Методические рекомендации по подготовке репортажа

 

Репортаж должен отвечать следующим требованиям:

– замысел репортажа начинается для журналиста с определения позиции по отношению к событию;

– в репортаже одинаково важны новая информация и ее авторское осмысление, так называемая «журналистская добавочная стоимость»;

– для проверки достоверности информации, полученной извне, надо ответить на вопросы: откуда пришла информация? она адресована лично журналисту или оповещены все СМИ? почему сообщение пришло именно сейчас? можно ли быстро выяснить контекст события?

– хороший репортаж — это передача информации изобразительными и звуковыми средствами при равновесии этих средств, обычно зрители запоминают 30 процентов изображения и 20 процентов текста;

– для съемок стенд-апа в репортаже существует три причины:

· журналист выступает как компетентный комментатор;

· журналист как свидетель происходящего события, дающий зрителям возможность «присутствовать» на месте действия;

· стенд-ап используется как авторская подпись под проблемным репортажем, свидетельствующая о том, что журналист берет на себя ответственность за содержание;

– требования к репортажному комментарию:

· он должен быть уместным, благозвучным и понятным,

· может быть либо указанием, либо объяснением,

· ни один текст не становится хуже от сокращения, сокращайте безжалостно, старайтесь смысл происходящего на экране передать минимальным количеством слов;

– использование постановочных сцен возможно только в двух случаях:

· когда важное событие не было зафиксировано и необходима его реконструкция (зрители об этом должны знать);

· при съемках привычных действий героев (чтобы снять их монтажно, необходимы несколько дублей с разных ракурсов — герои совершают действий больше, чем обычно).


Телевизионный отчет

Отчет подвержен «сухости» в изложении. Но не всегда это следует относить к недостаткам. Возможности повышения эффективности отчета — в точном и умелом выборе фактов, в хорошем знании существа дела.

В. А. Моисеев

Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно значимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, нередко государственного значения (съезды, форумы, конференции). Авторская задача — детальное знакомство телевизионной аудитории с проблемами, обсуждаемыми участниками события. Метод — протокольное изложение наиболее важных отдельных выступлений или их фрагментов.

Жанровые особенности:

– отчет — промежуточное звено между информационным сообщением и событийным репортажем;

– звукозрительная детальная форма предъявления информации;

– событие имеет временные рамки;

– наглядность проявляется воспроизведением выступлений и реплик действующих лиц (цепь фактов и подробностей);

– возможность отстраненного, обезличенного (неперсонифицированного) изложения фактов;

– обязательная зафиксированность происходящего на видеопленке («прямой» отчет — это трансляция, некомментируемый репортаж).

Типология жанра:

– прямой информационный отчет как точное воспроизведение событий может быть кратким хроникальным (монтаж центральных эпизодов события), либо общим развернутым (содержит речи выступающих и авторский комментарий в виде отступлений);

– аналитический отчет (отбор фактов и их анализ с точки зрения журналиста);

– тематический отчет (монтируется на основе одного или нескольких тематически связанных между собой выступлений);

– проблемный отчет (событие используется как повод для постановки актуальных, требующих решения вопросов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: