Разновидности невербального общения

Невербальные средства общения весьма разнообразны, и имеют определенную классификацию. Классифицируют невербальные средства общения по следующим группам:

1) Визуальные

2) Аудиальные

3) Тактильные

Визуальные компоненты невербального общения достаточно разнообразны и изучаются такой наукой как кинесика.

Кинесика – «раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движения тела». Основателем кинесики считается американский антрополог Рей Ли Бервистелл.1 Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний1. К визуальным компонентам невербального общения относят:

1) Жесты

2) Мимику

3) Пространственную организацию общения (дистанцию до собеседника и персональное пространство)- проксемику

4) Позы

5) Направление взгляда

6) Одежду, прическу, аксессуары

Жест – «движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние и несущая в себе информацию о его мыслях, переживаниях, а так же его отношению к тому что происходит с ним или вокруг него».[2] Жесты, в свою очередь так же делятся на:

1) Жесты – символы – простые приемы невербального общения, ограниченные территориальным или этническим признаком. Например, всеобще принятый жест «ОК», обозначающий что «все хорошо» во многих странах мира, в Италии является оскорбительным. Данный жест является классическим жестом-символом и требует определенной аккуратности при его использовании.3

2) Жесты – иллюстраторы – используются для пояснения сказанного. С помощью такого жеста усиливаются те или иные посылы сообщения, ключевые моменты беседы подчеркиваются и в результате лучше запоминаются. Примером такого жеста является жест указания направления рукой, дополняющий уже сказанные слова.3

3) Жесты – регуляторы – более сложный тип жестов, означающие приглашение, привлечение внимания или же призыва. Примерами данной группы жестов могут служить жест «стоп» (развернутая ладонь перед собеседником) или же жест приветствия – протянутая открытая ладонь к собеседнику.

4) Жесты – адапторы – жесты, сопровождающие наши чувства и эмоции в процессе разговора. Примером жестов адапторов может служить постукивание пальцем по столу, что явно говорит о том, что собеседник нервничает или ему некомфортно в сложившейся обстановке.1

В процессе контактирования индивидов жестикуляция так же является одним из ключевых показателей невербального общения и показывает истинную обстановку общения и эмоции собеседника.

Мимика так же является одним из важных компонентов невербального общения и в совокупности с жестами усиливает выражение эмоций.

Мимика – «экспрессивно-выразительные движения различных частей лица человека (в частности его глаз, губ), выражающее его психологическое состояние в данный момент времени».2

По средствам мимики и жестов в совокупности можно дать более точную оценку психологического состояния и намерений собеседника, что позволяет более точно дать оценку ситуации и выработать более эффективную стратегию поведения.

Мимика человеческого лица делится на следующие 3 зоны:

1. Верхняя зона (лоб и брови) – отвечает за логику и мыслительные процессы. Ровная поверхность лба говорит о готовности к получению информации. Расширение мышц лба принято интерпретировать как интерес, восторг, желание получить больше информации. Сжатие мышц лба, напротив, может свидетельствовать о том, что человек занят собственными мыслями, и к получению информации из внешнего мира в данный момент не готов. Несимметричное расположение бровей, когда одна бровь находится выше другой, может говорить о смешанных чувствах: человек испытывает интерес, смешанный с сомнением, человек находится в оценивающей позиции.

2. Средняя зона (глаза и нос) – отвечает за визуальное восприятие информации. Глаза обеспечивают человеку визуальное восприятие. Широко раскрытые, распахнутые глаза говорят о желании воспринимать информацию. Прикрытые глаза – наоборот, могут отражать недоверие к информации или отсутствие потребности в ней (например, информация уже известна). Прищуренные глаза – признак того, что человек хотел бы воспринимать информацию медленнее, чтобы успеть её проанализировать. Возможно, то, что человек воспринимает, кажется ему сложным и непонятным, либо вызывает у него сомнения.

Взгляд снизу вверх обычно характерен для коммуникаций, в которых человек выступает подчиненным по отношению к собеседнику. Взгляд сверху вниз, наоборот, может свидетельствовать о наличии власти.

Нос, также расположенный в средней мимической зоне, отвечает за безопасность жизнедеятельности. Когда человек морщит нос, это может быть признаком того, что ситуация нежелательна, небезопасна. Обратное мимическое движение – когда человек носом тянется вперед – говорит об одобрении, интересе.

Характерные мышцы между носом и ртом являются атавизмом, доставшимся человеку от животных. В животном мире данное мимическое движение служит для демонстрации клыков. У человека эти мышцы также напряжены при выражении агрессии. Подрагивающие мышцы свидетельствуют о попытке удержать себя от агрессивного поведения.

Еще одна группа мышц средней зоны лица – это мышцы под глазами. Сильное их сокращение растягивает губы, приподнимает щеки, образуя так называемые паучьи лапки в уголках глаз. Эти мышцы обязательным образом задействованы при выражении искренней улыбки. Ненастоящая, притворная улыбка отличается тем, что создается мышцами нижней части лица, без работы мимических мышц под глазами.

Также в средней зоне лица можно наблюдать напряжение бровей, которое легко заметно по складке, образующейся в районе переносицы. Такая мимическая особенность часто характерна для состояний требовательности, напряженности.

3. Нижняя зона (губы и подбородок) – отвечает за чувственную оценку происходящего. Губы передают чувственную оценку происходящего. Расширение, расслабление губ может говорить о том, что человек спокоен, расслаблен, происходящее вокруг доставляет ему удовольствие. Поджатые губы могут свидетельствовать о том, что человек стремится удержать свои эмоции. Ситуация ему неприятна и не вызывает доверия. При этом нижняя губа отвечает за большее демонстративные эмоции, эмоции для окружающих: например, детская обида «для родителей», когда ребенок характерно выпячивает нижнюю губу. Верхняя губа выражает личные эмоции: не для окружения, а для себя.

Подбородок отвечает за выражение власти и подчинения. Приподнятый подбородок может демонстрировать претензию на власть, позиция хозяина. Опущенный подбородок, подбородок «в себя» характерен для ситуаций подчинения, повиновения.

Далее необходимо коснуться еще одного немаловажного элемента визуального компонента невербального общения - пространственной составляющей. Пространственную составляющую общения рассматривает наука проксемика.

Проксемика – «наука о пространственно-временных параметрах и область социальной психологии и семиотики».1

Основатель проксемики – американский ученый и доктор наук Эдвард Холл в 1950-х годах, исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении, обозначает термином «проксемика» анализ того, как человек осу­ществляет спонтанное структурирование микропространства, межсубъектное про­странство, организация пространства в своем жилище, планировка городской среды. Он пришел к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт.1

Эдвард Холл выделял 4 межсубъектные зоны:

1) интимная (0-0,5 метра)

2) персональная или личностная (0,5-1,2 метра)

3) социальная (1,2-3,65 метра)

4) общественная (3,65 метра и более)

В интимную зону индивид допускает только самых близких ему людей, ярким примером тому могут являться молодожены, близкие родственники, дети. Персональная зона соблюдается при ежедневном общении в неформальной обстановке. Социальная зона – при официальных встречах и приемах, при разном социальном статусе собеседников. Для публичных выступлений и выступлений с трибуны или, при большом скоплении людей задействуется общественная зона.

Как показали исследования Эдварда Холла, пространства, куда можно допускать вторжение других людей разняться в зависимости от культуры и национальности. К примеру, восточные культуры допускают меньшее расстояние общения, чем западные.

Так же одним из немаловажных элементов визуального компонента невербального общения являются позы индивида при общении.

Основными компонентами позы являются положения корпуса, плеч, наклона головы, рук и ног. Рассмотрение элементов позы обособленно невозможно, так как только в совокупности всех элементов позы можно сделать определенный вывод о состоянии собеседника.

Позы человека могут передавать достаточно много информации, но главное о чем могут сказать позы это отношение собеседника к общению, его открытости или же закрытости.

Об открытости, настроенности на контакт свидетельствуют «открытые» позы - руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытянуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед и т.п..1

Принимая «закрытые» позы, человек прикрывает наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина) и старается занять как можно меньше места в пространстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, руками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэффективным.

Важно понимать что позы, как компонент невербального общения имеют определенной различия, в зависимости от культурных и национальных особенностей, и то, что является нормальной позой в одной стране, может считаться неуважение по отношению к собеседнику в другой стране.

Не менее важным визуальным компонентом невербального общения является взгляд. Взгляд считают одним из основополагающих элементов невербального общения. Ведь именно по взгляду можно определить заинтересован ли собеседник в разговоре, или же определить, искренен ли ваш собеседник с вами или же нет. Исследователи утверждают, чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70 % всего времени общения.1

Согласно трудам американских психологов Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, существует шесть основных направлений взгляда, которые имеют следующее смысловое содержание:

1. Налево вверх - зрительные воспоминания. Это зона визуальных образов тех объектов, которые человек когда-то видел. Вызвать их могут вопросы такого типа: «Какого цвета стены вашего кабинета?; «Как выглядел дом, в котором прошло ваше детство?»1

2. Направо вверх - зрительные конструкции. Визуальные образы тех вещей или явлений, которые человек никогда не видел раньше или видел не такими, как должен представить в данный момент. Типовые вопросы: «Какое у вас самое светлое детское воспоминание?»; «Вообразите, как вы будете смотреться в костюме гусара?».

3. Налево в сторону - слуховые воспоминания. Аудиальные образы тех звуков, которые человек уже слышал в прошлом. Типовые вопросы: «Вспомните звуки флейты»; «Что сказал докладчик в начале своего выступления?».

4. Направо в сторону - слуховые конструкции, т. е. аудиальные образы тех звуков, которые человек никогда не слышал раньше. Стандартные вопросы: «Как прозвучало бы ваше имя, если прочитать его наоборот?»; «Вы можете услышать, как спорят древнеримские сенаторы?».

5. Налево вниз - замкнутые слуховые представления. Внутренний разговор с собой. Стандартные установки: «Похвалите себя за удачно проведенный день»; «Повторите про себя стихотворение, которое вы учили наизусть в школе».

6. Направо вниз - кинестетические представления любого типа. Эмоциональные, а также осязательные и другие ощущения. Стандартные вопросы: «Какое чувство вы испытываете, прикасаясь ко льду?»; «Что вы ощущаете, когда делаете по утрам зарядку?».1

Используя данный метод можно с легкостью определить, искренен ли с вами ваш собеседник, что особенно важно в управленческой и деятельности менеджера в целом.

Визуальные компоненты невербального общения очень важны не только в процессе коммуникации индивидов, но и при составлении правильного впечатления о собеседнике, так как именно с помощью визуальных компонентов можно сделать соответствующие выводы о социальном статусе и личных психологических качествах индивида. Если же пренебрегать важностью визуальных компонентов, то можно не добиться нужного результата, как в решении организационных, так и управленческих задач.

Далее необходимо рассмотреть аудиальные компоненты невербального общения.

Под аудиальными компонентами невербального общения понимают все голосовые явления, не требующие концентрации на содержании сказанного.2

Выделяют 2 группы аудиальных средств общения:

1. Паралингвистические, характеризующие качество голоса, громкость, тональность, тембр, ритм, интонацию и высоту звука.

2. Экстралингвистические (речевые паузы, вздохи и прочее).

Важность аудиальных компонентов при невербальном общении на практике доказывается тем, что с их помощью легко можно определить настроение и уровень волнения говорящего, так же узнать его эмоциональное и психологическое состояние. К примеру, если у индивида наблюдается дрожание в голосе и несвойственный ему тембр или ритм произносимой речи, то, скорее всего, собеседник испытывает волнение.

На практике аудиальные компоненты невербального общения часто применяются людьми, специфика деятельности которых, связанна с публичными выступлениями, проведением совещаний, или же работой с большим количеством людей.

Не могу не отметить, что наряду с визуальными и аудиальными компонентами одно из ведущих мест при невербальном общении занимают тактильные средства общения.

Тактильная коммуникация – «использование физического контакта».1 Особыми тактильными невербальными средствами являются: рукопожатия, прикосновения, похлопывания по плечу, колену, спине.

Существуют следующие виды рукопожатий:

1) доминирующее - рука сверху, ладонь развернута вниз;

2) покорное - рука снизу, ладонь развернута вверх;

3) равноправное - рука боком, ладонь развернута к собеседнику.2

С помощью тактильных средств невербального общения так же можно получить определенное количество информации о собеседнике. Например, при рукопожатии, если рука собеседника вспотела, можно сказать что он испытывает волнение, а так же если само рукопожатие слабое это может быть показателем неуверенности, безволии, отсутствие интереса к собеседнику, малой энергичности, плохого физического или психического самочувствия.

Похлопывание по плечу, возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Когда человек пытается быть убедительным, подключает прикосновение к своему красноречию, дотрагиваясь до руки или рукава собеседника в моменты интонационного ударения.

Если кто-то твердо схватывает вашу руку и поворачивает ее так, что его рука оказывается прямо над вашей, то он пытается добиться физического доминирования.

Если же ваша рука оказывается над его рукой, повернутой ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного.

Рука собеседника берется правой рукой, а левой - накрывается - рукопожатие политика.

Пожатие правой рукой с одновременным похлопыванием левой по плечу - допустимо между близкими друзьями, многие политики пожимают руки именно так.1

Таким образом, визуальные, аудиальные и тактильные компоненты невербального общения неразрывны и не могут использоваться обособленно друг от друга. Для составления корректного впечатления о собеседнике необходимо комплексное использование всех компонентов невербального общения. Также не стоить забывать о том, что все компоненты невербального общения имеют свои отличительные признаки и могут различаться и трактоваться по-разному в зависимости от национальных, культурных и религиозных особенностей собеседника. Успешный менеджер обязан учитывать и использовать все компоненты невербального общения для решения повседневных задач на высоком профессиональном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: