Понятие деловой риторики. Речевые формы делового общения. Беседы. Переговоры

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – сложный, многогранный процесс. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В структуре общения выделяют три стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Существуют различные стратегии общения: 1) открытое – закрытое; 2) монологическое–диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам"). Выделяют следующие стратегии общения: а) "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.п.; б) примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект, получив желаемое, теряют интерес к нему и не скрывают этого; в) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; г) деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; д) духовное межличностное общение друзей; е) манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лести, запугивания, обмана и т.п.);
ж) светское общение. Суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Общение осуществляется по следующим каналам: речевой (вербальный) и неречевой (мимика, прикосновения, жесты, взгляды, дистанции при коммуникации). При анализе интерактивной стороны общения выделяют два противоположных вида взаимодействия: кооперация (согласие, приспособление) и конкуренция (конфликт, оппозиция). Перцептивная сторона общения связана с взаимопониманием между участниками этого процесса. Более полному осознанию себя через другого способствует развитие следующих особенностей личности: идентификация (способ понимания другого человека через уподобление себя ему); эмпатия (это стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого) и рефлексия (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению).

Существуют универсальные приемы общения: приветливость, тактичность, чувство юмора, проявление доброжелательности, стремление получать как можно больше положительных ответов, втягивание своего собеседника в диалог, при этом надо постараться снять психическую напряженность, вместе с тем –критично относиться к своему поведению. Основные трудности общения связаны с недопониманием, нежеланием услышать вторую сторону общения. Предпринимательство, исполнение управленческих функций, профессиональные контакты – всё это реальные формы делового общения.

Распространенной формой деловых контактов являются деловые встречи, которые необходимо очень тщательно готовить, продумывая каждую фазу беседы. Различные стратегии делового общения. "Золотое правило" деловых бесед – "не жечь мостов". Основные принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность (наглядность), экспрессивность и интенсивность. "Риторический инструментарий" в таком общении выступает в виде набора коммуникационных эффектов: "эффект визуального имиджа", "эффект первых фраз", "эффект аргументации", "эффект квантового выброса информации", "эффект интонации и паузы", "эффект художественной выразительности", "эффект релаксации", "эффект дисперсии". Свои особенности имеет общение в конфликте.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под общением?

2. Какова структура общения?

3.Какие стратегии делового общения Вы знаете?

4. Что можно сказать о технике общения как определенном наборе коммуникативных действий и приемов?

5. Что понимается под деловой беседой?

6. Каковы этапы подготовки деловой беседы?

7. Каковы основные принципы речевого воздействия? Приведите примеры.

8. Что понимается под так называемым "риторическим инструментарием"?

9. Какие основные трудности общения? Как они преодолеваются?

Литература: [(2) стр. 184-211, 214-233]; [(21) стр. 4-14, 141-168]; [(24) стр. 321-329]; [(27) стр.3-25,36 – 62, 65-97].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: