Методические рекомендации по созданию эссе

Личностный, лирический характер эссе требует от автора прямого обращения к телевизионной аудитории:

– в самом начале выступления обратиться к «своей» аудитории, определить цель;

– четко структурировать излагаемый материал;

– осмысление и изложение сообщаемой информации вести одновременно на рационально-познавательном и эмоционально-чувственном уровнях; речь строить так, чтобы она была не только четкой, ясной и понятной, но и выразительной, яркой, воздействующей и на сознание, и на чувства телезрителей;

– информация, содержащаяся в тексте эссе, должна быть развернутой и исчерпывающей;

– из текста необходимо исключать двусмысленные выражения, а ожидаемые возражения и сомнения предупреждать с помощью определенной аргументации;

– для налаживания коммуникативных связей с аудиторией автор может уточнить какой-либо значимый факт, поставить перед телезрителями риторический вопрос, поделиться своими непосредственными размышлениями.

Телевизионное интервью

В интервью собеседники — журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) — участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации — аудитории.

М. М. Лукина

Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» [17, с. 10]. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — события и факты, актуальные проблемы современности, интересные люди. Авторская задача — с помощью вопросов, интересующих зрителей, получение ответов «из первых рук», от носителя информации. Методы — организация живого диалога с собеседником (собеседниками) в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рождаются прямо на глазах у зрителей.

 

Коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью, является составной частью телевизионной образности, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы.

Интервью на телевидении — это впрямую соответствующий природе экрана способ речевого общения, возможность получения журналистом необходимой информации (метод) и предъявления этой информации телезрителям в вопросно-ответной форме «из первых рук» (жанр). А репортажность, как природное свойство телевещания, делает интервью явлением, где жанр и метод сливаются воедино.

Жанрово-стилистические особенности телеинтервью:

– субъективизация повествования, выражающаяся в том, что:

· зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников;

· разговор носит импровизационный, ярко выраженный личностный характер;

· живая речь отражает индивидуальные речевые особенности интервьюера и интервьюируемого;

– наглядность и зрелищность речевого общения:

· проявляет уровень компетентности собеседников в обсуждаемой теме;

· направляет внимание телезрителей не только на содержание разговора, но и на речевую культуру, речевое поведение собеседников;

· демонстрирует значение невербальных элементов (внешний вид, мимика, жесты, позы, интонация, «язык» глаз, а также обстановка, в которой происходит разговор) в раскрытии обсуждаемой темы;

– совместное творчество тележурналиста, собеседника и телезрителя — условие высокой эффективности передачи:

· интервьюируемый — главное лицо передачи;

· спрашивать не легче, чем отвечать;

· выбор актуальной темы, интересной телезрителям.

Конкретные задачи любого телеинтервью состоят в том, чтобы:

– сообщить о политических, социальных, производственных и иных задачах;

– рассказать о достижениях в разных сферах нашей жизни;

– разъяснить более подробно уже известный факт;

– узнать мнение разных людей по какому-то вопросу;

– представить интересного человека.

Интервьюируемые, в свою очередь, делятся на три категории:

– политические и государственные деятели, специалисты и другие компетентные лица, обладающие оперативной, актуальной, эксклюзивной информацией (их интервьюируют с целью получения этой информации);

– знаменитости (подробности их жизни и деятельности становятся основой интервью-портрета);

– обыкновенные люди, представители разных слоев населения (интервью необходимо для выяснения общественного мнения о том или ином событии).

Целевым назначением интервью обусловлена и типология жанра.

В зависимости от содержания интервью делятся на:

– протокольные (получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства);

– информационные (получение определенных сведений);

– проблемные (исследование разных точек зрения на определенную проблему и поиск путей их решения);

– интервью-портреты (выявление системы духовно-нравственных ценностей собеседника);

– интервью-анкеты (выяснение разных мнений по одному определенному вопросу).

В зависимости от формы изложения интервью имеет такие жанровые разновидности, как:

– монолог (на один заданный за кадром вопрос собеседник дает в эфире пространный ответ — выступление на заданную тему);

– диалог (журналист задает вопросы, собеседник на них отвечает);

– блиц-опрос (латинский вариант vox-pop — постановка одинаковых фиксированных вопросов большому числу представителей одной или нескольких социальных групп).

Этапы работы над интервью.

Подготовительный период:

– определение темы;

– формулирование целей, поиск ответов на вопросы:

· зачем вы хотите взять интервью?

· каких результатов достичь?

· почему выбран именно этот собеседник?

· есть ли к нему интерес у зрителей?

· интересен ли он лично вам?

– предварительное знакомство, сбор и анализ рабочего материала:

· документальные источники (справочная литература, специальные источники — финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических исследований; научная литература, периодика, досье, разного рода базы данных, ресурсы интернета);

· человеческие свидетельства (сведения, полученные от очевидцев событий, коллег, друзей и родственников вашего будущего собеседника);

· наблюдения и изучение предметно-общественной среды;

– определение времени и места проведения интервью (задача — обеспечить комфортное состояние собеседника во время встречи);

– подготовка вопросника.

Драматургия интервью.

Телеинтервью проводится в вопросно-ответной форме, и успех его зависит от того, насколько профессионально задаются вопросы и как полно на них даются ответы. По выражению Иммануила Канта, «умение ставить разумные вопросы есть уже важный необходимый признак ума и проницательности» [16, с. 57].

Чтобы добиться нужных ответов, создать собеседнику комфортные условия, журналисту надо войти с ним в контакт, помочь ему снять напряжение. Этому способствуют контактные и адресные вопросы (до эфира). Они могут касаться чего угодно: погоды, свежей прессы, воспитания детей и т.д. Задача: раскрепостить интервьюируемого.

Основные правила «разминки» перед интервью:

– максимально устранить все возможные барьеры общения;

– найти точки пересечения интересов;

– не фокусировать разговор на себе, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.

Программные вопросы задаются тоже до эфира. Но это уже разговор по теме интервью: уточнение некоторых деталей без дублирования вопросов, намеченных для экранной части общения. Такие вопросы называются эфирными и задаются только тогда, когда начинается разговор перед телекамерой.

Каков вопрос — таков ответ. Это правило дополняется еще одним: каков порядок вопросов — таково и интервью. Эта задача решается по-разному в каждом отдельном случае, но существуют и три стратегических принципа последовательности задаваемых вопросов:

– хронологический (в основе интервью лежат события, развивающиеся во времени);

– логический (собеседники исследуют предметы общественного обсуждения);

– импровизационный (в центре — личность собеседника).

Хронологический принцип реализуется, если собеседник тележурналиста был свидетелем или участником события, о котором идет речь в интервью; логический — когда собеседники ведут речь о проблемах, конфликтных ситуациях; импровизация подходит больше, если исследуется человеческий характер с его психологическими особенностями, неповторимой индивидуальностью.

Типы логической схемы интервью:

– с одним смысловым центром:

· речь идет о предмете или событии;

· речь идет о человеке;

– с двумя смысловыми центрами (человек и его дело).

Использование событийных элементов:

– сжато или даже номинативно в информационных интервью;

– более подробно в проблемных интервью, где события служат иллюстрацией или аргументами тезисов говорящих собеседников;

– развернутое описание эпизода в интервью-портрете.

Способы воздействия на телезрителей:

– сообщать такие сведения о действительности, в результате которых зрители меняют отношение к ней;

– давать новую информацию об известных фактах, существенную для
их понимания;

– новую информацию не давать, менять способ ее введения в оборот.

Композиция интервью зависит от размещения в нем вопросов, от смысловой связи между ними.

Стандартизированная или формализованная композиция протокольного интервью полностью соответствует порядку заранее подготовленных и утвержденных вопросов (структура жанра полностью соответствует познавательному процессу).

Свободная композиция может быть двух типов:

– допустима перестановка заранее подготовленных вопросов, когда они едины лишь по широкой теме, но касаются разных сторон обсуждаемого предмета и бывает безразлично, о чем спросить раньше, а о чем позже; журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником; при этом:

· увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе;

· отношение к собеседнику, как к источнику информации, преобразуется в интерес к нему самому как к личности;

· локально-информационная комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы;

– композиция импровизированной беседы не имеет заранее подготовленных вопросов; каждый последующий вопрос журналиста порождается ответом собеседника на предыдущий вопрос, и перестановка вопросно-ответных блоков просто невозможна.

А как же из блоков, из разнородных суждений создать некий единый текст?

Теоретики советуют:

– если необходимо «задокументировать» воспоминания человека, то факты следует упорядочить по временному признаку;

– чтобы отразить ход дискуссии, материал следует выстроить по принципу «тезис — антитезис»;

– для раскрытия внутреннего мира человека лучше всего использовать монолог в виде цельного рассказа с ремарками и комментариями тележурналиста.

Завершение интервью.

При завершении интервью надо следовать двум основным правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством». И еще несколько рекомендаций:

– уходите так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами снова;

– заканчивайте интервью в строго условленное время, только сам собеседник может предложить вам продолжить разговор;

– в конце разговора поинтересуйтесь, не хочет ли ваш собеседник добавить что-нибудь к сказанному;

– желательно разговор завершить на положительной ноте.

Языковые нормы интервью:

– сохранение индивидуальных особенностей речи собеседников;

– непосредственный характер общения, контактность речи собеседников осуществляют такие конструкции, как утвердительные и отрицательные нечленимые предложения, выраженные модальными частицами (да, нет) и модальными словами (разумеется, конечно) и являющиеся реакцией на ответы собеседника; повторы (полные или частичные) предыдущей реплики собеседника для выражения согласия или несогласия, утверждения или отрицания; указательные или иные местоименные элементы, смысл которых раскрывается предшествующей репликой интервьюируемого;

– неподготовленность речи, непринужденный импровизированный характер общения подчеркивают присоединительные, сегментированные, уточняющие конструкции, а также высказывания, в которых виден поиск слова, отход от основной мысли и возвращение к ней;

– устный характер общения исключает использование длинных предложений с бессоюзной связью, конструкций с включением придаточного предложения внутрь главного, осложнения простых предложений причастными и деепричастными оборотами.

Поведение интервьюера может быть активным и пассивным.

Активное (жесткое) означает, что журналист:

– управляет ходом беседы, фокусируя ее в рамках заданной темы;

– корректирует речь собеседника, добиваясь четкости и недвусмысленности ответов;

– психологически воздействует на него, вызывая на откровенность;

– чередует нейтральные вопросы с острыми, провоцирующими;

– применяет тактику «перекрестного допроса», задавая повторные вопросы в другой формулировке;

– уточняет односложные ответы.

Пассивное (мягкое) поведение интервьюера означает, что он:

– доверяет собеседнику, высоко оценивает его компетентность;

– не вмешивается в ход его мысли, стремясь получить максимум информации;

– задает вопросы, позволяющие углубить или пояснить ту или иную мысль.

Этические нормы интервьюирования:

– вопросы и ответы в интервью должны быть адекватны по смыслу тем, что были обозначены в ходе предварительного разговора;

– содержание вопросов не должно стать вторжением в частную жизнь собеседника, если это не связано с интересами общества;

– недопустимы развязность, высокомерие, фамильярность; формулировки вопросов, независимо от настроения и отношения к собеседнику, должны быть корректными;

– журналист должен быть готов к любому поведению собеседника, сдерживать свои эмоции: досаду, обиду, возмущение, не поддаваться на провокации, гасить негативные эмоции собеседника.

Характерные ошибки в поведении интервьюера:

– не слушает ответы на свои вопросы;

– формально слушает, не вникает в смысл;

– смотрит на часы и подгоняет собеседника без всяких на то оснований;

– стремится к самовыражению, многословен, болтлив;

– бестактен, без надобности задает вопросы интимного характера.

«Когда речь идет о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей предмета интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана — профессионализма коммуникатора. То есть умение точно и оперативно ставить вопросы, умение направлять разговор в нужное русло, умение акцентировать внимание собеседника на самом главном, самом интересным для аудитории. Такого рода компетентность журналиста проявляется на всех этапах подготовки и проведения интервью. Естественно, что становлению ее способствует опыт. Но определенную помощь может оказать и зане тех узловых моментов, кторые связаны с интервьюированием» [47, с. 83 — 84].

 

Методические рекомендациипо работе над интервью изложены в известной статье С. А. Муратова «Шесть заповедей интервьюера».

Заповедь первая: ясность и краткость. Если собеседник не понял вопроса, виноват журналист. Задавая вопрос, он не учел образовательного уровня собеседника, привычного ему лексикона, обусловленного профессией и возрастом.

Заповедь вторая: не допускайте односложных ответов. Для этого формулировка вопросов должна быть предельно конкретной и точной.

Заповедь третья: нельзя ли конкретнее? Конкретно поставленный вопрос– свидетельство компетентности журналиста. Такой вопрос исключает возможность собеседника укрыться за обтекаемыми формулировками или ни к чему не обязывающими обещаниями.

Заповедь четвертая: берегите паузу. Молчание человека, собирающегося с мыслями, не только драматически выразительно, но и подчеркивает достоверность происходящего на экране, создавая эмоциональное «пространство синхрона». В паузах человек раскрывается не менее, чем в своих высказываниях. Немой синхрон — кульминация диалога.

Заповедь пятая: корректность и уважение к собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать интервьюеру, не прозвучит ли его вопрос чересчур щекотливо.

Заповедь шестая: а интересен ли вам вопрос? Хотите получить интересный ответ — поломайте голову над интересным вопросом.

С. Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творчестве» сформулировал принципы построения интервью:

– первый вопрос должен быть подготовлен заранее;

– задавая первый вопрос, надо уже держать в уме наготове второй;

– всегда будьте готовы сменить тему разговора, если чувствуете, что интервью проходит не по вашему плану;

– интервью проходит более успешно в том случае, если журналист задает вопросы, касающиеся общих тем, которые представляют интерес и для него самого, и для собеседника;

– внимательно слушайте собеседника; его ответы могут натолкнуть вас на новые интересные темы и вопросы;

– старайтесь спланировать интервью таким образом, чтобы наиболее трудные и проблемные для вашего собеседника вопросы прозвучали во второй половине беседы, во всяком случае, не в самом ее начале;

– сначала спрашивайте о деле, а потом — о семье, хобби, любви [15,
с. 63 — 71].

* * *

Итак, интервью для тележурналиста— это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой — публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране помогает интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: