Понятие механизм правового регулирования был введен недавно и потребность в его введении была вызвана рядом обстоятельств:
1. необходимость целостного осмысления правовых явлений (норма права, акт применения права и тд) в кач-ве элементов системы взаимодействующих друг с другом и обеспечивающих реализации функций гос-ва и права
2. важностью роли элементов юр надстройки в установлении законности и правопорядка 3. актуальностью выявления содержания перевода правовых принципов и норм в поведение конкретной личности 4. важностью совершенствования правового регулирования..
Малько выводит механизм правового регулирования из необходимости обеспечения беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е гарантированность их удовлетворения. Он определяет механизм как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом с целью преодоления препятствий на пути субъекта.
Другие связывают мех-м с задачами в связи с чем, мех-м- система правовых средств, с помощью которых осущ-я упорядоченность общ-х отношений в соответствии с целями и задачами правового регулирования.
Большинство авторов полагают, что механизм правового регулирования- система правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование правовых отношений. К механизму правового регулирования относят: нормы права, юр факты, правовые отношения, акты применения права- основные элементы механизма правового регулирования и каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. Нормы права определяют общее поведение субъектов в предусмотренных законом ситуациях. Юр факты и факты применения права служат возникновению, изменению и ликвидации правовых отношений.
Механизм правового регулирования, как система, состоит из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих реализацию функций гос-ва и права. Структуру мех-ма правового регулирования образуют различные методы, приемы, способы, которые используются правом в регулировании общественных отношений.
1.Метод правового регулирования- совокупность юр приемов, способов воздействия права на общественные отношения в теории права выделяют: императивный и диспозитивный
2. способ- пути, выраженные в нормах правовой системы. Выделяют запрет, дозволение, обязывание
3.тип - особая система построения, порядок, в зависимости от того, что лежит в основе: общее дозволение или общий запрет. Выделяют общедозволительный тип- основан на формуле «дозволено все, кроме запрещенного»- этот тип правового регулирования стимулирует инициативу, самостоятельность субъектов права; разрешительный тип исходит из обратного «запрещено все, кроме разрешенного»- можно совершать только действия прямо не запрещенные законом- присущ тем отраслям права, которые связаны с гос-м управлением. Так различные виды общ взаимоотношений регламентируются различными методами и способами, то в науку ввели правовой или юр режим
Юр режим- совокупность способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности и характер правового воздействия, складывающихся внутри каждой отрасли права. Наиболее различны режимы отраслей частного и публичного права в силу преобладания диспозитивного метода и дозволительного типа регулирования в частном праве и доминирования императивного метода и разрешительного типа в публичном праве.
Юридический процесс
Юр деятельность по своей природе имеет процедурныйхар-р, те осуществляется в порядке, предусмотренном нормой. Таким порядком обладает законодательная, суд и исполн деятельность. Порядку подчинена деятельность всех предприятий, учреждений, организаций,произвольное изменение порядка юр деятельности представляет собой нарушение и может повлечь признание результатов такой деятельности юр-и ничтожными. В зависимости от кол-ва совершаемых актов юр деят может иметь простой юр режим и сложный. В простомосущ-я деятельность загса и нотариата по бесспорным обстоятельствам, а в сложном - деятследсьвия и суда.
Юр процесс - установленная законом форма, упорядочения юр деятельности, результаты которой закрепляются посредством дока. Существует 2 формы: правовая форма юр деят и форма юр доков.
Правовая форма юр деят определяет, кто и какие действия совершает и в какой срок вправе или обязан их совершить. Совершение такой деятвкл в себя сведения о точном составе, о порядке совершения действий, о правах и обяз-х участников
правовая форма доков определяет обязательность тех или иных реквизитов документа, последовательность расположения, составления и его последствия.
Значение правовой формы и юр формы доков в том, что они служат гарантией реализации юр норм.
Юр процесс- последовательность совершаемых взаимосвязанных документируемых действий, имеющих юр значимость.
традиционно в уголовном и гражд процессе выделяют стадии и этапы. Процессуальные стадии- крупные и относительно самостоятельные части процесса, которые вкл в себя совокупность юр действий, направленных на решение определенных целей и задач. Этапы- части из которых состоят процессуальные стадии.
Правотворчество так же имеет стадии. Мнения авторов различны, ввиду того, что в качестве стадий выделяют этапы.
Выделение этапов и стадий имеет двоякое значение - членение процесса на части имеет логическую последовательность действий, во-вторых, обеспечивает законность за счет осуществления предусмотренного порядка деятельности и проверки правильности осуществленных процессуальных действий каждой стадии.
Юр процесс вкл в себя различного рода правовые процедуры и суд процессы (судопроизводство).
Указанные правовые явления имеют много общества- они представляют собой Нормативно- установленный порядок юр деятельности, те определенные юр формы, нормативный режим которых обеспеч юр санкциями. Различия заключ в сфере действия: процессуальные формы предусматривают порядок отправления судопроизводства по гражд, угол и адм делам. Правовые процедуры определяют порядок иной деятельности, например, порядок заключ брака, прохождение мед суд экспертной комиссии и тд. Многие процедуры, в отлич от судопроизводства имеют фрагментарный прав режим, те они регулируются нормами права частично (в неразвернутом виде).
КРФ закрепляет 4 вида судопроизводства: адм, угол, гражд, конституц. Активно функционируют гражд, уголов, адм.
Что касается процедур, то они применяются во внесудебных производствах: законотворчество, при выборе депутатов, при назначении на должность, при осущ прав и исполн обязанностей. И сущ-т 2 способа нормативного закреп процедур: 1.включение в материальные отрасли права отдельных процедурных норм и институтов: рассмотрение споров в трудовом праве. 2. издание самостоятельных нормативных актов (инструкция о порядке приема продукции)
значение процедурных и процессуальных норм, как и самих процедур в шир смысле определяется тем, что без них невозможно нормальное функционирование права в целом, ибо нормы материального права могут быть реализованы путем осуществления предусмотренных законом процедур.
Основные начала, те определенные принципы юр процесса, присущи всем без исключения видам юр деятельности и выражают их правовой характер. Эти принципы прямо закреплены законодателем или их можно вынести из содержания нпа. Многие авторы считают принципы юр процесса главными правилами юр производства, т е относят их к основным требованиям юр процесса. Принципиальными положениями юр процесса являются нормы, закрепляющие систему юр гарантий достижения конечного результата.