Особенности учебной экспериментальной программы

 

В курсе «Основы тележурналистики», в разделе «Слово на телеэкране» рассмотрена проблема изменения функции слова на телевидении. Многие ученые, исследователи телевидения, а также сами журналисты и критики говорят о том, что современная телевизионная речь претерпевает серьезные изменения, причем не в лучшую сторону. Телевидение уже не может служить примером идеального словоупотребления, звучащая с телеэкрана речь полна неточностей, ошибок, как фонетических, так и лексических, грамматических, логических. Ошибки встречаются на государственных и на региональных телеканалах, в развлекательных и в информационных программах, в речи ведущих и журналистов, не говоря уже об их собеседниках, простых людях, по каким-либо причинам ставших героями программы или сюжета и выступающих в кадре.

Задача нашей экспериментальной программы — проанализировать данную проблему и попытаться обозначить пути ее решения. Этот разговор особенно актуален в студенческой аудитории, ведь именно те молодые люди, которые сегодня являются студентами факультета журналистики, скоро придут в мир непростой профессии. Это их выступления будут слушать и смотреть на экранах своих телевизоров жители региона или страны.

В ходе подготовки к проведению учебной экспериментальной передачи, для написания сценария автором изучены учебные пособия и учебники по теории, истории и практике журналистики. Это понадобилось не только для того, чтобы узнать, как правильно подготовить и провести программу в жанре ток-шоу, но и для более полного изучения темы беседы, то есть того материала, который раскрывает проблему использования слова на телеэкране. Выдержки из некоторых изученных книг автор использует в качестве цитат, составляющих часть того или иного вопроса в сценарии.

Анализ просмотренных программ ток-шоу и других разговорных жанров на центральных и региональных телеканалах послужил примером того, как должно выглядеть ток-шоу, как должен вести себя ведущий, какие приемы общения с аудиторией необходимо использовать в процессе подготовки зрителей и героев к участию в программе, каких речевых ошибок избегать.

Так, оценивая программы развлекательно-воспитательного характера, автор дипломной работы заимствовала легкость общения, элемент интриги, дискуссионный характер беседы. Просмотренные аналитические программы центральных телеканалов способствовали более тщательной проработке вопросов, обсуждение которых было бы не «разговором ради разговора», а имело практическую ценность. Также анализ программ разговорного жанра способствовал подготовке конкретных вопросов, основанных на примерах современных телепередач. В некоторых обращениях ведущего к герою программы содержатся цитаты из выступлений современных тележурналистов, приводятся примеры нарушения речевых норм. Эти вопросы адресованы и героине программы, и зрителям-участникам беседы.

В тщательно проработанном сценарии рассматриваются всевозможные варианты вопросов, адресованных как главной героине программы, так и всем зрителям, которые присутствуют в аудитории и участвуют в обсуждении заявленной темы. Подготовить такие вопросы тем легче, чем большей информацией конкретной аудитории владеет ведущий передачи. В нашем случае выполнение этого условия облегчается тем, что участники беседы учатся в одной группе.

Для того, чтобы беседа носила полемический характер, была информационно насыщенной, отражала широкий диапазон мнений относительно обсуждаемой проблемы, а значит, вовлекала в общение всех участников программы, некоторые вопросы носят провокационный характер, заставляют задуматься об истинности того или иного высказывания авторитетного эксперта относительно современной телевизионной практики. Также одно из требований к вопросу, заставляющему дискутировать, — выражение сомнения в истинности того или иного высказывания. Ситуация эта возможна при такой постановке вопроса, когда высказывается известное и, на первый взгляд, справедливое и очевидное выражение, а потом предлагается посмотреть на высказывание с другой стороны.

В программе рассматривается проблема речевой культуры телевизионных журналистов. Эта тема связана с реализацией социальных функций телевидения, поскольку телевизионные журналисты формируют речевую культуру зрительской аудитории, являясь примером использования речевых норм. В ходе беседы с участниками программы ведущий задает героине и зрителям вопросы, провоцирующие на высказывание разных точек зрения, чтобы разговор получился дискуссионным, а значит, эмоциональным, а программа — зрелищной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: