Правила оформления курсовой работы. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Курская государственная сельскохозяйственная

академия имени И.И. Иванова»

 

 

Методические указания для выполнения курсовой работы

по дисциплине «Почвоведениес основами геологии»

 

 

Направление подготовки: 35.03.04 Агрономия, профиль «Агрономия»

Факультет: агротехнологический

Форма обучения: очная, заочная

Курск 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ГЕОЛОГИИ»

 

 

Курск

Издательство Курской государственной

сельскохозяйственной академии

УДК 631.4:631.47

К 937

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «Курская КГСХА»

 

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Почвоведение с основами геологии» [Текст] / В.Н. Недбаев, Е.В.Малышева, Н.М. Тимофеева -Курск: Изд-во Курск. гос с.-х. ак., 2017. – 54 с

В методических рекомендациях изложены цели курсовой работы по дисциплине «Почвоведение с основами геологии», компетенции которые формируются у студентов, правила ее оформления. Представлены требования к содержанию курсовой работы, приведен список рекомендуемой литературы.

Курсовая работа позволяет закрепить и систематизировать знания по курсу «Почвоведение», научить студентов самостоятельно анализировать материал полевых и лабораторных исследований, работать с научной и методической литературой

Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса очного и заочного отделения агротехнологического факультета по направлению 35.03.04 Агрономия

 

Рецензенты: Долгополова Н.В., доктор сельскохозяйственных наук,

ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИЗиЗПЭ г. Курск

Сухарев В.И., доктор сельскохозяйственных наук,

профессор, ФГБОУ ВО «Курская ГСХА»

 

© ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», 2017

 

Предисловие

 

Почвоведение – наука о почве, ее строении, составе, свойствах и законах распространения, закономерностях ее происхождении, развитии, функционировании и роли в природе, путях и методах ее мелиорации, охраны и рацинального использования в хозяйственной деятельности человека.

Это исключительно многогранная наука. Ее важные разделы - генезис и классификация почв, их физика, химия, биология, география и картография. Это основные разделы генетического, или докучаевского, почвоведения, которое изучает почва как особое естественно-историческое образование и представляет собой результат взаимодействия пяти факторов и условий почвообразования: материнских пород, растительного и животного мира, климата, рельефа местности, возраста страны. На фундаменте генетического почвоведения сформировались его отрасли, агрономическое почвоведение, лесное почвоведение, мелиоративное почвоведение и др.

Агрономическое почвоведение – наука, которая изучает почву как основное незаменимое средство сельскохозяйственного производства, что обеспечивает человечество продуктами питания, а промышленность сырьем. Агрономическое почвоведение представляет собой отрасль генетического почвоведения, которая в соответствии с целью и задачами характеризуется рядом особенностей: если главной задачей генетического почвоведения является распознавание и изучение почвы как особого природно-исторического образования, то сущностью агрономического почвоведения как науки является плодородие почвы.

Генетическое почвоведение при распознании и изучении почв базируется на совокупности действия пяти природных докучаевских факторов и условий почвообразования: материнские породы; растительный и животный мир; климат; рельеф местности; возраст страны.

Агрономическое почвоведение, в частности и главным образом, изучает влияние такого важного фактора преобразования почв, как хозяйственная деятельность человека.

Особое внимание обращено на закономерности развития в пахотных почвах культурного (естественно-антропогенного) процесса почвообразования, на расширенное воспроизводство почвенного плодородия и охрану почв в условиях интенсивного антропогенного воздействия [9].То есть агрономическое почвоведение изучает почву как объект и как предмет труда.

Используя почву как средство производства, человек существенно меняет процесс почвообразования, выступая как фактор непосредственно влияющий на свойства почвы, её режимы и плодородие, аналогично природным факторам, определяющим почвообразование. Выращивание сельскохозяйственных культур меняет прежде всего естественный растительный покров почвы, осушение и орошение меняют режим увлажнения. Еще более заметно влияют на почву приемы его обработки, применение удобрений и средств химической мелиорации. Итак, пахотный слой почвы является не только предметом приложения человеческого труда, но и в некоторой степени продуктом этого труда. То есть человеческий труд по использованию пахотных почв следует рассматривать как активный фактор почвообразовательного процесса. Наука о почве является фундаментом для разработки систем ведения сельского хозяйства, построения рациональных севооборотов, систем удобрения и мелиорации почв.

Рациональное использование национального богатства России - почв, особенно в условиях рыночной экономики и интенсификации земледелия, требует глубоких и всесторонних знаний свойств и законов, обусловливающих их функционирование и эволюцию; необходимо уметь своевременно прогнозировать изменения состояния почвенного покрова под воздействием различных антропогенных влияний. Отсутствие научного прогнозирования в деле рационального использования почв означает игнорирование почвенных законов, применение технологий вопреки этим законам, что может привести к нежелательным последствиям, вплоть до деградации почвенного покрова. Именно эти вопросы рассматриваются в курсе агропочвоведения.

Курсовая работа по агропочвоведению является самостоятельной работой учебно-исследовательского характера, направленная на изучение агрогенетических особенностей определенных почв Курской области.

Цель курсовой работы – углубить знания студентов по актуальным проблемам почвоведения; развить умение самостоятельно критически читать научную литературу и анализировать современный опыт; сформировать у студентов исследовательские умения и навыки самостоятельной обработки учебно-методических материалов и их практической реализации; мотивировать их к самостоятельному научному поиску.Этот вид деятельности дает возможность выявить способность студента самостоятельно осмыслить проблему, творчески и критически ее изучить, умение выбрать, систематизировать и проанализировать научную литературу; способность применять полученные знания на практике; сформировать выводы, предложения, возможно, рекомендации по предмету исследования. Ведь материалы курсовой работы могут быть использованы для дальнейшей исследовательской работы - написание дипломного или магистерского проекта.

 

Курсовая работа выполняется с учетом следующих компетенций:

Ú ОПК - 6 - способностью распознавать основные типы и разновидности почв, обосновать направления их использования в земледелии и приемы воспроизводства плодородия

Ú ПК- 16 - готовностью адаптировать системы обработки почвы под культуры севооборота с учетом плодородия, крутизны склонов, уровня грунтовых вод, применяемых удобрений и комплекса почвообрабатывающих машин

Ú ПК- 17 - готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними

Ú

Правила оформления курсовой работы

Курсовая работа должна быть выполнена в строгом соответствии с Правилами оформления текстовых работ (Руководящий документ РД 01.001-2011) по теме «Агрогенетическая характеристика почвы. Примерный объем курсовой работы составляет 30-40 страниц компьютерного текста. Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа односортной писчей белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) в редакторе «Word» 14-м кеглем через полтора межстрочных интервала шрифтом Times New Roman, выровненным по ширине. Мелкий шрифт (12-го кегля) допускается только в таблицах. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры. При написании текста следует оставлять поля: слева 30 мм, справа – 10 мм, верхнее и нижнее поле – по 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым для всего текста и равняться 15 или 17 мм.

Титульный лист оформляется в соответствии с формой, приведенной в приложении А методических указаний.

Заголовки разделов и подразделов основной части следует начинать с абзацного отступа и писать строчными буквами (кроме первой прописной). Наименования таких структурных элементов, как «Содержание», «Введение», «Список использованных источников», «Приложение» выравнивают по центру, симметрично тексту. Точка в конце заголовков не ставится, перенос слов не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Вторая строка заголовка начинается под первой заглавной буквой первой строки. При группировке заголовков в строке необходимо придерживаться смыслового деления. Нельзя оставлять на предыдущей строке предлог или союз. В заголовки не включают сокращённые слова и аббревиатуры. Нельзя заголовок раздела или подраздела оставлять на последней строке листа, после заголовка должно быть не менее трёх строк текста.

Расстояние между заголовками раздела и предыдущим текстом должно быть равно 15 мм (2 пустые строки основного текста 14pt). Расстояние между заголовком подраздела и предыдущим текстом (разделом или подразделом) должно составлять 8 мм (1 пустая строка основного текста 14 pt). Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последующим текстом должно составлять 8 мм (1 пустая строка основного текста 14pt).

Разделы, подразделы, пункты нумеруются арабскими цифрами. Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделённые точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Пример

1 Почвенные зоны России. Физико-географические условия

Курской области. Факторы и условия почвообразования

1. 1 Почвенные зоны России

 

Номер пункта включает номер раздела, номер подраздела и порядковый номер пункта, разделённые точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижнего поля листа без точки и тире. Номера страниц не проставляются (но считаются) на титульном листе и содержании. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, список использованных источников, приложения включают в общую нумерацию страниц.

Иллюстрации (рисунки, фото и т.п.) следует располагать по тексту после первого упоминания (допускается на следующей странице). Иллюстрация может иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст), разделённые точкой с запятой. Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясняющих данных. Иллюстрации, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Точка в конце номера не ставится.

Допускается не нумеровать мелкие рисунки, размещенные непосредственно в тексте и на которые в дальнейшем нет ссылок.

Оформление таблиц

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Над левым верхним углом таблицы помещают слово «Таблица...» с указанием её номера. Название таблицы, при его наличии, следует помещать над таблицей после слова «Таблица...» через тире.

 

Заголовки строк и граф следует писать с прописных букв, в именительном падеже, единственном числе, без сокращения отдельных слов, за исключением общепринятых или принятых в тексте. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Подзаголовки граф должны начинаться со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком и с прописных букв, если они имеют самостоятельное значение.

 

Таблица 2 – Баланс гумуса в черноземной почве

 

№ поля Культура Площадь под культурой, га Урожайность, ц/га Кол-во растительных остатков, т/га Количество внесенных орга-нических удобрений, т/га Коэффициент гумификации растительных остатков Образовалось гумуса, т/га Количество мин.гумуса га Баланс гумуса, т/га
поверхностных корневых всего поверхностных корневых всего
                           

 

В конце заголовков и подзаголовков таблиц точку не ставят. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, при этом над продолжением таблицы повторяют головку. Допускается боковик и головку таблицы заменять номером граф. При этом нумеруют арабскими цифрами графы первой части таблицы.

Если все показатели, приведённые в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то её обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой её частью.

Числовые значения показателя следует проставлять на уровне последней строки наименования показателя, текстовые строки в графах выравнивают по верхней строке. Цифры в графах таблицы, как правило, располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим. Десятичные дроби в графах, как правило, должны иметь одинаковую точность значений. При наличии в тексте небольшого по объёму цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать текстом. При этом цифровые данные оформляют в виде колонок.

Примечания приводят в тексте, если необходимы поясняющие или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Помещают примечание непосредственно после текста, графического материала или таблиц, к которым относится это примечание. Записывают слово «Примечание» с абзацного отступа с прописной буквы. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставят тире и текст примечания записывают тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Если примечаний несколько, то их нумеруют арабскими цифрами без точки.

Примечание к таблице помещают внутри таблицы над линией, обозначающей её окончание. Если необходимо пояснить отдельные данные, приведённые в тексте (таблице), то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски 1). Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, а к данным, расположенным в таблице – в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Сноски отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и нумеруют на уровне верхнего обреза шрифта. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками (*), когда, например, нужно поставить знак сноски у числа или символа, поскольку номер цифры может быть принят за показатель степени или индекс символа. Применять более четырёх звёздочек не рекомендуется.

Ссылки в тексте на разделы, подразделы, иллюстрации, таблицы, формулы, приложения следует указывать их порядковым номером.

Примеры

«... в разделе 2», «... в подразделе 2.3», «... на рисунке 2.3», «... в приложении Б», «... в таблице 3».

Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников в квадратных скобках.

Пример

Почва-это естественно-историческое, природное образование, рыхлое и динамичное, сформировавшееся на земной поверхности при взаимодействии геологических пород и биоса (животные и растительные организмы) в определенных условиях климата и рельефа со временем и обладающее плодородиема [8].

Библиографические ссылки на источники следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Заголовок «Список использованных источников» следует писать симметрично тексту строчными буквами, кроме первой прописной. Примеры библиографических описаний источников приведены в приложении Ж

Справочные материалы допускается давать в виде приложений. Приложения могут быть обязательными и информационными. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Наверху посередине страницы должно быть написано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначение. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. Под приложением в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного - «рекомендуемое» или «справочное». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Пример

Приложение Б

(справочное)

 

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании работы с указанием их номеров и заголовков.

Содержание включает введение, номера и наименования всех разделов и подразделов, а также заключение, список использованных источников, приложения с их обозначениями, ссылочные нормативные документы (если они имеются). Кроме этого должны быть указаны номера страниц, с которых начинаются эти элементы документа. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Содержание включают в общее количество листов документа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: