Дошкольного образования

 

Проблема управления качеством профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС может быть рассмотрена на всех уровнях образования: федеральном, региональном, городском, муниципальном, институциональном. Каждый из этих уровней требует построения соответствующей управленческой модели внедрения нового и предполагает разноуровневое сетевое взаимодействие. Внедрение ФГОС можно отнести к новшеству «сверху», однако оно требует и творческой самореализации со стороны руководителей и педагогов ОО, так как содержат обязательные рекомендации и вариативную часть. Эффективность внедрения новых ФГОС в практику образования зависит от готовности руководителя к инновационному управлению, к проектированию новых педагогических систем. Для руководителя ОО успешность внедрения ФГОС зависит от наличия следующих качеств:

- знания общих закономерностей развития социальных, в том числе и педагогических систем;

- компетентность в области образовательного менеджмента, в том числе инновационного стратегического и тактического управления;

- критическое осмысление содержания ФГОС и выделение позиций, требующих принципиально новых технологий и корректировки существующих;

- составление плана работы по внедрению ФГОС в деятельность ОО, включая проведение педсоветов, создание творческих групп, организацию повышения квалификации педагогов, разработку новой образовательной программы, создание новой системы мониторинга качества образования и качества профессиональной деятельности педагогов, планирование родительских собраний по вопросам изменяющихся требований к деятельности воспитанников, организация новой системы сетевого взаимодействия, позволяющей реализовать весь комплекс поставленных ФГОС задач;

- приведение локальных актов ОО в соответствие с ФГОС;

- готовность к мотивации сотрудников (педагогов) на деятельность по внедрению ФГОС;

- готовность к проведению развивающих бесед с каждым педагогом с целью определения роли каждого в процессе внедрения ФГОС и корректировки индивидуальных методических тем, таким образом, чтобы они соответствовали поставленной новой задаче и охватывали весь спектр проблем;

- готовность к анализу программ работы структурных подразделений ОО, методической службы ОО, специалистов и каждого педагога с учетом задач по внедрению ФГОС;

- корректировка методик оценки качества профессиональной деятельности педагогов с учетом внедрения ФГОС: карт достижений за учебный год, структуры портфолио и т.д.;

- анализ причин, тормозящих внедрение ФГОС в деятельность ДОО, изучение готовности педагогов к внедрению ФГОС;

- создание материально-технического и методического обеспечения, необходимого для внедрения ФГОС в деятельность ОО;

- проведение ярмарки педагогических достижений по проблеме внедрения ФГОС;

- организация взаимопосещений непосредственно-образовательной и совместной деятельности с целью обмена педагогическим опытом по внедрению ФГОС.

Программа по работе с педагогическими кадрами в ОО, направленная на обеспечение готовности педагогов к творческой реализации задач ФГОС, может включать следующие позиции:

- система педсоветов, направленных на мотивацию педагогов, планирование методической работы и повышения квалификации, анализ промежуточных результатов и коррекцию педагогического процесса;

- планирование корпоративной учебы педагогов и индивидуальных маршрутов повышения квалификации с посещением курсов на базе институтов, ИМЦ или др.;

- корректировка общей для ОО методической темы с учетом задач ФГОС;

- планирование деятельности творческих групп по внедрению ФГОС: 1). по разработке или коррекции образовательной программы ОО; 2). по моделированию и реализации технологий обучения, воспитания и сопровождения для новых направлений педагогической деятельности согласно ФГОС; 3). коррекции системы мониторинга качества образования в деятельность ОО;

- определение графика взаимопосещения мероприятий и выступлений педагогов по обмену опытом реализации ФГОС, графика оценки знаний педагогами ФГОС;

- корректировка требований к участию в конкурсах профессионального мастерства и обеспечение акмеологической поддержки участников;

- планирование помощи педагогам в подготовке к аттестации с учетом требований ФГОС;

- создание банка данных, отражающих содержание ФГОС и опыта их внедрения;

- организация сотрудничества педагогов разноуровневых ступеней образования с целью обеспечения преемственности в реализации целей ФГОС;

- взаимодействие с органами государственно-общественного управления с целью распределения функций и задач по обеспечению эффективности реализации ФГОС;

- выделение и подготовка педагогов-консультантов по проблемам внедрения ФГОС.

Обязательными при внедрении ФГОС будут творческие группы педагогов по разработке новой образовательной программы ОО и новой системы мониторинга качества образования. В качестве вариативных творческих групп педагогов, можно предложить следующие:

- технологии целостного развития воспитанников;

- обеспечение преемственности в реализации ФГОС;

- индивидуализация образования;

- интеграция и дифференциация образования;

- разновозрастное и сетевое педагогическое взаимодействие;

- организация педагогического просвещения родителей;

- организация обучения детей с особыми образовательными потребностями;

- игра – как освоение социальных норм взаимоотношений между людьми;

- моделирование психолого-педагогических условий реализации образовательной программы ОО;

- планирование эффективных форм поддержки детской инициативы;

- создание банка методических материалов для реализации образовательной программы ОО;

- организация методического сопровождения реализации образовательной программы ОО;

- планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

- создание вариативной модели образовательного процесса в ОО;

- обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей;

- проектирование вариативных форм взаимодействия с семьей, способствующих эффективной реализации ФГОС.

Готовность педагога к реализации ФГОС включает: знание общих закономерностей моделирования и развития педагогических систем, знание ФГОС и осознание новых задач педагогической деятельности, готовность к моделированию перечня качеств воспитанника (целевые ориентиры) с учетом ФГОС и соответствующей цели образования системы диагностических материалов, готовность к проектированию технологий обучения, воспитания, сопровождения с учетом требований ФГОС, готовность к работе над методической темой, как исследовательской задачей по внедрению ФГОС, готовность к анализу и презентации результатов своей педагогической деятельности по внедрению ФГОС, устойчивая мотивация к личностно-профессиональному самосовершенствованию, готовность к самоорганизации и творческой профессиональной самореализации.

Особенно актуальной работа по внедрению ФГОС становится в дошкольной образовательной организации, так как система дошкольного образования реализует ФГОС впервые. Постоянно повышающееся требование социума к качеству дошкольного образования предопределяет разработку образовательных программ для дошкольников, соответствующих социальному запросу и современной нормативно-правовой базе дошкольного образования.

Благодаря введению ФГОС и реализации новых образовательных программ появляется надежный организационный механизм обеспечения качества дошкольного образования.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации – это, с одной стороны, нормативный документ, обосновывающий выбор содержания, применяемых методик и технологий, целей и форм организации воспитательно-образовательного процесса, а с другой стороны, - внутренний для данной организации образовательный стандарт, обусловленный логикой ее развития, ее традициями, достижениями, возможностями.

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания образования, выбора образовательной и ряда парциальных программ. Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольной образовательной организации определяют её значимость для руководителей и педагогического коллектива, органов управления образованием, родителей (законных представителей).

Образовательная программа позволяет увидеть перспективы как личностного, так и коллективного развития, оценить свои сильные и слабые стороны, эффективно управлять образовательной организацией, даёт возможность показать конкурентоспособность и определяет сетевое взаимодействие по предоставлению образовательных услуг.

В то же время для руководителей органов управления образованием образовательная программа служит механизмом внешнего контроля деятельности дошкольной организации. Привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием стабильного функционирования и развития каждой дошкольной образовательной организации.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование впервые закреплено в качестве уровня общего образования. Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований, которая определяется федеральным государственным образовательным стандартом.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Статья 2 закона «Об образовании в РФ»).

На смену действующим федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования приходит федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Целью создания стандарта дошкольного образования становится обеспечение государственных гарантий на качественное дошкольное образование (достижение определённых образовательных результатов) и удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Стандарт дошкольного образования позволяет закрепить статус дошкольного образования как начальной ступени в системе образования РФ, тем самым обеспечив преемственность дошкольного и начального школьного образования и финансирование дошкольных организаций не по остаточному принципу, а в полном объеме.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

- структуре образовательной программы дошкольного образования (в том числе соотношению обязательной ее части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

- условиям реализации ОП ДО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения ОП ДО.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В связи с тем, что спецификой концепции ФГОС ДО является уникальное сочетание регламентации и вариативности, педагогическая классика и педагогическая инновация, педагогу дошкольной организации предоставлена свобода выбора путей достижения образовательных результатов, что позволит ему максимально раскрыть свой творческий профессиональный потенциал. Однако, творчество в любой профессии возможно только тогда, когда человек усвоил азы своей профессии, её основу, то есть педагогическую классику, достиг определенной профессиональной зрелости. Введение ФГОС ДО и профессионального стандарта деятельности педагогов дошкольного образования повышает ответственность каждого взрослого субъекта образовательных отношений за его результат. Обеспечение вариативности содержания образовательных программ предъявляет высочайшие требования к профессиональной компетентности педагогов и заместителей по учебно-воспитательной работе дошкольной образовательной организации.

Таким образом, качество реализации ФГОС ДО напрямую зависит от готовности педагога и заместителя по учебно-воспитательной работе ДОО к работе в условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО.

Стандарт является основой для подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров. У работника, реализующего программу, должны быть сформированы основные профессиональные компетенции, которые предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка,

- организацию конструктивного взаимодействия в разных видах деятельности,

- построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его возрастные и индивидуальные возможности,

- открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

В организации, реализующей программу, должны быть созданы условия для формирования профессиональной зрелости педагога. Профессиональная зрелость педагога – это высший уровень овладения педагогической профессией, включающий в себя совокупность знаний, личностно-профессиональных качеств, умений и навыков, соответствующих современным требованиям, сочетающихся с личным жизненным и профессиональным опытом и гарантирующих стабильно высокое качество и результативность педагогической деятельности в настоящем и будущем.

ФГОС ДО является новым ориентиром для модернизации системы повышения квалификации. Но самостоятельно дошкольная организация, как и существующая система повышения квалификации не смогут обеспечить быструю и мобильную переподготовку педагогических кадров. Методическая служба ДОО должна обеспечить систематическую поддержку педагогов в этот переходный период применяя вариативные формы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Например, стажировку на рабочем месте для получения необходимого минимума практического педагогического опыта по реализации ФГОС ДО на районных стажировочных площадках и возрождение института наставничества, включающих в себя индивидуальные консультации, педагогическую помощь более опытных педагогов, психологическую поддержку, заботу о психическом и физическом здоровье.

Финансовые условия реализации Программы должны обеспечивать расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности.

Необходимыми условиями обеспечения эффективной профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования по реализации ФГОС являются разработка предложений в проект профессионального стандарта деятельности педагогов дошкольного образования и использование положений данного проекта при формировании требований к кадровым условиям реализации ФГОС, а также разработка вариативных психолого-педагогических программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров системы дошкольного образования.

Решение задач развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников предъявляет высочайшие требования к уровню профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации.

Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности, в том числе и через введение эффективного контракта в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых услуг организацией и эффективности деятельности руководителя.

Это означает, что зарплата специалиста дошкольного образования зависит не только от времени пребывания его на рабочем месте, но и от эффективности его работы, то есть от профессиональной компетентности.

Таким образом, ФГОС дошкольного образования позволяет привести фактическое состояние профессиональной компетентности педагогов ДОО к состоянию, необходимому для повышения качества образовательного процесса. Но существующие в данный момент критерии оценки эффективности деятельности педагога, разрабатываемые дошкольной организацией самостоятельно, без оценки их юридической службой, могут привести как к большому количеству конфликтов внутри коллектива, так и к проблемам финансовой ответственности руководителя за нецелевое использование средств. На наш взгляд, необходима юридическая помощь дошкольной организации в составлении самоанализа деятельности педагога ДОО и разработке примерных критериев эффективности деятельности педагога ДОО на федеральном уровне, при этом сохранив право организации на адаптацию данных критериев к специфике деятельности своей организации.

В систему оценки качества образования и профессиональной компетентности педагога ДОО, в том числе при оценке выполнения муниципального (государственного задания), распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников организации и при прохождении процедуры аттестации педагогических кадров не могут быть внесены целевые ориентиры. Целевые ориентиры программы дошкольной образовательной организации выступают основаниями преемственности и дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, обеспечение качества услуг дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в ДОО. Введение эффективного контракта в соответствии с Программой поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Введение «эффективного контракта» должно способствовать наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования позволит установить взаимосвязь между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя дошкольной образовательной организации (в том числе и по результатам независимой оценки).

И, наконец, введение ФГОС ДО в практику потребует от методической службы ДОО целого ряда мероприятий, обеспечивающих методическое сопровождение модернизации образовательного процесса, включающих как материально-техническое оснащение (проектирование и создание условий реализации ФГОС ДО), так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования (модернизацию содержания образовательных программ и учебно-методических комплектов). Именно заместителям по учебно-воспитательной работе ДОО вместе с созданной в ней творческой группой предстоит провести анализ образовательных программ. Так же им предстоит выбрать именно тот образовательный комплект, который позволит каждой организации максимально эффективно достичь требуемых образовательных результатов, сохранив самобытность своей организации и при этом обеспечив эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранив его физическое и психическое здоровье.

Более того, им придется еще раз за короткий отрезок времени пройти путь от подбора основной образовательной программы и адаптации ее к деятельности своей организации, до написания рабочих программ с опорой на выбранный УМК. При этом УМК обязательно предстоит проверить на соответствие ФГОС ДО, так как издательские организации оперативно подготовились к тому, чтобы обеспечить нас учебно-методической литературой, «соответствующей ФГОС ДО», по крайней мере, так уже написано на многих изданиях в книжных магазинах. Но так ли это на самом деле? И здесь так же потребуется помощь квалифицированных специалистов ведущих институтов образования и представителей науки.

Деятельность дошкольной образовательной организации по внедрению ФГОС дошкольного образования необходимо начать с создания системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (управленческого комплекса мероприятий по внедрению ФГОС ДО). Задачами создания такого комплекса являются:

- создание условий для введения и реализации ФГОС дошкольного образования в деятельность ДОО;

- приведение нормативно-правовой базы организации в соответствие с требованиями ФГОС ДО;

- организация методического и информационного сопровождения реализации ФГОС ДО;

- разработка организационно-управленческих решений, регулирующих реализацию введения ФГОС ДО;

- обеспечение готовности специалистов ДОО к реализации ФГОС ДО.

Управленческий комплекс мероприятий по внедрению ФГОС ДО может включать Дорожную карту (таблица 3), план-график мероприятий по обеспечению подготовки к введению ФГОС ДО на учебный год (таблица 4) и управленческий комплекс мероприятий по разработке и реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации. Управленческий комплекс мероприятий по созданию и реализации образовательной программы включает в себя следующие действия:

- приказ по ДОО о разработке образовательной программы с указанием ответственных лиц по основным направлениям работы;

- утверждение положения «О Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОО» (приказ руководителя);

- создание Рабочей группы из числа педагогов для написания образовательной программы (приказ руководителя);

- перераспределение полномочий и ответственности в связи с реализацией образовательной программы;

- внесение изменений в должностные инструкции сотрудников ДОО;

- подготовка проекта программы согласно плану работы;

- проведение внешней экспертизы образовательной программы (наличие, как минимум, двух экспертных заключений (проводится по желанию);

- оформление протокола педагогического совета, на котором утверждена образовательная программа;

- оформление программы в соответствии с современными требованиями;

- издание приказа по ДОО о реализации образовательной программы с указанием ответственных за осуществление её основных направлений с приложением. (Приложение к приказу – план ДОО по реализации образовательной программы);

- разработка механизма внесения изменений и дополнений в образовательную программу.

Подготовка образовательной программы дошкольной образовательной организации включает в себя следующие основные этапы:

I этап — подготовительный, включает в себя изучение основных нормативных документов для проектирования образовательной программы и общей концепции развития дошкольной образовательной организации.

Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания данной образовательной программы.

II этап — разработка проекта образовательной программы, ее экспертная оценка.

Цель: разработать проект образовательной программы и критерии оценки ее реализации; представить его для обсуждения на педагогическом коллективе, экспертным группам.

III этап — внедренческий, в ходе его осуществляется внедрение проекта программы в практику, ее апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения.

Цель: реализация образовательной программы.

Ожидаемый результат: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОО, выбор оптимального варианта модели образовательной программы.

Изменения и дополнения в образовательную программу вносятся ежегодно на начало учебного года и содержат:

- аналитическую справку (обоснование) о необходимости изменений и дополнений;

- протокол педагогического совета о принятии изменений и дополнений в образовательную программу;

- приказ по ДОО о реализации принятых изменений и дополнений.

 

Таблица 3 ___________________УТВЕРЖДАЮ

Заведующий ГБДОУ детский сад № 81

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Е.А. Родина

«____»________________2014г

 

План мероприятий («Дорожная карта»)

по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

в деятельность Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 81 присмотра и оздоровления Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2014-2016 г. г.

 

№ п/п Направления Мероприятия Сроки исполнения Ответственные
  Нормативно-правовое, аналитическое и методическое обеспечение внедрения и реализации ФГОС ДО в деятельность ГБДОУ детский сад № 81
1.1 Нормативно-правовое обеспечение внед рения и реализации ФГОС ДО в деятельность ГБДОУ детский сад № 81 Формирование банка нормативно - правовых документов федерального, регионального, районного уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО постоянно заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Разработка и утверждение локальных актов ГБДОУ д/с № 8, необходимых для внедрения и реализации ФГОС ДО до 01.01.2016 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А.
Приведение действующих локальных актов ГБДОУ д/с № 81 в соответствие с требованиями ФГОС ДО (устав, приказы, должностные инструкции работников ДОО, положения, договоры и др.) и доведение их до сведения всех заинтересованных лиц до 01.01.2016 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А.  
Разработка на основе ФГОС ДО образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 81, размещение ее на сайте ДОО до 01.09.2016 зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Внесение изменений в программу развития ГБДОУ д/с № 81   до 01.09.2016 зам. зав. по УВР Задворная М.С.
1.2 Аналитическое обеспечение внедрения и реализации ФГОС ДО в деятельность ГБДОУ детский сад № 81 Проведение мониторинга стартовых условий реализации ФГОС ДО ГБДОУ детский сад № 81 май 2014 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Анкетирование педагогов по вопросам готовности к реализации ФГОС ДО май 2014 зам. зав. по УВР Задворная М.С.
1.3 Методическое обеспечение внедрения и реализации ФГОС ДО в деятельность ГБДОУ детский сад № 81 Создание корпоративной модели повышения квалификации педагогов ГБДОУ детский сад № 81 по вопросам реализации ФГОС ДО до 01.09.2014 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина.Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Выбор примерных образовательных программ ДО до 01.09.2014 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная.М..С
Подготовка к проектированию и разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. до 01.09.2015 зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Организовать обсуждение примерной образовательной программы дошкольного образования до 01.01.2015 зам. зав. по УВР Задворная М. С.
Разработать проект образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС и примерной ОП ДО до 01.08.2015 зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Утвердить основную образовательную программу дошкольного образования и разместить ее на сайте ДОО до 01.09.2015 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Обеспечить координацию деятельности субъектов образовательного процесса по подготовке и введению ФГОС ДО (педагогов, родителей, социальных партнеров и т.д.) постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Проводить разъяснительную работу с родителями о введении ФГОС ДО (родительские собрания / конференции, сообщения на информационных стендах, на сайте, в газетах, буклетах и пр.) постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Привлечь органы государственно - общественного управления ДОО к проектированию основной образовательной программы дошкольного образования до 01.09.2015 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Организовать работу медико- психолого - педагогической комиссии по приему детей с ОВЗ в ДОО в соответствии с ФГОС ДО (при необходимости) до 01.09.2014 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Информировать общественность через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО на работу в условиях ФГОС ДО постоянно заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Организовать внутренний аудит по реализации ФГОС ДО постоянно заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Обеспечить публичную отчетность ДОО о ходе и результатах введения ФГОС ДО постоянно заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная М.С.
  Кадровое обеспечение введения ФГОС Провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ДОО Май-июнь 2014 зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Организовать поэтапное повышение квалификации педагогических кадров ДОО на базе организаций дополнительного профессионального образования до 01.01.2016 зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Провести инструктивно- методические совещания и обучающие семинары по вопросам введения ФГОС для педагогов ДОО постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Обеспечить консультационную методическую поддержку педагогов по вопросам реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС ДО (тематические консультации, семинары - практикумы по актуальным проблемам перехода на стандарты дошкольного образования) постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Организовать участие различных категорий педагогических работников в городских, районных семинарах/конференциях по вопросам введения ФГОС постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
    Провести педагогический совет по проблеме введения и реализации требований ФГОС ДО постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Организовать индивидуальное консультирование педагогов по вопросам введения ФГОС ДО и апробацией ООП дошкольного образования постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
Создать творческие группы воспитателей по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО и апробацией ООП     постоянно зам. зав. по УВР Задворная М.С.
  Финансово- экономическое обеспечение ФГОС ДО Подготовить локальные акты (приказы) по расходованию ФОТ (в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования) до 01.09.2014 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная. М.С.
  Материально- техническое обеспечение введения ФГОС ДО Обеспечить материально- техническую базу ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО постоянно заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная. М.С.
    Обеспечить реализацию требований ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде групп /участка постоянно заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная. М.С.
    Укомплектовать группы и методический кабинет соответствующими примерными ОП ДО и методическими рекомендациями к ним до 01.09.2015 заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная. М.С.
    Обеспечить соответствие материально-технической базы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников постоянно заведующий ГБДОУ д/с № 81 Родина Е.А. зам. зав. по УВР Задворная. М.С.

 

Таблица 4

ПЛАН-ГРАФИК

мероприятий по обеспечению подготовки к введению

ФГОС дошкольного образования

на 2014-2015 учебный год

 

№ п/п Мероприятие Примерные сроки Ответственные Ожидаемый результат Формы отчетных документов  
1. Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО            
  Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС дошкольного образования октябрь 2014 г. заведующий ДОО Создание и определение функционала рабочей группы Приказ о создании рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО  
  Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО октябрь 20134г. заведующий ДОО ст. воспитатель Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС ДО Приказ, план  
  Организация повышения квалификации по проблеме введения ФГОС в течение 2014/ 2015 уч. года заведующий ДОО Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС Приказ об утверждении плана графика повышения квалификации, план курсовой подготовки  
  Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО   март заведующий ДОО, ст. воспитатель Получение объективной информации о готовности дошкольного учреждения к переходу на ФГОС Педагогический совет  
  Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС ДО до декабря 2015 ст. воспитатель Повышение профессиональной компетентности всех категорий педагогических работников по организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС План  
  Рассмотрение вопросов введения ФГОС на педагогических советах в течение 2014/2015 учебного года заведующий ДОО ст. воспитатель Усвоение и принятие членами педагогического коллектива основных положений ФГОС дошкольного образования Протоколы педагогических советов  
  Проведение инструктивно-методических совещаний, педагогических советов, обучающих семинаров, по вопросам введения ФГОС в течение 2014/2015 учебного года ст. воспитатель Повышение педагогической компетентности и ликвидация профессиональных затруднений План методической работы, результаты анализа анкетирования педагогов  
  Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для педагогов апрель 2015г. ст. воспитатель Повышение педагогической компетентности педагогов по вопросам совершенствования качества образования План методической работы, результаты анализа анкетирования педагогов  
  Организация участия различных категорий педагогических работников в педагогических мероприятиях разного уровня по вопросам введения ФГОС ДО в течение 2014/2015 учебного года заведующий ДОО, ст. воспитатель Обеспечение научно-методического сопровождения перехода и внедрения ФГОС ДО Материалы семинаров, конференций городского, областного, регионального и федерального уровней  
  Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования (на основе примерной) март 2015 г. ст. воспитатель рабочая группа Наличие ООП дошкольного образования Протоколы педсовета, рабочей группы, приказ  
  Разработка и утверждение рабочих программ педагогов и специалистов апрель 2015 г ст. воспитатель Наличие программ Протокол педсовета, МО, приказ  
  Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки к введению ФГОС в течение учебного года ст. воспитатель, педагог - психолог Определение возможных психологических рисков и способов их профилактики, расширение и обновление психодиагностического инструментария на основе запросов и современных достижений психологической науки План консультаций для педагогов ДОУ  
  Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОУ до ноября 2014 г. заведующий ДОО Дополнения в документы, регламентирующие деятельность учреждения по внедрению ФГОС ДО Приказ об утверждении локальных актов, протоколы педсовета  
  Мониторинг подготовки к введению ФГОС дошкольного образования октябрь 2014 г, апрель 2015 г. ст. воспитатель Диагностические материалы План контроля  
  Организация отчетности по подготовке к введению ФГОС ДО По срокам и процедуре, установленным управлением образования заведующий ДОО, ст. воспитатель   Отчеты  
2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО            
  Анализ кадрового обеспечения введения ФГОС ДО октябрь 2014 г, апрель 2015 г. заведующий ДОО     Аналитическая информация  
  Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации для педагогов, участвующих в подготовке к введению ФГОС По плану   заведующий ДОО Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС План-график  
  Проведение педагогического совета «Введение ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы»   Декабрь 2014г. заведующий ДОО, ст. воспитатель Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения Протокол педсовета  
  Организация участия педагогов ДОУ в конференциях по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования в течение уч. года заведующий ДОО, ст. воспитатель Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом Приказы, материалы  
5. Создание творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС. в течение уч. года заведующий ДОО, ст. воспитатель Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС Приказы, Протоколы заседания творческих групп  
3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО            
  Обеспечение оснащённости ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений. в течение учебного года заведующий ДОО Определение необходимых изменений в оснащенности ДОУ с учетом требований ФГОС Информационная справка  
  Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ОП дошкольного образования действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. В течение года заведующий ДОО, ст. воспитатель Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП с требованиями ФГОС Информационная справка  
  Обеспечение укомплектованности библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами В течение года ст. воспитатель Оснащенность ООП необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой Информационная справка  
  Обеспечение доступа педагогам, переходящим на ФГОС ДО, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. В течение уч. года ст. воспитатель   Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений педагогов Создание банка полезных ссылок, наличие странички «ФГОС» на сайте ДОУ  
  Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.   В течение уч. года ст. воспитатель   Расширение возможностей доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса Создание банка полезных ссылок, наличие странички «ФГОС» на сайте ДОУ  
4. Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО            
  Проведение диагностики готовности ДОУ к введению ФГОС ДО октябрь 2014 г. заведующий ДОО, ст. воспитатель Получение объективной информации о готовности ДОУ переходу на ФГОС Диагностическая карта  
  Размещение на сайте учреждения информации о введении ФГОС дошкольного образования В течение года   ст. воспитатель Информирование общественности о ходе и результатах введения ФГОС ДО Создание банка полезных ссылок, наличие странички «ФГОС» на гимназическом сайте  
  Обеспечение публичной отчетности ДОО о ходе и результатах введения ФГОС дошкольного образования (Включение в публичный доклад заведующего раздела, отражающего ход введения ФГОС в ДОО). апрель 2015 г заведующий ДОО Информирование общественности о ходе и результатах введения ФГОС ДО Размещение публичного отчета на сайте детского сада  
  Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО с ФГТ на ФГОС ДО В течение года заведующий ДОО Обеспечение условий открытости в реализации ФГОС всех субъектов образования Публикации  
             

 

Сегодня, учитывая инновационный характер образовательной практики невозможно обойтись без ее интеграции с наукой. Только совместными усилиями специалистов лучших научных школ России в сочетании с инновационным опытом лучших образовательных организаций можно добиться максимальной эффективности качества дошкольного образования.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые потребуют внешней оперативной и действенной помощи методической службе ДОО.

Например, по мнению Н.В. Фединой, отсутствие полноценного ФГОС дошкольного образования значительно затрудняло реализацию государственной политики в сфере образования, ограничивало право граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования, что усугубляет отставание дошкольного образования в ряду других образовательных систем общей системы непрерывного образования Российской Федерации и препятствует обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Государственный стандарт дошкольного образования отражает государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования и обеспечивает государственные гарантии его качества.

Настоящие требования являются новыми ориентирами для модернизации системы повышения квалификации.

В настоящий момент большинство молодых педагогов ДОО (по результатам анкетирования) испытывают потребность в повышении квалификации с первого дня работы в детском саду. Они отмечают недостаточно систематическую поддержку в адаптационный в профессии период, а также потребность в стажировке на рабочем месте как получении необходимого минимума практического педагогического опыта.

В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования наибольшую нагрузку испытывает методическая служба ДОУ. Заместителю руководителя по учебно-воспитательной работе и методистам приходится оперативно изучать большое количество новых нормативных документов, разрабатывать локальные акты ДОО и образовательную программу, организовывать оперативное повышение квалификации педагогов, их готовность к написанию рабочих программ, к реализации деятельностного подхода к обучению дошкольников, к обеспечению качественной реализации ФГОС ДО. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, как и любой стандарт в широком смысле этого слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный, является ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки системы образовательной работы ДОО и ее образовательной программы. Именно методическая служба дошкольной образовательной организации является гарантом качества методического сопровождения реализации ФГОС ДО и отвечает за основные параметры и характеристики качества дошкольного образования, а именно:

- соответствие методического сопровождения реализации образовательной программы ДОО профессиональным потребностям педагогов в зависимости от занимаемой должности, уровня квалификации, стажа работы, уровня мотивации к профессиональному развитию и профессиональной зрелости и др.;

- специфику условий осуществления образовательного процесса;

- уровень эффективности педагогического взаимодействия;

- учет потребностей детей и родителей;

- учет психолого-педагогических особенностей контингента детей;

- соответствие используемых форм и методов работы с детьми их индивидуальным и возрастным возможностям;

- осуществление образовательного процесса как организацию специфических видов детской деятельности;

- соответствие образовательного процесса принципам и подходам дошкольной педагогики, развивающего образования, комплексно-тематическому принципу планирования образовательной деятельности, интеграции образовательных областей, учета гендерной специфики;

- организация эффективного педагогического взаимодействия с обучающимися и их родителями (официальными представителями);

- организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями разных типов и видов;

- организация обучения и воспитания детей с особенными образовательными потребностями (ОВЗ, одаренными детьми, мигрантами и т.д.)

Таким образом, условия эффективности внедрения ФГОС в дошкольной образовательной организации напрямую зависят от готовности руководителя, методической службы и педагогов ДОО, материально-технического и методического обеспечения деятельности ДОО, сетевого взаимодействия образовательных организаций при внедрении ФГОС.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: