Тема 3. Закономерности и принципы управления
Определение внешней бизнес-среды.
Значение внешней среды.
Руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших.
Определение внешней бизнес-среды.
Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.
Рис. 3.1. Три составляющих бизнес-среды.
Традиционно, в бизнес-среде выделяют две составляющих – среду прямого воздействия – микросреду – изменения в которой сразу сказываются на состоянии организации; и среду косвенного воздействия – макросреду – изменения в которой затрагивают и саму организацию и ее микросреду, имеют задержанное действие, но, как правило, оказываются весьма существенными. В последнее время исследователи стали анализировать мезасреду – ту часть внешней среды, с которой организация взаимодействует наиболее плотно и часто, но которая не относится к микросреде.
|
|
На рис. 3.1. микросреда представлена конкурентами и рынками, мезасреда – отраслью или сектором экономики, в котором работает организация.
Среда косвенного воздействия (Макросреда)
факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические. Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на деятельность организации.
Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Смена программ правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в экономику.
Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового внутреннего продукта и продукции отраслей, оплата труда, производительность и эффективность
Анализ демографических факторов производится по показателям подвижности, половозрастного состава населения, коэффициентам смертности и рождаемости, динамики спроса и т.п.
|
|
Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести поди. Он отражает определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.
Группа технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Все это, в конечном счете, предопределяет способность компании быстрее других применять новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.
Такой же детальный анализ должен быть проведен по остальным группам факторов внешней среды второй группы.
Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:
• возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;
• угроз, характеризующих факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.
Одним из наиболее распространенных методов анализа макросреды является анализ политических, экономических, социальных, технологических, окружающих и законодательных условий (political, economic, social, technological, environmentalandlegalenvironments), известный как PESTEL – анализ. До последнего десятилетия в литературе обычно говорилось о PEST-анализе, однако растущая важность экологических (environmental) и юридических (legal) составляющих бизнес-среды заставила включить их в анализ.
Рис. 3.2. Аналитический формат PESTEL
Пример факторов макросреды, подлежащих анализу, приведен в табл.3.1.
Необходимо иметь в виду, что приведенный список является частным примером. Для каждой организации и каждой бизнес-среды должен быть составлен свой перечень значащих факторов макросреды.
Табл. 3.1. Аналитический формат PESTEL – пример факторов макросреды
Политические факторы | Экономические факторы | Социальные факторы |
Стабильность правительства Налоговая политика Регулирование международной торговли Социальная политика | Деловые циклы Тренды ВНП Уровни прибыли Денежная масса Инфляция Безработица Распределение прибыли | Демография населения Распределение доходов Социальная мобильность Изменения продолжительности жизни Традиции работы и досуга Консъюмеризм Уровни образования |
Технологические факторы | Окружающая среда | Юридические факторы |
Правительственные затраты на исследования Правительственное и промышленное фокусирование на технологических усилиях Новые открытия / разработки Скорость распространения технологий Доля устарелых технологий | Законы об охране окружающей среды Распоряжение отходами Потребление энергии | Законы о конкуренции Законы о занятости Безопасность и охрана здоровья Безопасность продуктов |
При анализе бизнес-среды необходимо:
не ограничиваться простым перечнем воздействия,
понять ключевые драйверы изменений, воздействующие на промышленность, рынки и организации.
сфокусироваться на будущем воздействии факторов среды.
наиболее важным является комбинированный эффект этих факторов