Доказательства из Корана

О дозволенности торговли говорится в следующем аяте:

وَأَحَلَّاللَّهُالْبَيْعَوَحَرَّمَالرِّبَا

«А ведь Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (Сура «Аль-Бакара», 275 аят).

Слова Аллаха Всевышнего: «А ведь Аллах разрешилторговлю…»означают, что Всевышний Господь разрешил Своим рабам покупать и продавать друг у друга. В науке «Усульуль-Фикх», слова «А ведь Аллах разрешил», изложены как в действительном, так и в страдательном залоге,и рассматриваются как абсолютное разрешение узаконенное Шариатом.Таким образом, этот священный аят является доказательством того, что Всевышний Аллах разрешил Своим рабам торговлю между собой. И в силу того, что контекст является обобщённым, учёные сделали из него следующий вывод: «правило о дозволенности торговли распространяется на все случаи до тех пор, пока кто-нибудь не докажет отсутствие разрешения, как исключение из этого правила!»Из этого мы извлекаем пользу и понимаем, что если двое учёных разногласят в правовом положении какого-либо вида торговли, то на запрещающем этот вид торговли, лежит обязанность привести доказательство, которое указывало бы на его запретность.

Второе доказательство дозволенности торговли – слова Аллаха Всевышнего:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلاَّ أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ

«О те, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой не по праву [путём ростовщичества, азартных игр, обмана, кражи,…], если это только не торговля по взаимному согласию между вами»(Сура «Ан-Ниса», 29 аят)

В этом священном аяте Всевышний Аллах позволил людям зарабатывать себе на жизнь, занимаясь торговлей и другими видами деятельности, приносящими пользу людям, поскольку после упоминания запрета на приобретение и расходование имущества незаконным путём Всевышний разрешил приумножать своё имущество посредством торговли и других разрешённых видов заработка.

Следующее доказательство приводится в аяте из суры «Аль-Бакара»:

يَاأَيُّهَاالَّذِينَآمَنُواإِذَاتَدَايَنتُمْبِدَيْنٍإِلَىأَجَلٍمُسَمًّىفَاكْتُبُوهُ

Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы даёте (друг другу) в долг на определённый срок, то записывайте его [долг]....» (Сура «Аль-Бакара», 282 аят)

Передал Имам ибн Джарират-Табари, да смилуется над ним Аллах, что величайшийучёный нашей общины, толкователь Корана – Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, в своём комментарии к этому аяту сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу торговли в кредит»*. Что указывает на дозволенность этого вида торговли.

*(Кредит – это отсрочка платежа никак не связанного с ростовщичеством.Шариат разрешает брать деньги в долг и приобретать товары в рассрочку и кредит, то есть с отсрочкой платежа)*

Следующим доказательствомдозволенности торговли являются слова Всевышнего Аллаха:

لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَبْتَغُوا فَضْلاً مِنْ رَبِّكُمْ

«Нет на вас греха, если вы будете искать щедрости от вашего Господа. [Не будет греха, если вы будете заниматься торговлей и получать прибыль в дни Хаджа]». (Сура «Аль-Бакара», 198 аят)

Это кораническое откровение также указывает на дозволенность торговли.В нёмВсевышний сообщил, что поиски и приобретение мирских благ во время Хаджа не является чем-то греховным или предосудительным, если они не мешают человеку исправно выполнять его обязанности и если паломничество является основной целью его путешествия.

В «Сахихе» Аль-Бухари приводится от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что этот аят был ниспослан о тех, кто совершал Хадж, имея при этом намерение и на торговлюв периоды времени не занятые обрядами поклонения.

قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا كَانَ ذُو الْمَجَازِ وَعُكَاظٌ مَتْجَرَ النَّاسِ فِي الْجَاهِلِيَّةِ فَلَمَّا جَاءَ الْإِسْلَامُ كَأَنَّهُمْ كَرِهُوا ذَلِكَ حَتَّى نَزَلَتْ لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَبْتَغُوا فَضْلًا مِنْ رَبِّكُمْ فِي مَوَاسِمِ الْحَجِّ

Ибн Аббас,да будет доволен ими обоими Аллах,сказал: «Во времена невежества (до прихода Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует) у людей были рынки, которые назывались «Зуль-Маджар» и «'Указ», на которых они торговали во время совершения обрядов Хаджа. С приходом Ислама, люди как будто стали считать подобную торговлю грехом, пока не был ниспослан аят: «Нет на вас греха, если вы будете искать щедрости от вашего Господа»»(«Сахих» Аль-Бухари№1648).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: