Ассортимент компании формируется из товаров, входящих в группу общероссийского классификатора продукции № 340000 «Оборудование и материалы электротехнические». Ассортимент компании специализирован.
Основные товарные подгруппы, представленные в ассортименте:
- оборудование светотехническое;
- изделия электроустановочные;
- источники тока химические;
- кабельно-проводниковая продукция.
В пункте 1.3 подробно рассмотрен оборот по каждой товарной группе. В таблице 1.17 указана доля прибыли, приносимой компании каждой товарной позицией.
Таблица 1.17
Прибыльность товарных групп
Наименование товарной группы | доля в обороте, % | доля в общей прибыли компании, % |
Изделия электроустановочные | ||
Источники тока | ||
Кабельно-проводниковая продукция | 3,5 | 2,02 |
Светотехнические товары, из них: лампы арматура осветительная | ||
Сопутствующие товары | 1,5 | 0,8 |
ИТОГО: |
Сопутствующие товары и кабельно-проводниковая продукция занимают около трех процентов в общей прибыли компании, таким образом, они необходимы только для поддержания ассортимента; источники тока – товар с низким уровнем доходности; электроустановочные изделия занимают примерно равные доли в обороте и общей прибыли компании, наиболее высока доходность группы «светотехника», особенно это касается светильников. На формирование данной группы необходимо обращать наибольшее внимание при формировании ассортимента, так она является ключевой в структуре.
|
|
Светотехническое оборудование включает с себя следующие виды товаров:
- арматура осветительная производственных помещений, общественных, административных и жилых зданий (светильники);
- лампы.
Структура каждой товарной группы представлена в таблице 1.18, 1.20.
Таблица 1.18
Структура ассортимента товарной группы «лампы» на 2013 год
Наименование подгруппы | Объем оборота в год, млн. руб [3] | Удельный вес в обороте группы | Удельный вес в общем обороте компании |
Накаливания | 70,8 | 0,52 | 0,196 |
Галогенные | 23,8 | 0,175 | 0,066 |
Люминисцентные | 10,9 | 0,08 | 0,031 |
Энергосберегающие | 22,52 | 0,165 | 0,062 |
Специального назначения | 8,20 | 0,06 | 0,023 |
Итого: | 136,22 | 0,378 |
Коэффициент широты товарной группы «лампы» равен 1.
Таблица 1.19
Значение коэффициента полноты для подгруппы «лампы»
Наименование подгруппы | Коэффициент полноты |
Накаливания | 0,75 |
Галогенные | 0,6 |
Люминисцентные | 0,7 |
Энергосберегающие | 0,65 |
Специального назначения | 0,3 |
Ассортимент ламп ООО «Аргос» абсолютно широк. Так, в 2010 году в ассортимент была введена новая подгруппа «лампы энергосберегающие», в 2011 году компания увеличила коэффициент полноты по этой позиции с 0,25 до 0,5. Специфика формирования ассортимента ламп – в том, что ассортимент стабилен, введение новых позиций возможно только с развитием научно-технического прогресса. В ООО «Аргос» ассортимент ламп приближен к оптимальному, достаточно полон, за исключением позиции «лампы специального назначении». Эта позиция специфична, не пользуется устойчивым спросом, в основном ее привозят только под заказ.
|
|
Таблица 1.20
Структура ассортимента товарной группы «светильники» на 2013 год.
Коэффициент полноты.
Наименование подгруппы | Объем оборота в год, млн. руб | Доля в обороте группы, % | Доля в общем обороте компании, % | Коэффициент полноты |
Напольные | 1,74 | 0,02 | 0,005 | 0,05 |
Настольные | 55,74 | 0,64 | 0,155 | |
Встраиваемые | 20,9 | 0,24 | 0,058 | 0,64 |
Подсветки | 8,71 | 0,10 | 0,024 | 0,45 |
Итого: | 87,09 | 0,242 |
Коэффициент широты товарной группы «светильники» равен 0,67. Достаточно высокое значение коэффициента говорит о насыщенности рынка. Имеется возможность расширения ассортимента за счет введения новой подгруппы в группу «светильники» - «потолочные светильники» (люстры), спрос на эту позицию присутствует постоянно, но компания в некотором роде не следит за тенденциями рынка – очень много поставщиков, занимающихся поставкой люстр, в последний год ушло с рынка, образовалась свободная рыночная ниша, которую ООО «Аргос» не смог занять.
В настоящее время у розничных торговых точек имеется тенденция к снижению числа оптовых посредников, в долгосрочной перспективе на рынке останутся лишь те из них, кто сможет предоставить потребителю наиболее полный и широкий ассортимент. Отсутствие в ассортименте подгруппы «люстры» может в перспективе привести к потере ключевого клиента ООО«Максидом», который в дальнейшем будет закупать товар у компании ООО «КСКэлектро», ассортимент которой будет более полон.
Для выяснения причин высокой прибыльности группы «светотехническое оборудование» необходим анализ ассортимента по принципу, указанному в таблице 1.2 (таблица 1.21).
Таблица 1.21