Методические рекомендации по подготовке журналистского расследования

Собираясь снимать, автор должен продумать и сформулировать не только то, какую историю надо рассказать, но и какое впечатление произвести на зрителя, с помощью каких приемов. Вот некоторые из них:

– репортажная съемка, придающая «картинке» оперативность, темп, подчеркнутую документальность;

– монтаж как способ полностью изменить смысл материала, его концепцию;

– использование экстенсивного интервьюирования участников передачи, имеющих отношение к расследованию ситуации — основной прием — «сужающиеся круги»:

· интервью широкого круга (подходы к теме);

· интервью среднего круга (уточнение группы повышенного интереса);

· «названное имя» (выход на виновника);

– умение отличить выступление по теме от «слива компромата»;

– способность конструировать материал по ходу передачи;

– особое внимание — этическому аспекту передачи.

Журналистское расследование является острым и вместе с тем самым ответственным направлением журналистики… Для того, чтобы материал получился интересным, нужна богатая фактура, на чьих-то домыслах ничего не получится.

Телевизионный очерк

Работа художника, в том числе в художественных жанрах телевидения, это всегда ломка стереотипов, неприятие штампов, напряженный творческий поиск. Но для этого важно понимать, как это устроено. Успеха вы добьетесь не благодаря., но только вопреки.

В. Л. Цвик

Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, социально важная проблема. Авторская задача — на фоне событий раскрытие человеческих характеров, глубинных свойств личности, обстоятельств жизни, мотивов поступков, объяснение социального смысла деятельности. Методы отображения — синтез научных, эмпирических и художественно-эстетических методов как уникальный пласт человековедения.

 

Очерк — основной жанр художественной телепублицистики, актуализирующий непреходящие ценности человеческого бытия: истину, справедливость, добро, долг, милосердие.

Эмоционально-чувственная атрофия современного общества свидетельствует о необходимости гуманизации мышления, обретения социальной и нравственной памяти. В рамках телевидения это показ гуманистических идей «через человека», сквозь призму его чувств и переживаний. Очерк для этого — самый подходящий жанр, «работающий» в единстве с другими жанрами тележурналистики:

- общее с информационными жанрами — фактическая реальная основа, конкретность и наглядность отражаемого жизненного материала (раскрывается событие и человек в ходе события);

- общее с аналитическими жанрами — глубокое исследование, анализ внутренней сущности явлений и людей.

Специфика телевизионной художественной публицистики:

- предъявление информации в звукозрительной форме;

- образное, наглядное осмысление фактов;

- персонификация как способ актуализации авторской индивидуальности;

- отбор художественных приемов с учетом природы телевещания и возможностей телетехники;

- соединение рационального и эмоционального зрительского восприятия.

Наряду с этими необходимыми элементами публицистичности в очерке проявляется и специфика формирования документальной художественной образности:

- сочетание точного отражения фактов с элементами эмоционального отношения к миру, избирательность детали;

- ограничение свободы авторской фантазии требованиями документализма;

- формирование документальной образности как способа наглядного предъявления информации с помощью приемов художественной условности.

Жанрово-стилистические признаки телеочерка:

- слияние художественных и публицистических изобразительных средств, сплав понятия и образа;

- раскрытие типического через индивидуальное (выявление в личности социального типа);

- включение в очерк элементов других телевизионных жанров;

- возможность менять тональность и ритмику показа.

Типология жанра

По предмету изображения и характеру показа теоретики рассматривают четыре вида телевизионной очерковой журналистики:

- художественно-изобразительный, где наиболее сильно событийное начало (путевые очерки, заметки, эссе);

- художественно-публицистический, где в центре внимания — человек (портретные очерки);

- исследовательский, где центром является важная социальная проблема (проблемные, судебные очерки, журналистские расследования);

- зарисовка как малая форма очерков: путевого («картинки» природы как часть очерка) и портретного (эскиз к образу героя).

Отличительные черты очерковых разновидностей

Художественно-изобразительный очерк:

- ярко выражает авторское начало, носит субъективный характер;

- имеет в основе принцип панорамности, использует репортажный метод съемки;

- отличается свободной манерой изложения.

Основа жанра — авторские впечатления от увиденного и пережитого.

«Видеть мир — не свойство аппаратуры, как и не свойство нашего глаза, это, скорее, свойство сознания. В нашем видении — наше знание мира и темперамент, и склад ума, и в конечном итоге мировоззрение. Не существует «ничьих» ощущений и мыслей. Любое восприятие — восприятие конкретного человека. И приобщить кусок целлулоидной ленты к акту художественного творчества позволяют именно эти черты духовности, а не зерна коллоидного серебра, реагирующие на действие упавшего на них света» [31, с. 13].

Портретный очерк, обладающий особой монтажной стилистикой (сопоставление, ассоциативное сближение, столкновение), может быть:

- биографическим (показ процессов социализации личности, природы психологического и социального поведения, реконструкция исторических событий через жизнь героя, обрисовка характера);

- юбилейным (основа: духовные искания человека, его вклад в жизнь общества, исследование более глубокое, чем просто показ судьбы).

«Портретный фильм — это жанр-индикатор. Это высшая форма экранного выявления человеческого характера. Система отсчета для самых различных сфер документалистики. В известной мере за каждым экранным портретом проступает социальный портрет эпохи, а документальный герой оказывается точкой преломления нравственной проблематики, связанной с процессами общественной жизни» [31, с. 146].

Очерк-исследование вскрывает суть взаимоотношений личности и общества:

- проблемный имеет в основе конфликтную ситуацию, сложные и противоречивые человеческие взаимоотношения, исследованные и оцененные создателями телеочерка, именно авторская мысль составляет его основу;

- расследование включает тележурналиста в число действующих героев передачи, телеочерк отличается более разноплановой и полифоничной структурой и наличием авторской версии;

- судебный очерк исследует феномен человеческого зла, анализирует внутренние и внешние мотивы преступлений.

Очерк-исследование «позволяет автору не только рассказать об увиденном, но и выразить свое отношение к нему… Более того — именно личность журналиста, глубина и масштаб его мышления поднимают очерк на публицистическую высоту» [31, с. 195].

Зарисовка как малая форма очерка имеет свои особенности:

- образность преобладает над информационностью;

- нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы;

- особые требования предъявляются к закадровому тексту: он должен отойти от сухой информационности и протокольности и использовать образные выразительно-изобразительные средства языка;

- часто в структуру зарисовки текст вообще не входит, все содержание выражается изображением;

- большая роль отводится музыкальному и естественному шумовому оформлению передачи.

Телевизионная зарисовка — один из интересных жанров художественной телепублицистики, требующих кропотливой творческой работы.

Образные компоненты очерковой тележурналистики

Главная особенность публицистического творчества тележурналиста — единство рационального и эмоционального восприятия действительности. Отсюда и специфика документального образа: с одной стороны в нем проявляется рациональное восприятие жизненных реалий, с другой — «облучение» их авторскими идеями и мыслями.

«В художественном образе реальная жизненная характерность предстает уже не сама по себе, не просто как предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, то есть как творчески переработанная характерность и поэтому как часть особой, второй художественной деятельности» [20, с. 157].

Документальный образ является результатом взаимодействия элементарных выразительных средств:

- факта (характеристика действий);

- образа (ценностные ориентации);

- постулата (мировоззренческая позиция).

Приемы создания документального образа:

- типизация (при отображении жизни отдельного индивида раскрываются типические черты, присущие его современникам; используются такие способы, как типизация с опорой на прототип, создание психологического образа, обобщение жизни целого поколения, оценка жизненных явлений героем очерка);

- авторская интерпретация (на основе реальных фактов определяется точка зрения автора, происходит преобразование некоторых представлений, создание новых образов на основе представлений, выбираются главные тематические и изобразительные элементы, выдвигаются версии);

- образная трактовка (расширение и обновление образного потенциала, появление таких новых моделей, как образ-явление, образ-тезис, образные элементы, художественные и ассоциативные образы; использование приемов художественной условности).

Функции автора в телевизионном очерке

«Журналист, занимая определенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ее обоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, что журналист, в отличие от писателя, смело делится собственными рассуждениями без всякой сложной опосредованности» [20, с. 165].

Телепублицист — автор очерка — осуществляет познавательную, художественно-коммуникативную функции творчества. Он всегда выступает как реальное лицо:

- как носитель идейного замысла четко обозначает свою мировоззренческую позицию в отношении отображаемых событий (проявление совокупности принципов, взглядов и убеждений; научные, нравственные и эстетические нормы);

- проявляет творческую индивидуальность:

· в выборе своей роли («зеркало» для героя, лирический герой очерка, инстанция анализирующая и оценивающая);

· в публицистической открытости (смело делится с телезрителями собственными рассуждениями в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях, сомнения в их истинности, догадки о возможностях их истинности);

· в формах авторского вторжения в экранное произведение (контакты с героем, собственные воспоминания, свои соображения, версии и предположения, свои эмоции, раскрытие творческой лаборатории).

Роль и место автора зависит от творческой задачи.

Творческая индивидуальность журналиста проявляется в его тематических ориентациях, в особенностях мировосприятия, в выбираемой авторской позиции. Мировоззренческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи. Раскрывается авторская мысль не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях автор размышляющий, в других — действующий.

- «Я действующее» (автор — очевидец или участник событий):

· обеспечивает концентрацию внимания зрителей не только на внешней стороне событий, но и на постижении их внутреннего смысла;

· служит в очерке буфером между сжатым условным временем и реальным временем телевидения, соединяет очерк с текущим вещанием, помогает органично включить его в программную сетку дня;

- «Я размышляющее» (ориентация на совместную со зрителями постановку проблем, введение их в творческую лабораторию журналиста, обеспечение эффекта соразмышления с ним).

Специфика документального образа

Главная особенность очерковой тележурналистики — не только документальное отображение действительности, но и ее художественное моделирование. Трансформация факта в документальный образ достигается за счет различных способов его творческой обработки.

Документальную основу очерка составляют:

- личные наблюдения тележурналиста (правда жизненных фактов);

- мемуары и письма;

- историография;

- делопроизводство;

- кино-фото-теледокументы, печатные издания;

- воспоминания современников;

- интервью с героями очерков.

Методы, используемые при документальных съемках:

- длительное наблюдение;

- обилие синхронов;

- скрытая или «привычная» камера;

- спецэффекты (игра теней и света, символическая цветовая палитра, расцвечивание черно-белых кадров и др.)

Образная трактовка фактов осуществляется с помощью плодотворного художественного метода, в основе которого лежит категория условности.

В документальном очерке формы условности достаточно многообразны:

- авторская точка зрения на происходящее;

- выбор определенного ракурса при изображении человека;

- выделение «опорных» фактов;

- авторские домыслы и версии;

- категории публицистического пространства и времени.

Приемы художественной условности:

- пересказ воспоминаний героя через внутренний монолог;

- прочтение настроения, раздумья героя (логическое моделирование);

- воссоздание событий или ситуаций (метод реконструкции).

Художественные элементы телеочерка

Пейзаж в очерковых произведениях, кроме того, что служит украшением или фоном, имеет широкие служебные функции. Он используется для:

- обрисовки места и обстановки;

- разрядки напряженности изображения;

- постановки социально значимых проблем;

- передачи зрителям определенного настроения;

- показа внутреннего состояния героев;

- передачи авторских впечатлений от происходящих событий.

В путевых очерках пейзаж необходим:

- для географического обозначения места действия;

- для обрисовки местности;

- для динамичного описания сменяющихся картин;

- для запечатления разных явлений природы.

В портретном очерке пейзаж используется:

- в качестве контрастного сравнения внутреннего состояния героя и окружающей его природы;

- как средство раскрытия человеческого характера;

- как фон для портрета героя;

- как прием в раскрытии мировоззрения героя.

В проблемных очерках пейзажные компоненты встречаются редко; они могут выступать:

- в качестве экспозиции;

- для воссоздания социальных условий жизни людей;

- как художественное средство при постановке социально-значимых проблем.

Выразительным средством художественной типизации в телеочерке является деталь:

- показывает жизнь не в абстрактных, а в конкретных индивидуальных проявлениях;

- способствует законченности портрета, делает образ осязаемым;

- усиливает изобразительную емкость и конкретность.

 

 

Этапы работы над деталью:

- вычленение из обилия впечатлений опорной детали, способной стать основой не только логической, но и художественной концепции очерка;

- определение приемов использования детали (для образной трактовки события, для создания символического образа, для ассоциативных связок, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений).

Портретные характеристики героев телевизионных очерков дают возможность зрителям через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир человеческой души, в мир чувств и эмоций. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике — документальная точность изображения (случайных кадров, не отражающих или искажающих личность героя, на экране не должно быть). Особое внимание — крупным планам.

«Личность в адресном очерке конкретна, образ избирателен, но избирательность его такова, что конкретный герой должен по возможности выразить типические черты поколения, претворить в своем характере сущностные веяния времени, характерные особенности места действия, приметные черты окружения героя, сферы его деятельности» [6, с. 213].

Психологизм как художественный метод телепублицистики

Психологические начала в публицистике обусловлены следующими факторами:

- возросшим интересом к внутреннему миру человека;

- нацеленностью не только на описание социально обусловленных поступков личности, но и на душевные ее проявления;

- возросшей ролью субъективного фактора в современной социальной действительности.

В очерковом телепроизведении характер человека может быть наглядно представлен во всей многогранности:

- эмоциональная сфера героя, его жизненные устремления проявляются в процессе самораскрытия, самоанализа в форме монолога или диалога;

- конкретные поступки и действия, процессы социализации личности оцениваются с помощью авторских комментариев;

- для обнаружения тех или иных черт характера герой может быть показан во взаимодействии с другими людьми, в ситуациях преодоления трудностей или морального выбора;

- анализ мотивационной сферы, осознание собственных поступков, уровень психологической зрелости герой может проявить через внутренний монолог.

Композиция телеочерка

«Композиция документального произведения обычно обусловлена его темой и идеей и представляет собой такое соединение отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить замысел и полно, и интересно, выявляет главные и второстепенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения» [43, с. 159].

Композиционная гармония телевизионного очерка достигается через принципы монтажного построения видеоряда — отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов и сцепление их в единую целостную картину.

В очерковом произведении монтажный принцип используется при отборе реальных событий в период съемки, при монтаже отдельных эпизодов видеоряда и звуковой фонограммы.

Монтажный принцип «деление на главки» позволяет:

- разбить весь отснятый материал на тематические блоки;

- каждый блок смонтировать по схеме: телевизионный кадр — монтажная фраза — эпизод;

- все части выстроить по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации;

- с помощью специфических приемов придать материалу необходимую целостность.

Следующий монтажный прием — «разработка мотива»:

- выдвигается «ударный эпизод», оттолкнувшись от которого, автор динамично развивает действие;

- используется интересный сюжетный ход, позволяющий показать динамику конкретной жизненной ситуации от завязки до ее завершения;

- фабульное построение материала дает возможность панорамного сцепления событий.

Основные типы композиционных структур:

- хроникальный, отличается наличием событийного ядра, выстраивается исходя из последовательной смены периодов, эпизодов, действий, имеет два принципа отображения событий: прямая хронология и смещенная;

- логический, основанный на логике причинно-следственных связей, имеет три разновидности логической схемы: описательную (предметом анализа является некий ведущий признак), событийную (логика мысли дополняется логикой действия) и соединяющую (событие и явление выступают на правах иллюстрации основного тезиса);

- эссеистский, использующий свободную форму построения материала, выбирающий более разнообразные композиционные приемы, отличающиеся наибольшей полифоничностью и пестротой рисунка:

· мозаика (портрет «мазками»);

· «веер» (герой — центр, к которому сходятся разные мнения о нем);

· «ступеньки» (соединение эпизодов разных лет);

· «кольцо» (начало и конец очерка связаны единой мыслью).

Специфические проблемы образной телепублицистики

Специфику фильма-телеочерка определяют не только природа телевещания и возможности телевизионной техники, но и условия просмотра и размеры экрана.

Эти особенности делятся на три группы:

- технические: ограниченный размер экрана влечет за собой психологические, семиотические, эстетические и технологические последствия; крупный план ведет к известной камерности, к преобладанию слова над изображением, к замедленному плановому монтажу, к исключению массовых сцен, большого количества действующих лиц;

- психологические, связанные с условиями просмотра в замкнутой аудитории; камерность, доверительность общения и вместе с тем широта диапазона, одновременность воздействии на самую массовую, но разделенную на малые группы аудиторию;

- структурные: включение «пленочного» телеочерка в живую ткань других передач, выдержанных в принципах прямого эфира; его влияние испытывает и телеочерк, отсюда комментатор в кадре, открытое обращение к зрителю, неспешный монтаж, стремление к уравниванию экранного и реального времени, соучастие зрителей (обратная связь).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: