Общепринятая классификация (А.В.Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю.Кондратьев и др.) – авторитарный, демократический, попустительский.
Авторитарный стиль общения – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика.
Характеристика:
1. Единоличное планирование взаимодействия и подведения итогов.
2. Монологизм
3. Директивность
4. Внешнее мотивирование
5. Репрессивность
6. Единоличное разрешение конфликтов
7. Прямое управление и регулирование взаимодействия.
Внешние показатели:
- Успеваемость, дисциплина на уроке позитивны.
- Социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.
Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения – стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.
|
|
Внешние показатели:
1. Отсутствие контроля: за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.
2. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительны.
Демократический стиль общения (стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Основная особенность – взаимопонимание и взаимоориентация.
Характеристика:
1. Совместное целеполагание и подведение итогов.
2. Диалогизм
3. Сотрудничество
4. Внутреннее мотивирование
5. Ненасилие
6. Совместное преодоление противоречий
7. Косвенное управление, самоуправление, саморегуляция (соотнести все пункты с характеристикой авторитарного стиля).
Стратегии педагогического взаимодействия
Кооперация – посильное участие каждого в решение общей задачи.
Деструктивный конфликт – (несовместимость личностей) негативные установки в адрес друг друга, разрешение такого типа конфликта явля-ется достаточно сложным, компромисс затруднителен.
Продуктивный конфликт – различные точки зрения на какую-либо проблему, на способы ее разрешения, не затрагивает сторон личности. Разрешение конфликта с позитивным результатом.
Литература:
1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 19887.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1988.
4. Щуркова ЕН.Е. Педагогическая технология; педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. – М., 1992.
5. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
6. Основы педагогического мастерства./Под ред. А.И.Зязюна. – М., 1989.
7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1998.
Журавлев В.И. основы педагогической конфликтологии. – М.,