Методика выбора средств транспорта

Тема: Планирование туристских маршрутов

 

Планирование туристских маршрутов – один из наиболее интересных, творческих

этапов формирования туристского продукта. От разработчика в данном случае требуетсяхорошее знание рекреационной географии: взаимного расположения курортов и курортных районов, транспортных артерий, экскурсионных объектов, рельефа местности, водных путей, климата. Как минимум, при планировании маршрута следует иметь надёжныеисточники информации по указанной тематике: карты и атласы, космические и аэроснимки, литературу и интернет-ресурсыописательного характера.

Тем не менее, этим требуемая информация не исчерпывается: планирование

маршрута невозможно без учёта возможностей использования гостиничной базы, средств

транспорта, а также широкого спектра дополнительных услуг, включая организацию экскурсионного обслуживания.

Как и при проведении маркетинговых исследований, краеугольным вопросом при

планировании маршрутов является определение социального статуса и степени мобильности туристов, а также учёт их пожеланий. Иначе говоря, прежде, чем начать планирование маршрута, необходимо ответить на вопрос: КТО НАШИ ТУРИСТЫ?

Из всех существующих классификаций туристов наиболее простой и оптимальной

можно считать сочетание условных возрастных категорий (ШКОЛЬНИКИ до 16 лет, СТУДЕНТЫ от 16 до 25 лет, МЕНЕДЖЕРЫ от 25 до 40 лет, НАЧАЛЬНИКИ от 40 до 55 лет, ПЕНСИОНЕРЫ от 55 лет) и состава групп (ОДИНОЧКА, ПАРА, СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ, КОМПАНИЯ,ГРУППА).

Эта классификация позволяет в первом приближении отнести туристов к той или

иной категории и на основании этого применять типовые элементы, оптимальные для

данной категории. К числу таких элементов относятся туристические направления, курорты и курортные районы, отели, типы питания, экскурсионные программы, продолжительность туров, виды доставочного и внутримаршрутного транспорта. Однако, в некоторыхслучаях требуется более детальный анализ социального статуса и степени мобильноституристов, исходя из их требований к целям поездки.

Для каждой категории туристов может быть установлен ряд лимитирующих факторов, тем или иным образом влияющих на элементы программы планируемого маршрута.

К примеру, при обслуживании школьных групп необходимо учитывать наличие одногоили нескольких сопровождающих лиц, что необходимо при поездках несовершеннолетних.

При планировании туров для корпоративных групп следует в полной мере учитыватьдоступное количество номеров определённых типов в гостиницах, не допуская «дробления» групп, которое способно существенно снизить качество обслуживания.

Начиная процесс планирования, следует обратить особое внимание на расположение отелей и экскурсионных объектов, аэропортов, автомобильных и железных дорог. Внекоторых случаях, например, при планировании экскурсионных автобусных туров производится расчёт стоимости аренды автобусов, поэтому расстояния между пунктами ночлега, питания и экскурсионного обслуживания туристов имеют важнейшее значение.

Расстояния между городами указывается в километрах, что позволяет рассчитать стоимость горюче-смазочных материалов, аренды автобусов, а также спланировать графикработы водителей, от которого в конечном счёте может зависеть программа маршрута вцелом.

МЕТОДИКА ВЫБОРА ОТЕЛЕЙ И ТИПОВ ПИТАНИЯ

Информация о туристах и их пожеланиях – первооснова всего дальнейшего процесса разработки маршрута. С самого начала необходимо чётко определить возраст и социальный состав туристов, а также существенные требования, выдвигаемые данным контингентом туристов к элементам предполагаемого тура.

Применяя классификацию туристов по возрастам и составу групп, приведённую в

разделе СОПУТСТВУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ, имеет смысл составить таблицу в вписать в соответствующие графы наиболее часто встречающиеся варианты услуг, входящих в составтура: курорты, отели, типы питания, лимитирующие факторы. Например, отметим для семьи менеджеров предпочтительность типа питания ALL, что связано с относительно низкой, по сравнению с другими категориями, степенью мобильностью туристов – они многовремени проводят на территории отеля, пользуются максимальным числом гостиничныхуслуг. Более того, родители и их дети имеют, как правило, различные предпочтения в ассортименте блюд и напитков, что в полной мере можно учесть только в рамках системы«ВСЁ ВКЛЮЧЕНО». Аналогично рассматриваются оптимальные для данной категории туристов направление, курорт, курортный район, отель.В данном случае нам поможет статическая информация с сайтов туроператоров, поисковых систем и прочих источников.

Цель её исследования – определить приоритетные факторы указанных объектов:

 Соотношение ПРИРОДА-ЦИВИЛИЗАЦИЯ (иными словами, насколько данно-

му контингенту туристов важны элементы природного ландшафта, а на-

сколько – рукотворная туристическая инфраструктура),

 Пространственные параметры (удалённость от пунктов доставки туристов,

экскурсионных объектов, городов и посёлков, центров курортных зон, эле-

ментов инфраструктуры),

 Наличие возможностей выполнения условий и требований, выдвигаемых

туристом. Например, если для туриста важно наличие в отеле теннисного

корта, наша задача – при прочих равных условиях выбрать вариант с макси-

мально большим числом кортов, при этом по возможности предоставляе-

мых на бесплатной основе, включая освещение в тёмное время суток, а

также прокат мячей и ракеток. Только в этом случае требование туриста

можно будет считать выполненным в полном объёме.

 Лимитирующие факторы, способные сделать какой-либо из предлагаемых

вариантов нежелательным для данной категории туристов. К примеру, об-

щий стиль египетского курорта Дахаб, ориентированного в первую очередь

на приём активных молодых людей, занимающихся виндсёрфингом и дру-

гими водными видами спорта и предпочитающих бурные развлечения в ви-

де дискотек и ночных клубов, фактически не позволяет нам рекомендовать

данное направление некоторым, весьма значительным по численности,

контингентам туристов: родителям с детьми дошкольного и младшего

школьного возраста, пожилым людям, любителям спокойного созерцатель-

ного отдыха.

В некоторых случаях может быть полезным составить примерную (а при планиро-

вании экскурсионных маршрутов с многочисленными переездами – вполне конкретную)

программу каждого дня с тем, чтобы выявить оптимальные параметры тура. Например,

если туристы намерены проводить дневные часы не в своём отеле, а на экскурсиях или

путешествуя самостоятельно, то им вряд ли подойдут типы питания, включающие обед

(FB или ALL). А если они кроме этого намерены каждый вечер посещать рестораны, рас-

положенные в центре курорта, то и полупансион для них не будет приемлем, и нам при-

дётся ограничиться единственной подходящей в данном случае формулой – BED & BREAKFAST, поскольку из всех возможных приёмов пищи в отеле они намереваются использо-

вать только завтраки. Данная задача может быть осложнена доминирующей, общеприня-

той на конкретном направлении схемой организации питания. К примеру, в Анталии или в

Доминикане вам вряд ли удастся найти хотя бы несколько адекватных вариантов отелей,

не использующих в том или ином виде систему «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО», а в Паттайе наоборот -

почти все гостиницы предоставляют туристам только завтраки. Тем не менее, правильный

и всесторонний учёт специфики ваших туристов – залог успешности их путешествия, а,

следовательно, свидетельство вашего профессионального мастерства.

Выбирая отель, не поленитесь изучить не только информацию на сайте туропера-

тора или поисковой системы, зайдите на собственный сайт отеля, просмотрите отзывы

туристов, проанализируйте рейтинги, и только при условии соответствия полученной ин-

формации запросам ваших туристов решайте вопрос об использовании того или иного ти-

па номеров отеля в программе предполагаемого тура. При выборе типа номера обратите

особое внимание на размер группы и число соответствующих номеров (естественно, чис-

ло доступных мест данной категории должно превышать число ваших туристов).Особен-

но это актуально для мини-отелей, общее число номеров в которых может составлять от

одного до нескольких десятков. Размещение туристов одной группы в разных типах но-

меров крайне нежелательно, поскольку зачастую способно вызвать недовольство части

группы, приводящее к конфликтам, жалобам и т.п.

При планировании туров для групп следует определить источник финансирования

руководителя группы. Например, если педагог сопровождает группу школьников бес-

платно, то расчёт стоимости тура должен производиться с учётом этого, а при выборе ва-

риантов размещения для руководителя, как правило, выделяется одноместный номер.

Особенно остро вопрос выбора гостиничной базы встаёт при наличии у туропера-

тора контрактов с принимающими партнёрами или отелями, содержащими схему ком-

митмента. В данном случае реализация квот гостиничных номеров становится главной

задачей, поскольку от этого непосредственно зависит коммерческая эффективность тура.

Косвенным образом структура коммитмента может повлиять на параметры контингента

туристов и потребовать дополнительных усилий при продвижении данного продукта на

рынок. Например, если у нас имеется значительная квота в отеле, расположенном вблизи

известного экскурсионного объекта, мы просто обречены на составление программ мар-__шрутов, включающих соответствующие экскурсии, а в дальнейшем – на проведение рек-

ламных кампаний, нацеленных на формирование спроса на указанные услуги.

Размер имеющихся квот непосредственно определяет желательный и максималь-

ный размер групп – одновременное применение коммитментов и эллотментов при пла-

нировании тура для одной группы крайне нежелательно. Ещё одним лимитирующим фак-

тором может стать календарный график коммитмента в том случае, если размер квоты

существенно изменяется в течение требуемого временного интервала. Например, если до

19 октября включительно размер нашей квоты в отеле составляет 10 стандартных номе-

ров, а начиная с 20 октября он сокращается до 7 номеров, то мы не имеем возможности

принять группу туристов в составе 18 человек с 18 по 22 октября, придётся либо изменять

даты заезда и выезда, либо сокращать число туристов в группе, либо воспользоваться ус-

лугами другого отеля (хотя в последнем случае мы так или иначе столкнёмся с необходи-

мостью загрузки невыбранного коммитмента). Несомненно, имеющиеся коммитменты

должны быть использованы в максимальной степени, однако, иногда требуется рассмот-

реть вопрос о приобретении дополнительных квот. В данном случае следует составить

подробное обоснование для принятия руководством компании соответствующего реше-

ния. На практике такие случаи не так уж редки, особенно на расширяющихся рынках, хотя

использование имеющихсякоммитментов всё равно остаётся приоритетной задачей при

планировании маршрутов.

Не стоит также забывать и про срок реализации коммитмента, являющийся одним

из лимитирующих факторов в случаях планирования туров с относительно близкой датой

заезда. При подборе отелей рекомендуется выбирать варианты коммитмента с одинако-

вым сроком реализации, в противном случае мы рискуем ограничить возможности про-

даж нашего тура.

МЕТОДИКА ВЫБОРА СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА

Как известно, транспорт, входящий в состав тура, подразделяется на доставочный и

внутримаршрутный. Каждая из указанных категорий имеет свою специфику при планиро-

вании. В частности, при выборе доставочного транспорта, обеспечивающего перемеще-

ние туристов к точке начала маршрута, следует руководствоваться возможностями туро-

ператора в использовании тех или иных видов перевозки. Например, планирование чар-

терных авиарейсов невозможно без реальных договорённостей с консолидаторамиилинепосредственно с авиакомпаниями. Более того, в данном случае желательно обладать

информацией о расписании вылетов и размере имеющихся квот, являющемся лимити-

рующим фактором при планировании групповых туров. При использовании регулярных

авиаперевозок, а также железнодорожного, морского и речного транспорта необходим

выбор не просто одного рейса или поезда, а подбор альтернативных вариантов на случай

изменений или исчерпания свободных мест. Только в этом случае может быть достигнут

требуемый уровень надёжности. Определённую роль при выборе доставочноготранспор-

та играет учёт контингента туристов, в частности на относительно близкие расстояния (на-

пример, из Москвы в Санкт-Петербург и обратно) предпочтительна перевозка детей или

пожилых людей по железной дороге, а не на самолёте. В некоторых случаях бывает суще-

ственным расположение отелей относительно аэропорта, порта или вокзала, и выбор

средств транспорта диктуется удобством и продолжительностью трансфера. И, конечно,

одним из главных параметров перевозки является её стоимость: в данном случае соотно-

шение ЦЕНА – ВРЕМЯ не просто должно отвечать запросам туристов, но и быть конкурен-

тоспособным на туристическом рынке.

Внутримаршрутный транспорт в подавляющем большинстве случаев представлен

автоперевозками, в качестве транспортных средств в которых используются как автобусы

туристского класса на 30-50 мест, так и мини- и микроавтобусы, лимузины, легковые ав-

томобили и др. Выбор типа транспортного средства зависит от числа туристов в группе,

тематики маршрута, контингента туристов. К примеру, для группы школьников из 30 чело-

век в сопровождении двух учителей, путешествующих по экскурсионному маршруту, мы

предложим большой автобус, а для корпоративной VIP-группы из 8 человек оптимальным

вариантом будет микроавтобус. Большинство туроператоров имеют постоянные партнёр-

ские отношения в автоперевозчиками, и задача разработчика туристского маршрута на

данном этапе заключается в выборе типа транспортного средства и определения графика

и условий его использования.

График использования внутримаршрутного транспорта является неотъемлемой ча-

стью программы маршрута в целом. При его составлении необходимо учесть:__Пункт и время подачи транспорта (погрузки и выгрузки туристов),

· Плановые остановки и стоянки (с указанием времени стоянок, например,

пешеходные части экскурсий),

Маршрут следования,

· Среднюю скорость движения с учётом плановых и внеплановых остановок

и стоянок (в большинстве случаев не превышает 40-50 км/час),

· Рабочий график водителей (в большинстве случаев один водитель не имеет

права работать более 8 часов подряд, что предусматривается государст-

венными или корпоративными правилами),

· Холостые («нулевые») рейсы.

Промежуточной целью является расчёт времени использования автотранспорта,

определяющий стоимость этого элемента тура. Ставки арендной платы, как правило, яв-

ляются частью договора между туроператором и перевозчиком. Если такого договора по-

ка нет, имеет смысл оценить возможности и условия нескольких компаний-перевозчиков,

получив от них ценовые предложения и описания транспортных средств.

Если планируемая перевозка требует сопровождения, необходимо установить,

сколько сотрудников (трансферменов, гидов и пр.) требуется для её осуществления, рас-

считать рабочий график и определить, кому из участников технологической цепочки будет

поручено организовать сопровождение.

воспользовавшись ресурсом GOOGLE EARTH в виде карты находим растояние и делим на среднюю скорость автобуса 45 км\ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: