Основные реформы тайпинского государства

Нарастание кризисных явлений в экономике и политике Китая усугубленное иностранным вторжением, и, прежде всего присутствием англичан, вызвало острую необходимость реформ. История Китая середины XIX века даёт возможность рассмотреть различные варианты выхода из кризиса. Одним из таких вариантов был предложен в ходе Тайпинского восстания.

11 января 1851 г., в день рождения своего духовного вождя ХунСюцюаня, в Цзиньтяне было провозглашено начало вооруженной борьбы за свержение господства маньчжурской династии Цин.

Осенью 1851 г.тайпины захватили небольшой город в северной Гуанси – Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тайпинского государства, Небесным ваном (правителем) стал ХунСюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинскими войсками, получил титул Восточного вана. ВэйЧанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай – Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вождем считался ХунСюцюань, которого вскоре стали приветствовать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жизни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант которого раскрылся в полной мере. Впоследствии Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, в то время как главное бремя государственных забот лежало на плечах Ян Сюцина[48].

Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регулярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Неудачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г.Чанша, несмотря на его длительную осаду, однако наступление на Учан – столицу Хубэя – завершилось захватом этого важнейшего политического и военного центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона человек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янцзы ими также было захвачено большое количество речных судов.

В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстояло сделать серьезный выбор – решить, куда двигаться дальше. Было принято решение – повернуть на восток и, спустившись по течению Янцзы, овладеть Нанкином и превратить его в столицу тайпинского государства. За этим решением стояли опасения повстанцев, бывших южан, слишком далеко уходить на север, который представлялся им незнакомым и чуждым. Не последнюю роль сыграли также воспоминания о том, что победитель монгольской династии Юань ЧжуЮаньчжан также сначала столицей своего государства сделал именно Нанкин.

В марте после ожесточенной осады тайпины захватили Нанкин. С этого времени город оставался столицей Небесного государства вплоть до его падения в 1864 г.

Сделав своей базой провинции центрально-южного Китая, расположенные главным образом в бассейне нижнего течения Янцзы, восставшие не отказались полностью от идеи подчинения Северного Китая. Уже весной 1853 г.ими была организована первая экспедиция для завоевания Пекина. Поход закончился неудачей, главным образом из-за недостаточного количества сил. К октябрю того же года армии, численность которой сократилась до 20 тыс. человек, удалось дойти до пригородов Тяньцзиня, но взять город столь немногочисленные силы, лишенные к тому же осадной артиллерии, не смогли. Посланный в начале 1854 г.напомощь второй отряд, насчитывавший приблизительно 40 тыс. человек, не смог поправить дело. Оправившись к этому времени от первых поражений, цинские войска после нескольких месяцев упорных боев разгромили обе армии, участвовавшие в северной экспедиции, их командиры были взяты в плен и казнены[49].

Таким образом, тайпины как минимум дважды упустили реальный шанс положить конец маньчжурскому правлению и объединить Китай под властью Небесного вана. Вначале правительственные силы были слишком слабы ипостоянно терпели поражения от восставших. После того как тайпины осели в Нанкине, правительственные войска создали два укрепленных лагеря на подступах к городу, накапливая силы и готовясь к решительному сражению. Однако этот перелом был связан не столько с активностью войск центрального правительства, сколько с формированием новых вооруженных сил, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников и созданных на основе отрядов ополчения могущественных кланов в тех районах, по которым прокатились волны тайпинского нашествия.

Первые победы над тайпинами принадлежали именной хунаньской армии. Создание китайских армий, находившихся под контролем именнокитайских военачальников означало очень многое с точки зрения будущности тайпинского государства. Местная китайская элита, представленная могущественными кланами и связанным с ними чиновничеством, предпочла оказать поддержку маньчжурской династии, а не тайпинам. Складывание региональных военных формирований, находившихся под номинальным контролем центра, имело и еще одно весьма важное для будущего политического развития Китая последствие: тем самым были заложены ростки явления, которое вкитаеведческой литературе принято называть «региональным милитаризмом»[50]. Суть его состояла в том, что ослабленная развивавшимся династийным кризисом, внутренними смутами и внешними вторжениями императорская власть была уже не способна удерживать страну в рамках системы централизованного контроля. Влиятельные местные чиновники, подчинившие себе многочисленные вооруженные формирования, созданные первоначально для борьбы с тайпинами, превращались в силу, политически весьма независимую от пекинских властей. Этот процесс имел и другую сторону – «региональными милитаристами» были не маньчжуры, а представители китайской по своему происхождению чиновничьей элиты. В этом находило выход ее стремление к социальному самоутверждению, и маньчжурская правящая группа, желавшая продолжения своего правления в Китае, вынуждена была с этим смириться.

Между тем, превратившись во властителей Нанкина и территории площадью примерно 50 на 100 км вокруг него, тайпинские правители все более утрачивали облик аскетических руководители народного движения. Содержание кладовых использовалось для строительства роскошных дворцов, содержания многочисленной челяди игаремов. Уравнительные принципы, не забытые окончательно, были оставлены исключительно для подданных.

Именно в Нанкине, положение в котором прочно контролировалось тайпинской администрацией и армией, повстанцы на практике попытались реализовать свое видение общества «всеобщей гармонии».

Городское население делилось на мужскую и женскую общины, отношения между которыми были ограничены; последние в свою очередь делились на объединения по профессиональному признаку. Деньги в этом царстве уравнительного коммунизма были отменены, и каждый мог, по крайней мере, рассчитывать, что его нужды будут удовлетворены из общественных кладовых. Однако эта система, введенная в практику общественной жизни в Нанкине, просуществовала недолго и была отменена в результате протестов и недовольства горожан[51].

За этими мерами, принятыми тайпинами, стояло не только стремление на практике осуществить идеи примитивного социализма, весьма распространенные в традиционных обществах различных типов и питавшиеся идеологией сельских и городских низов, но и желание утвердить модель восточного деспотизма в ее наиболее чистом виде – так, как она была описана в древних трактатах.

Этой же цели была подчинена и программа преобразований в сельских районах, так никогда и не осуществленная в жизни. Ее основные положения сформулированы в сочинении «Земельная система Небесной династии», автором которого был сам ХунСюцюань.

Все земли должны были делиться по своему качеству на девять категорий (один надел первой категории соответствовал трем наделам девятой категории) и распределяться по количеству едоков так, чтобы в среднем каждая семья могла собрать со своего поля примерно равный урожай[52].

В законе о земле отразились чаяния крестьянина о создании общества, в основе которого лежал принцип уравнительного распределения материальных благ. Закон предусматривал организацию жизни сельского населения на началах военизированной патриархальной общины. Каждые 25 семей составляли общину, располагающую своей молельной и общей кладовой, куда члены общины обязаны были сдавать все припасы и деньги сверх того, что необходимо для поддержания жизни семьи. В случае рождения ребенка, свадьбы или похорон семье полагалось соответствующее пособие из этой кладовой.

Каждая из таких общин выделяла мужчин боеспособного возраста для службы в армии. Община создавала взвод (лян), которым командовал староста общины. Власть и судопроизводство на территории округа осуществлял поставленный правитель.

Аграрная программа ХунСюцюаня не была направлена на ликвидацию крупного землевладения. Ее цель состояла в экспроприации земли всех землевладельцев в пользу государства. Вряд ли можно было ожидать, что деревня (может быть, за исключением наиболее обездоленных ее жителей) охотно откликнется на выдвижение программы такого рода.

Провозглашенный тайпинами закон о земле так и не был введен в действие. В годы непрекращающейся войны этот закон с его сложной системой разбивки земель на категории практически неосуществимой системой организации сельского населения остался программой, которая так и не была повсеместно и полностью реализована. В практическом руководстве подвластной им территории тайпины повторяли выработанные столетиями традиции китайского управления.

Тем не менее практическое проведение политики тайпинской администрации в жизнь в перешедших под ее контроль сельских районах говорило оееопределенных социальных ориентациях. К сущности, тайпины не приняли практических мер, которые можно было бы интерпретировать как стремление изменить характер аграрного строя. Правда, они пытались сократить арендную плату в случае неурожая или стихийных бедствий. Впрочем, все это входило в традиционный перечень мер, которые должна была осуществлять любая династия, стремившаяся управлять в соответствии с принципами дао и дэ.

При всей своей непоследовательности в разрешении главного крестьянского вопроса о земле, многие мероприятия тайпинов в области аграрной политики содействовали подрыву экономического могущества и влияния крупных землевладельцев и феодалов.

Ко всему прочему, стабилизации экономической жизни в районах, занятых тайпинской армией, способствовали свобода торговли и политика низких пошлин[53]. Все это несколько улучшило жизнь большинства народа.

Тайпины пытались провести и некоторые другие мероприятия, как в области общественной жизни, так и в культурных сферах. Она предполагали предоставить женщинам равные права с мужчинами, создать специальные женские школы. Пропагандировали сближение вычурного литературного языка с разговорным, упростили написание многих иероглифов, но наряду с этим часто не понимали в литературе художественного вымысла. Лидеры тайпинов обогатили китайскую литературу блестящими образцами политической публицистики.

В целом, однако, вплоть доосени 1856г.положение втайпинском лагере оставалось стабильным.

Тайпинское государство было резко ослаблено внутренней борьбой, вспыхнувшей осенью 1856г. и отметившей собой рубеж, после которого восстание пошло по нисходящей линии. Причины происшедшего по-разному оценивались историками, но более всего это походило на стремление захватить верховную власть в тайпинском государстве. Действующими лицами сентябрьских событий были все основные руководители тайпинского государства, сумевшие уцелеть в ходе походов и боев. Прежде всего это была борьба между Небесным ваномХунСюцюанем иего наиболее влиятельным соратником Ян Сюцином, уже ко времени занятия Нанкина сосредоточившим главные нити политического и военного контроля в своих руках.

После превращения Нанкина втайпинскую столицу отношения между ними стали резко ухудшаться, начало чему было положено еще в конце 1853 г., когда Ян под предлогом того, что его устами вещает Сам Бог Отец, осудил Хуна за недостойное поведение, объявив, что он «начал слишком много грешить».

В начале лета 1856г. произошел еще один эпизод, который также можно было истолковать как претензию ЯнСюцина на захват главенствующего положения в тайпинской иерархии. На этот раз «Бог Отец» потребовал, чтобы ХунСюцюань пожелал ему, Ян Сюцину, не «девять тысяч лет жизни», а все «десять», что по существующему церемониалу было положено желать только самому ХунСюцюаню.

ЯнСюцин, который деспотическими методами правления восстановил против себя других тайпинских руководителей, для рядовых тайпинов продолжал оставаться любимым ипочитаемым предводителем восстания.

Получив одобрение со стороны ХунСюцюаня, ВэйЧанхой в сентябре 1856 г. организовал политический заговор, убив Яна Сюцина и казнив несколько тысяч его сторонников. С этого момента Тайпин тяньго стал править ВэйЧанхой. Однако и он не смог долго удержаться у власти. Вскоре против Вэя выступил бывший его союзник по заговору Ши дакай. Фактически в Тайпине образовалось двоевластие. Дальнейшая борьба между тайпинскими руководителями привела к убийству ВэйЧанхоя, к установлению в Нанкине правительства Ши Дакая и, наконец, к разрыву последнего с духовным вождем тайпинов[54].

Раздор среди руководителей тайпинского восстания крайне ослабили Тайпин. Все это вызвало рост взаимного недоверия в тайпинском руководстве и в конечном счете привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою безопасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными приверженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный поход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в богатой провинции Сычуань.

События осени 1856 г.нанесли тайпинскому движению удар, от которого оно по-настоящему так и не смогло оправиться. Однако, несмотря на это, тайпины продолжали оказывать упорное сопротивление, отстаивая территорию своего государства еще почти 10 лет.

В заключении отметим, что во внутренней политике тайпинов получили преобладание тенденции традиционного китайского уклада жизни с жесточайшими законами и ничем не ограниченной монархической властью. Тайпинские руководители, имевшие титулы ванов, обогащались и все более отрывались от народа. Все это постепенно расшатывало устои тайпинского государства.

Система землевладения основывалась на уравнительном распределении земли между общинами, которые одновременно являлись религиозными и низшими военными объединениями. Ихчлены совместно отправляли культы, связанные с христианским учением, интерпретированным и преобразованным ХунСюцюанем. Все, что превышало минимум необходимых потребностей, подлежало сдаче в государственные хранилища. В этом проявилось стремление ХунСюцюаня утвердить образец восточного деспотизма в его наиболее классическом виде.

Многие высказанные тайпинскими идеологами идеи в своем большинстве так и остались неосуществленными.

Несмотря на то, что тайпинское руководство попыталось найти выход из кризиса,учитывая аграрную специфику региона роль армии и бюрократии особенности политической и внешнеполитической обстановки, реформаы нельзя назвать успешными и реализованными. Кризисные явления продолжали нарастать, и неспособность Китая справиться с ними собственными силами привела к последующей потере экономической и политической самостоятельности.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: