Методологическое значение научной картины мира в научной теории и в истории науки (на примере той или иной науки, по выбору)

Научнаякартинамира— одноизосновополагающихпонятийвфилософиинауки — особаяформасистематизациизнаний, качественноеобобщениеимировоззренческийсинтезразличных научных теорий.

Висториинаукинаучныекартинымиранеоставалисьнеизменными, асменялидругдруга, такимобразом, можноговоритьоб эволюции научныхкартинмира. Наиболеенагляднойпредставляетсяэволюция физическихкартин мира: натурфилософской – до XVI – XVII вв., механистической –довторойполовины XIX в., термодинамической (врамкахмеханистическойтеории) в XIX в, релятивистскойиквантово-механическойв XX веке (Примеризфизики).

Внаучнуюкартинумиравходятзнания, отвечающиекритериямнаучности. Научнаякартинамиракакобоснованноеконкретно-историческоепредставлениеомире, обусловливающеестильиспособнаучногомышления, имеетсвоиисторическиеформыиэволюционирует. Эволюциясовременнойнаучнойкартинымирапредполагаетдвижениеотклассическойкнеклассическойипостнеклассическойеестадиям.

Европейскаянаукастартоваласпринятия классическойнаучнойкартинымира, основаннойглавнымобразомнадостиженияхГалилеяиНьютона, игосподствовавшейнапротяжениидостаточнопродолжительногопериодавремени. Объяснительнымэталономсчиталасьоднозначнаяпричинно-следственнаязависимость. Прошлоеопределялонастоящеетакжеизначально, какинастоящееопределялобудущее. Всесостояниямирамоглибытьпросчитаныипредсказаны. Классическаякартинамираосуществлялаописаниеобъектов, какеслибыонисуществовалиизолированно, встрогозаданнойсистемекоординат. Основнымусловиемстановилосьтребованиеэлиминациивсеготого, чтоотносилоськсубъектупознания, квозмущающимфакторамипомехам.

Неклассическаякартинамира, пришедшаянасменуклассической, родиласьподвлияниемпервыхтеорийтермодинамики, оспаривающихуниверсальностьзаконовклассическоймеханики. Переходкнеклассическомумышлениюбылосуществленвпериодреволюциивестествознаниинарубеже XIX—XX вв., втомчислеиподвлияниемтеорииотносительности. Внеклассическойкартинемиравозникаетболеегибкаясхемадетерминации, учитываетсярольслучая. Развитиесистемымыслитсянаправленно, ноеесостояниевкаждыймоментвременинеподдаетсяточномуопределению. Новаяформадетерминациивошлавтеориюподназванием «статистическаязакономерность». Неклассическоесознаниепостоянноощущалосвоюпредельнуюзависимостьотсоциальныхобстоятельствиодновременнопиталонадеждынаучастиевформировании «созвездия» возможностей.

Образ постнекласснческойкартинымира — древовиднаяветвящаясяграфика — разработансучетомдостиженийбельгийскойшколыИ. Пригожина (1917—2003). Ссамогоначалаиклюбомуданномумоментувременибудущееостаетсянеопределенным. Развитиеможетпойтиводномизнесколькихнаправлений, чточащевсегоопределяетсякаким-нибудьнезначительнымфактором. Достаточнолишьнебольшогоэнергетическоговоздействия, такназываемого «укола», чтобысистемаперестроилась, ивозникновыйуровеньорганизации. Всовременнойпостнеклассическойкартинемираанализобщественныхструктурпредполагаетисследованиеоткрытыхнелинейныхсистем, вкоторыхвеликарольисходныхусловий, входящихвнихиндивидов, локальныхизмененийислучайныхфакторов. Включенностьценностно-целевыхструктурстановитсяновойхарактеристикойпостнеклассики. Иесливнеклассическойкартинемираизучаютсясаморегулируемыесистемы, товпостнеклассикеречьидетосамоорганизующихсяразвивающихсясистемах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: