Материально-техническое оснащение паралимпийского объекта для обеспечения общей доступности лиц с инвалидностью

Любой спортивный, спортивно-зрелищный, физкультурно-оздоровительный или досуговый центр, находясь на территории какого-либо города, является неотъемлемой частью городской инфраструктуры и подлежит адаптации для маломобильных граждан. Она (инфраструктура) состоит из огромного числа объектов с многообразием архитектурно- планировочных и конструктивных решений. Подавляющее большинство этих объектов в настоящий момент не приспособлено для свободного доступа маломобильных граждан, людей с ограниченными двигательными возможностями. Учитывая, что система физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта включает в себя четыре подсистемы (лечебной физической культуры; оздоровительно-реабилитационной физической культуры; массового спорта для здоровья; спорта высших достижений), нельзя забывать, что любой объект паралимпийского спорта может существовать и успешно эксплуатироваться во всех этих подсистемах и удовлетворять потребности не только спортсменов-паралимпийцев высочайшего класса, но тех граждан, которые нуждаются в реабилитационных или восстановительных мероприятиях.

В зависимости от структуры эксплуатируемого здания (спортивно-зрелищного, в данном случае), предполагаемого числа посетителей-инвалидов, финансовых возможностей заказчика рекомендуется предусматривать один из двух вариантов организации доступности:

  • доступность для инвалидов всех помещений здания;
  • выделение на уровне входной площадки специальных площадей, зон и специальных входов, приспособленных и оборудованных для инвалидов.

Спортивный объект паралимпийского уровня, конечно, должен быть полностью адаптирован для посещения лицами с инвалидностью. При этом соблюдение необходимых требований доступности для инвалида не должно ущемлять соответствующие права и возможности других граждан.

Кроме доступа на спортивный объект спортсменов, непосредственно принимающих участие в спортивных состязаниях или показательных выступлениях, праздниках и пр., необходимо обеспечить возможность посещения этого объекта для сопровождающих лиц, которые также могут иметь ограниченные возможности в передвижении (тренеры, официальные представители команд, группы поддержки), и зрителей. При этом необходимо помнить, что каждая из перечисленных групп посетителей может иметь ограничения в доступе к определенным зонам спортивного сооружения. Так, например, по соображениям безопасности никто из посетителей не имеет права входить в технические или подсобные помещения спортсооружения. Об этом должны оповещать запрещающие знаки, воспринимаемые абсолютно любой категорией лиц с инвалидностью: люди с дефектом зрения (от слабовидящих до тотально слепых); с дефектом слуха (от слабослышащих до глухих); с поражением опорно-двигательного аппарата; с отставанием в умственном развитии.

 

Любой сигнал должен дублироваться светом и звуком, а также должен быть различим на расстоянии и соответствовать международным стандартам. Посетители спортивного объекта должны иметь возможность беспрепятственно перемещаться по прилегающей территории для свободного посещения самого спортсооружения вне зависимости от степени поражения зрительного или слухового анализатора, а также степени мобильности.

Учитывая тот факт, что основное количество информации человек воспринимает визуально, то становится очевидным, что основной проблемой незрячих и слабовидящих является недостаточно полное восприятие окружающего мира. Основную проблему составляет ориентирование на местности, а также пользование объектами городской инфраструктуры, общественным транспортом и так далее.

Во многих случаях из-за отсутствия доступной среды люди с ограничениями зрения подвергаются серьезной опасности на улицах наших городов. Но практически всех проблем данного характера можно избежать, создав некоторые условия, которые могли бы компенсировать отсутствие зрения.

Прежде всего, необходимо, чтобы на городских тротуарах, дорогах, подземных переходах и в зданиях были специальные рельефные направляющие, которые могли бы указывать направление движения, – это существенно облегчит ориентировку незрячего человека в городе и не даст ему потерять направление движения. Необходимо также, чтобы эти направляющие, как и края тротуаров и дорог, были выкрашены в контрастный (белый или желтый) цвет – для удобства людей с ослабленным зрением.
Для людей с полной или частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестнице, ограде и т.д.) следует не менее чем за 80 см до него обеспечивать предупреждающую информацию путем изменения фактуры покрытия дорожек и тротуаров. Как, например, текстурная полоса у края платформы, оповещающая слабовидящих лиц о необходимости повышенного внимания, а дополнительные знаки и символы для других категорий граждан (родителей с детьми, людей преклонного возраста, будущих мам и лиц с инвалидностью) – о месте остановки вагона «№ 9» с местами для лиц МНГ.

Для удобства ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки (на всю ширину ступени) должна быть выполнена контрастная полоса ярко-желтого или белого цвета с рельефными узкими полосками. Это поможет предупредить незрячих людей о начале и о конце лестничного марша. Также рекомендуется выполнять контрастную окраску ступеней всех лестниц (светлая поверхность ступеней и темный подступенок). Данное требование можно реализовать за счет подбора облицовочного материала соответствующих оттенков. С учетом потребностей инвалидов по зрению количество ступеней в лестничных маршах на пути следования желательно сделать одинаковым. Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть глухими, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. Для облицовки ступеней лестниц (особенно наружных) лучше использовать пиленый гранит. Нельзя использовать полированные материалы и мрамор (как полированный, так и неполированный), так как они не обеспечивают должного сцепления подошвы обуви с поверхностью материала при увлажнении и в условиях гололеда. Неполированный мрамор при низких температурах и в дождь становится очень скользким.

Ширина проступей должна быть: для наружных лестниц – не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях – не менее 30 см.

Высота подъемов ступеней: для наружных лестниц – не более 12 см, для внутренних – не более 15 см. Все ступени в пределах марша и лестничной клетки, а также наружных лестниц должны быть «глухими», иметь одинаковую геометрию и размеры по ширине проступи и высоте подъема. Каждый лестничный марш должен иметь не менее трех ступеней, чтобы не ограничивать передвижения колясочников.

Вдоль обеих сторон всех лестниц устанавливаются ограждения с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м. Для детей дошкольного возраста поручни устанавливаются на высоте 0,5 м. При ширине лестниц более 2,5 м следует предусмотреть дополнительные разделительные поручни. По не примыкающим к стенам боковым краям лестницы ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см.

 

Немаловажным представляется обозначение контрастным цветом дверей общественных учреждений (особенно стеклянных). Представьте стеклянную дверь в целом ряду стеклянных витрин, наверняка вы неоднократно сталкивались с подобными сооружениями, и здесь даже человеку с полностью сохранным зрением подчас нелегко определить, какая из них открывается, и не удариться о край соседней створки. Контрастные указатели помогут сориентироваться и избежать возможных трудностей и травматизма. На путях движения инвалидов не допускается применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек.

Очень важным аспектом для безопасного передвижения людей с ограниченным зрением является пересечение проезжей части при приближении к спортивному сооружению или при выходе из машины на парковке. Для того чтобы максимально обезопасить этот процесс, необходимо создание ряда специальных условий. В тех местах, где есть светофоры, необходимо, чтобы все они были оборудованы специальным звуковым сигналом, сообщающим, что дорога свободна и можно спокойно ее переходить.

 

Адаптированный светофор.

 

 

Для предупреждения людей с потерей зрения о приближении к пешеходному переходу следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.

Для предупреждения людей с потерей зрения о приближении к пешеходному переходу следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.

 

Толщина швов между бетонными плитами – не более 1,5 см. Ребра решеток – перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.

Направление движения обозначают параллельные продольные выступающие ребра тротуарной плитки, а размеры и профиль «меток» должны соответствовать нормам.

 

 

Информация о приближении перехода, поворота, о границах островка безопасности на переходе или иного изменения на пути движения должна обеспечиваться изменением фактуры тротуаров или дорожек за 0,9 – 0,6 м от начала изменения пути. Любая текстовая информация, а именно: название улиц, нумерация зданий и сооружений, названия учреждений и организаций, находящихся в тех или иных зданиях, а также любая другая текстовая информация, размещаемая вблизи и внутри общественных зданий, должна дублироваться шрифтом Брайля и звуковыми сигналами. Возможно дублирование информации для слабовидящих с помощью рельефных, контрастных знаков

и для тотально слепых, владеющих техникой чтения по Брайлю, отдельными табличками.

Также следует отметить, что вся эта информация должна находиться в каких-либо строго определенных местах, чтобы человек с проблемами зрения всегда имел представление о том, где она находится, а также быть доступна для рук невидящего, в том числе по высоте и месту размещения. Например, с помощью стикера, наклеенного на перила или на ручку двери.

 

Важную информацию о названии организации (спортивного объекта), размещении определенных структур внутри здания, адрес места необходимо располагать в пределах видимости от ближайшего места высадки из транспорта (общественного, частного) или в непосредственной близости от входа или угла строения.

Так же как и для людей с ограничениями зрения, для инвалидов по слуху основной проблемой является информативность окружающей среды, то есть необходимые условия, обеспечивающие удобство, безопасность и способность самостоятельно ориентироваться. К визуальным устройствам и средствам информации, используемым для вспомогательного управления движением и поведением инвалидов по слуху, относятся: указатели и знаки, в том числе и световые; разметка и цвет элементов оборудования; щиты, стенды, табло; световые маяки. Например, система пожарной тревоги со звуковым сигналом, дублируемая световым обозначением, помогает сориентироваться в экстремальных условиях людям с ослабленным слухом. Системы подобного действия могут использоваться в ряде других общественных учреждений, а также предупреждать о предстоящих действиях, указывать направление движения и информировать о месте расположения тех или иных мест общего пользования.

Эти несложные приспособления помогают не слышащим и слабослышащим людям не испытывать чувство дискомфорта и быть независимыми в различных жизненных ситуациях. При условии размещения этих систем в зоне видимости колясочников и сопровождающих их лиц эти табло помогают ориентироваться в пространстве и безошибочно выбирать маршрут следования.

Безопасность посетителей достигается также при помощи создания парковочных мест для лиц с инвалидностью. Габариты парковочного места для машины инвалида-колясочника должны находиться в нормативных пределах.

На каждой стоянке (парковке) выделяется не менее одного места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (одно место – при общем числе мест до 25, два места – от 26 до 50, и т.д.), максимально приближенного к входу в здание или к съезду на стоянку. Возле специализированных учреждений – от 10 до 20% от машино-мест. Ширина этого места – 3,5 метра. Оно выделяется разметкой (желтого цвета) и обозначается специальными символами (на асфальте рисуется пиктограмма «Инвалид»). Возле этого места оборудуется съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку путем понижения бордюра.

По пути движения диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90 – 180° инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м (как исключение 0,9*1,2 м). Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» – не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м. Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м при ширине не менее 2,2 м.

Вдоль кромки горизонтальных поверхностей следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Для обеспечения комфорта лиц, пользующихся креслами или колясками с электроприводом, необходимо учесть, что любая информация (панели управления кабиной лифта, таблички и указатели) должна находиться на доступной высоте. А учитывая присутствие на спортивном объекте различных категорий посетителей, информация должна дублироваться на двух уровнях. Как, например, панель управления кабиной лифта с двух сторон от раздвижной двери на разных уровнях.

 

 

 
 

 


Поручни, ограждающие лестничные марши или пандусы, должны начинаться на 30 см раньше первой ступеньки лестницы или начала пандуса и продолжаться на 30 см дальше марша лестницы или верхнего края пандуса. Диаметр поручня – от 3 до 5 см (рекомендуемый – 4 см) или прямоугольного сечения толщиной от 2,5 до 4 см. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей длине. Концы поручней должны отгибаться вниз, а при парном их расположении – соединяться между собой.

При необходимости преодолеть значительный перепад высот без применения подъемного оборудования рекомендуется использовать пандус «серпантинного» типа. Уклоны, размеры площадок для разворота и максимально допустимая длина такого пандуса четко регламентированы и должны соответствовать нормативам.

«Затяжной подъем» не должен затруднять перемещения самостоятельного колясочника, обеспечивая при этом безопасность передвижения лиц с ПОДА и незрячих людей перилами и бортиками вдоль внешнего края поверхности пандуса высотой не менее 5 см.

 

Собственно пандус должен соответствовать следующим параметрам: уклон пандуса допускается от 5 до 8%. При перепаде высот 0,2 м и менее допускается 10%. Максимальная высота одного пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне 8% (т.е. длина не более 10 м). При большей длине выполняется промежуточная площадка. При отсутствии места для пандуса в социально значимых объектах допустима сплошная заливка в виде пандуса части лестницы (уклон 33%), высота которой не превышает 3 ступеней. Если высота лестницы превышает 24 – 36 см (2 – 3 ступеньки), желательно в середине заливаемого на ступеньках пандуса сохранить ступеньки на ширину 28 – 30 см для предотвращения соскальзывания сопровождающего лица. Расстояние между ограждающими поручнями или бортиками крутого пандуса не должно превышать 85 – 90 см. Ширина пандуса при одностороннем движении – не менее 1 м, при двустороннем – не менее 1,8 м. Площадка для поворота пандуса должна иметь глубину на горизонтальном участке не менее 1,5 метра. В начале и в конце подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки длиной не менее 1,4 – 1,5 м.

Для обеспечения перемещения лиц в инвалидном кресле вертикально (с помощью лифта)

 

или параллельно лестничному маршу (с помощью подъемника)

 

необходимо предусмотреть место для размещения указанных устройств. Габариты кабины пассажирского лифта должны быть не менее: ширина – 1,1 м; глубина – 1,5 м; ширина дверного проема – 0,9 (0,85) м. Глубина пространства перед входом в лифт – не менее 1,4 м, ширина – на 0,25 м шире двери лифта с каждой стороны.

Для эксплуатации на крупных спортивно-зрелищных объектах паралимпийского класса рекомендуется использовать лифты грузового типа. Это обеспечит большую пропускную способность и сократит время ожидания спортсменов. Размеры кабины такого лифта могут быть 1300*1750 мм при грузоподъемности 1000 кг. Лифты для транспортировки спортсменов в жилой зоне паралимпийской деревни должны быть смонтированы для подъема от уровня земли (с улицы) без перепадов высот.

 

 

Санитарные комнаты спортивно-зрелищного объекта необходимо предусматривать для всех категорий посетителей (спортсменов и тренеров, сопровождающих лиц, представителей команд, зрителей и пр.) в соответствующих местах. Для зрителей – в местах, доступных для гостей комплекса, для участников и сопровождающих лиц – в местах, приближенных к соревновательной зоне. В санитарных комнатах для посетителей необходимо предусмотреть не менее одной специализированной кабины, которая должна быть оснащена соответствующим оборудованием.

 

 

Габариты кабины должны соответствовать нормативам: ширина – не менее 1,65 м, глубина – не менее 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза предусмотреть место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Если комната состоит только из одной кабины, то она выполняется по размерам специализированной. Специализированные туалетные комнаты следует предусматривать при расчетной численности посетителей более 50 человек или при нахождении посетителя в здании более 1 часа. Одна из раковин умывальной устанавливается на высоте не более 0,8 м от уровня пола.

Нельзя забывать и об уличных туалетных кабинках, которые могут быть установлены и в рамках городской инфраструктуры, и на крупных

 

 

спортивных сооружениях открытого типа, и на территории комплексных спортивно-зрелищных объектов для паралимпийцев. Уличные кабины для обслуживания посетителей и гостей соревнований также должны быть приспособлены для лиц с инвалидностью и по характеристикам отдельных компонентов соответствовать нормативам, а также содержать необходимый для маломобильных групп населения набор элементов.

 

Кроме вопросов комфортного передвижения по всей разрешенной для доступа территории спортивного сооружения, необходимо также учесть возможность информационного и коммуникативного обслуживания лиц с инвалидностью во время нахождения на объекте. Здесь уместно говорить о доступности для инвалидов средств связи благодаря установке дополнительных кабин таксофонов с удобным расположением аппарата или установке таксофонов с применением современных технологий (переменной высоты), а также о доступности для лиц в колясках пресс-центров, медиаточек, микс-зон и пр.

Среди специалистов массмедиа тоже встречаются лица с инвалидностью, причем с поражением различной степени тяжести и локализации, поэтому здесь также необходимы широкие проходы в помещениях, расположение аппаратуры и средств коммуникации на доступной высоте, наличие пандусов и всех типов устройств и приспособлений для оповещения лиц ДЗ и ДС, которые рассматривались выше.

 

Должно быть также обеспечено удобное и доступное расположение сервисных центров для ремонта инвалидных колясок и оборудования;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: