. Пародия на летописи и официальную историографию. Русская история в зеркале сатиры. Образы градоправителей и глуповцев. Проблема власти и народа в романе. Мастерство сатирика.
Н.С. Лесков «Несмертельный Голован»
Жизнь и творчество писателя. Образ и судьба праведника. Традиции древнерусской литературы. Мифопоэтическая основа сказа.
Ф.М. Достоевский «Идиот»
Положительно прекрасный человек в романе. Мифологические и литературные прообразы героя: Христос, Дон-Кихот Сервантеса, «рыцарь бедный» Пушкина и др. Рогожин, Настасья Филипповна: раскаявшийся разбойник и блудница. Нравственно-философская проблематика романа. Жанрово-композиционные особенности романа.
|
|
Зарубежная литература XIX века
Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес»
Общая характеристика произведения. Жанровое своеобразие. Романтическое двоемирие. Мифологизация и сатира. Образ Цахеса.
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
Общая характеристика произведения. Социально-нравственная проблематика романа. Образ главного героя. Особенности композиции. Женские образы в романе. Художественное своеобразие романа.