IV. Закрепление практических навыков выбора эффективных коммуникативных средств

Учебное задание 4: Типичными ошибками неэффективного консультирования является смещение фокуса внимания на предполагаемые мысли и чувства других родных и близких, а также перевод разговора в житейскую плоскость с примерами из жизни консультанта. Учащимся предлагается разыграть в парах такой сценарий психолого-педагогической консультации и проанализировать его с точки зрения принципов эффективной коммуникации.

Учебное задание 5. Учащимся предлагается привести свои примеры блокирующих коммуникативных тактик всех изученных типов - нормализация – минимизация.

Необоснованные, необдуманные / ложные заверения

Навязанный совет

Подталкивающие вопросы

Закрытые вопросы

Множественные вопросы

переадресация:

переспрашивание,

нравоучительные, демагогические комментарии:

Оборона с «неопровержимой» аргументацией

Смена темы.

избирательное внимание к высказываниям и жалобам, -

придерживаясь тематики возрастно-психологического и других видов психологического консультирования, и подобрать эффективные альтернативы высказываний, коммуникативных реакций психолога-консультанта в соответствии с предложенной схемой:

Пример блокирующей коммуникативной тактики консультанта.

Задачи блокирующей коммуникативной тактики

Задачи эффективной коммуникации

Антитезис эффективной коммуникации

Пример эффективной коммуникации консультанта.

 

Учебное задание 6. Учащимся предлагается проблемная ситуация. Отец мальчика после родительского собрания с негодованием говорит о том, что над его ребёнком издеваются одноклассники. Он обвиняет в этом и классную руководительницу, с которой разговаривает. Классная руководительница предлагает обсудить это с психологом. Необходимо составить план этой встречи, оправданную последовательность коммуникаций.

 

Список литературы

а) основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

2. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. – М.:Смысл, 2005. – 182 с.

3. Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. – Питер, 2011. – 336 с.

б) дополнительная:

4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993. - 237 с.

5. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.,1997. – 368 с.

6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 200 с.

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. СПб.: Союз, 2002. – 160 с.:

9. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И., Захарова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

10. Волкова, Гаспарова Е. – Особенности работы педагогов-психологов с трудными детьми и их родителями. Дошкольное воспитание, 1999, №3.

11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

12. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний М.: Изд. Московский психолого-социальный институт, 2004. – 96 с.

13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина, 1983. – 290 с.

14. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.:Смысл, 2000. – 109 с.

15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой - М.: ЭКСМО- Пресс, 2002. – 256 с.

16. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: Центр гуманит. изд. Владос, 1996 –- 527 с..

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие в 2 кн. – 2-е изд. Перераб и дополн. - М.: Центр гуманит. изд. Владос, 1999 – Кн.1 Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с..

19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. Пособие в 2 кн. – М.: гуманит. изд. Центр Владос, 1999 – Кн.2 Работа со взрослыми. - 480 с..

20. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультации, тренинги. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 244 с.

21. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) – М.: Изд-во Моск. Университета, 1988. – 200 с.

22. Спиваковская А.С. Как быть родителем. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

23. Чалдини Р. с соавт. Социальная психология. – СПБ.: «ПРАЙМ-Еврознак», «Ихдательский дом Нева», 2002. - 333 с.

24. Шапошников А.В. Ятрогения. Терминологический анализ и конструирование понятия. – Ростов-н.Д: АО «КНИГА», 1998 – 156 с.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

I. Типы блокирующих коммуникативных тактик и алгоритм их психологического разбора………………………………………………….4

II. Самостоятельный разбор учащимися блокирующих коммуникативных тактик………………………………………………………………………...12

III.. Коммуникация при сложных эмоциональных состояниях…………..14

IV.Закрепление практических навыков выбора эффективных коммуникативных средств…………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………21

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: