Влияние мультипликационных образов на восприятие гендерных стереотипов дошкольников

 

В настоящее времяне найдется сомнений на тот счет, что телевидение являетсяособым эффективным механизмом управления человеком, и дети в большей степени зависимы от предоставленной информации. Что взрослый человек, с устоявшейся психикой, что и ребенок – все в одинаковой степени подверженывлияниюсообщений, которые транслируются с экранов телевизоров. Однако взрослый человек, опирающийся на свое мировоззрение, ценности и выработанные годами жизненные ориентиры, еще каким-то образомсможет оградить себя, то ребенок в этой ситуации является беспомощным по отношению к навязываемым стереотипамв поведении, общении, стиле жизни.Он не способен игнорировать поступающую информацию, критически относиться к ней или просто отказаться от просмотра каких-либо программ или мультфильмов. Дети пассивно «впитывают» все то, что показывается им с голубого экрана. Не обладая в хорошей степени жизненным опытом, устоявшимися представлениями о том, что «хорошо» или «плохо», ребенок сможет получать неправильные ориентиры, определяющие в дальнейшем всю его жизнь.

Мультипликация, которая представленавбольшом объеме в современноевремя, объединяет вымысел и реальность, аудио и изображение, в самом начале способствует воспитанию и гармонизации подрастающего поколения, но так происходит не всегда. Очень часто в мультфильмах для детей показываются трансформированные образы мужчины и женщины, способные к оказанию влияния на формирование гендерного самосознания ребенка. Такой интерес к детской анимации объясняется закладыванием основ мировосприятия, формированием «сценария» будущей жизни. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве, который основывается на детских иллюзиях, способные не исчезать в течение всей жизни. Важно отметить, что ребенку в дошкольном возрасте свойственноотождествлять себя скаким-либо сказочным или фантастическим персонажем. Именно таким образом они и ищут поддержку для разрешения своих проблем.Сказки дают детям целые ряды новых лиц, которые исполняют роли в их фантазиях. Когда происходит принятие чужого имени и копирование имиджа, ребенок в своих фантазиях является обладателем различных возможностей и навыков образца для подражания.Вследствие этого поведения образца, каким обычно являются персонажи сказок, фильмов или мультфильмов ложатся в основу сценария жизни[берн].

А. М. Орлов обращает наше внимание на то, насколькомножество фильмов являются мощными излучателями, которые создают у зрителя переизбыток энергии конкретного качества. Мультфильм, также как и фильм, работает как энергетический излучатель. Согласно автору, это «направленное психотехническое манипулирование сознанием» [ледовских]. Мультфильмы смотрят в основном «на одном дыхании» ив большинстве случаевсложнопроследить, присутствует манипуляцияилинет.Когда дети смотрят мультфильмы, у нихначинают срабатыватьмеханизмыформированияповеденияза счетвнушения,зараженияиподражания[мелкозерова]. Важно отметить, что именно совокупное действие подражаний, заражений и внушений – все это способствует обеспечению многообразия вариантов этих отношений и, как следствие,сложение в единый общий механизм формирования ребенка [никитина].

Различные события, которые происходят в мультфильме, способствуют повышению осведомленности ребенка, развитию его воображения, формированию мировоззрения, и по-особенному влияют на его мышление. Отечественные исследователи Л.А.Венгер,Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконинвыделили несколько видов мышления и сходились на том, что важная особенность умственного развития ребенка в возрасте 3-5 лет – это преобладание образных форм познания. Всензитивный период, большинство детей восприимчивы к визуальным образам, и именно в этот момент у них активно происходит развитиево всех сферах деятельности: в творческой, эстетической, речемыслительной. В процессе социализации они приобщаются к культуре своего народа, у нихначинают закладываться духовные ценности и мотивы. Важно отметить, что в системе дифференциации половых ролей были изменения, которые поспособствовали ломке традиционных гендерных стереотипов. Как было сказано выше,формирование гендерного самосознания начинается в дошкольном возрасте ребенка и завершается к периоду полового созревания. В связи с этим важно исследовать материалы, которые нацелены на детскую аудиторию.Специалисты, которые основывались на проведенных исследованиях, говорят о скрытых смыслах зарубежных мультфильмах, об их непосредственном влиянии на сознание и будущее мировоззрение детей [героев].

Одним из самых главных образов в мультфильмах является женский образ. При просмотре стереотиповразличных мультгероинь, у девочек начинают формироваться особенности женского поведения, а у мальчиков, соответственно, подсознательно сформировывается идеал женщины, которую потом он будет искать. Отметим, что здесь критерием в большей степени является поведение героинь мультфильмов, а не их внешность. По мнению многих исследователей, образ женщины, который ранее был наделен романтизмом и загадочностью, в настоящее время окрашен взрослым реализмом.

Важно отметить, что архетипы – это базовые компоненты построения гендерных стереотипов. Если рассматривать архетип в широком смысле, то он предстает перед нами, как прообраз, форма,идея для последующих образований. Если мы обратимся к определению К. Юнга, то увидим, что он рассматривает архетипы в качестве первоначальных, врожденных психических структур, образов, которые включают в себя сущность коллективного бессознательного[юнг]. При изучении гендерных стереотипов в мультипликации, можно выделитьследующие типичные стереотипные женские образы [агеева].

1. «Заботливая мамочка» – это разновидность домохозяйки, имеющая детей, среди которых выделяют и ее мужа. На всех них она устремляет всю свою энергию, силы и умения. Такой женский образ неустанно и самоотверженно кормит, лечит, стирает одежду и убирает жилище. Все интересы «заботливой мамочки» направлены исключительно на семью, а максимум ее мечтаний – это оптимизация выше упомянутых деятельностей и наибольшее удовлетворение интересов семьи, ведь счастье для нее – это дарение радость близким ее людям [лалетина].

2. «Богиня» – это образ прекрасности, изысканности и гламура, ноэто все совершенство эксклюзивно, и предназначено исключительно для ее избранника. Такой женский образ отчужден от быта, наслаждается своим эксклюзивным статусом, и единственное ее призвание –это давать возможность себя любить [слышкин].

3. «Счастливая домохозяйка» – это, как правило, молодая или зрелая женщина, которая красива и ухожена. Она пользуется новейшими технологиями бытовой техники, кулинарии,химии. Такой женским образ обычно представлен замужней женщиной, которая имеет детей и должна постоянно заботиться о них. Онаявляется хорошим стратегом и тактиком в поиске экономного и оптимального способа приобретения того или иного предмета быта, наведения порядка, угождения мужчине [здравомыслова].

4. «Женщина-украшение» – такой образ искренне старается принести свою красоту всем. Ей присуща готовность пойти на любые жертвы для того, чтобы стать еще лучше, именно поэтому она вдохновлена высокой миссией «красота спасет мир».Данный женский образ неутомим и самоотвержененв отношении шлифования своего внешнего совершенства,прежде всего, для украшения собой жизни, а не исключительно ради того, чтобы эгоистическивосхищаться собственным видом [мартынюк].

5. «Женщина-природа» –молодая женщина, чаще всего переменная, как времена года.Тело данного женского образа напоминает ландшафт, она предстает в качестве первоначальной материи, и вследствие этого, ее «естественность привлекает» [мартынюк].

6. «Жертва» –это образ печальной и обездоленной женщины, страдающей от различных социальных проблем, а именнобедности, неизлечимых болезней, экологических загрязнений, сиротства и т. д. Данный женский образ беспомощен и бессилен, зависим от ряда внешних обстоятельств, от мужчины-героя.Онав ожидании помощи от других персонажей, «требует доверия, понимания и поддержки» [слышкин].(это все про девочек, нужно добавить про мальчиков, можно эту информацию посмотреть в сказнотерапии)

Рассматривая мужские образы, обычно выделяют царевичей, королевичей, младших сыновей, которые отправляются в странствования. Они идут в путь либо по собственному желанию, либо по приказу царя-батюшки, короля для того, чтобы найти свое счастье, приключения или как результат – невесту. Здесь показывается трансформация мальчика в мужчину, глупца в удачливого молодца. Главный герой это, как правило, положительный герой, и его образ будет в какой-то степени идеализирован. При вынужденном сражении с нечистой силой, великаном, спасении принцесс, разгадывании различных загадок – мужской образ выступает в качестве борца, защитника, который наделен храбростью, бесстрашием, силой. Такое перевоплощение позволяет увидеть подлинный, настоящий образ человека, который ранее был угнетен, недооценен или даже презираем близкими людьми главного героя, оказывающийся, в конце концов, умнее их и побеждающий все препятствия [померанцева].

Таким образом, по результатаммногих исследований подтверждается существование в достаточной степени выраженности стереотипов в мультфильмах. Всех их можно проследить в следующих характеристиках женственности и мужественности:в решительности, смелости, физическойсиле, бесстрашии, определенной власти в семье, отношениях, в управлении королевством. Дети дошкольного возраста воспринимают главного героя,мужчину, как образ добытчика, который обеспечивает свою семью материальным достатком, поддерживает ее благосостояние. Женский же образ олицетворяет в их понимании нежность, женственность, преданность, безупречное ведение домашнего хозяйства, где покорность является показателем ее добродетельности. Так, в ходе просмотра мультфильмов, дети акцентируют внимание на героях своего же пола, подражают им, и в дальнейшем проецируют их главные качества на повседневную деятельность. Особенно хорошо это можно проследить в их играх, где мальчики будут выступать в качестве лидеров, воителей, а девочки, соответственно, берут на себя роль хозяек, матерей или принцесс.

Изученные нами гендерные стереотипы закладываются и живут на подсознательном уровне, а в последующем начинают трансформироваться и модифицироваться в мироощущении человека.Они потенциально накладывают отпечаток на поведение личности в знаковые моменты, а также сопутствуют его развитию, заключающееся в созревании, взрослении, вступлениив различного родамежгендерные отношения. Такие стереотипные образы, которые пришли из далекого прошлого, смогли обрести свое неподражаемое отражение и подкрепление и в большинстве воздействие на гендерное сознание человека.

Итак, понятие «гендерные стереотипы» выступает совокупностью качества и характеристики, которые описывают мужчин и женщин, а также содержит в себе нормативные поведенческие образцы, которые были приписаны по традиции лицам мужского или женского пола. В них также отражаются обобщенные суждения,мнения, представления о разнице мужчины и женщины, и отслеживается их тесная зависимость от культурного контекста и той среды, в которой они осуществляются.
(по выводам, сделанные в конце трех глав, их оставить, и тут в окнце кратко написать из тех трех выводов общий вывод).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: