Концепция образовательной программы по литературе

 

Программы по литературе на отечественном телевидении имеют давние традиции, которые, к сожалению, в настоящий момент почти забыты. Одним из первых был Ираклий Андроников и его «Устные рассказы». На когда-то существовавшем образовательном канале выходили программы Дмитрия Сергеевича Лихачева, Юрия Лотмана, Ии Савиной, Натальи Крымовой. В настоящий момент программа по литературе выходит на телеканале «Культура», но, интересный факт; для Челябинских зрителей она перекрывается каналом «Культура — Южный Урал». Литературную тематику затрагивают в своих программах Виталий Вульф и Петер Вайль, когда героями их программ становятся писатели и поэты.

Произведения современной и классической литературы — достояние мировой культуры, ее гордость. Незнание литературных памятников в современном мире приравнивается к невежеству. К сожалению, литературное образование подрастающего поколения ведется, в основном, только в школе. При этом, как правило, в учебную программу включены только отечественные авторы. В высших учебных заведениях курс литературы читается лишь на гуманитарных специальностях.

Предлагаемая нами литературная программа«Прочтение» ставит своей целью приобщение аудитории, в первую очередь, студенческой, молодежной, к чтению книг, пробуждение и/или укрепление интереса к современной и классической литературе, создание цикла образовательных программ по литературе.

Цикл «Прочтение» рассказывает о творчестве отечественных и зарубежных писателей.

Жанр предлагаемой телепередачи — беседа, продолжительность 15-20 минут.

Первая программабудет посвящена творчеству современного писателя Саши Соколова.

Цикл рассчитан на тех, кто интересуется литературой, но в первую очередь на студентов, преподавателей, школьников.

Стремительное развитие средств массовой информации неизбежно влечет за собой и появление новых жанров в журналистике. Вместе с этим наблюдается обратная тенденция: информационная и рекреативная функции телевидения на современном этапе стали преобладать. Ушли на второй план просветительская и образовательная функции, а вместе с ними ушли и жанры, в которых работали авторы программ с подобными функциями.

Жанр телевизионной беседы — редкое явление на современном телевидении. Он особенно привлекателен для образовательных программ и именно на молодежном телевидении. Беседа — это общение «на равных», она исключает дидактику или давление одной из сторон. Это очень важно для молодежной аудитории.

Именно поэтому данный жанр был выбран в качестве формата для образовательной программы по литературе.

Каждая телебеседа представляет собой рассказ об определенном авторе и одном его произведении. Также в программе будет исторический комментарий той эпохи, в которой творил автор, в контексте которой были написаны его произведения.

Ведущий будет вести рассказ из разных мест: из библиотек, театров, музеев, с улицы.

Также в видеоряд будут включаться инсценировки произведений, фото- и обычные иллюстрации, кадры кинофильмов, снятых по мотивам рассматриваемых произведений, документальные кадры.

В состав программы будут входить и беседы с литературоведами-экспертами в данной проблематике, будут приведены цитаты из научных работ, в которых исследуется творчество писателей.

В программу будет входить рубрика «Про чтение», где будет рассказываться о новинках литературы.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: ­

- беседа — традиционный жанр для центрального и регионального телевидения;

- диалог является главной чертой жанра «беседы»;

- образовательные программы — один из ведущих циклов на телеканале «ЮУрГУ-ТВ».

Первую программу цикла планируется выпустить в мае 2008 года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: