Вопросы и задания
1. Содержание понятий: «личность», «субъект», «объект».
2. Общая характеристика признаков человека как субъекта деятельности, познания и общения.
3. Основные направления исследований проблемы субъекта в педагогике.
Дошкольник как субъект педагогического процесса в учреждении дошкольного образования.
4. Развитие субъектных качеств ребенка дошкольного возраста.
5. Дошкольник как объект педагогического исследования.
Практическое задание
1. Проработать содержание лекции по источнику в Moodle 2. Тезисы оформить в тетради для лекционных занятий.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003.
3. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. – Л., 1991.
4. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С.65-69.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
6. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. – М., 1965.
|
|
7. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983.
8. Объект // БСЭ, - М. – 1974. – Т. 18. – С. 765.
9. Панько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 2. – С. 39-41.
10. Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.
11. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10. – С.63-65.
12. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. Давыдов В.В. – М., - 1993-1999.
13. Сазонова Н.П. Ребенок дошкольного возраста как субъект воспитания и объект педагогического исследования // Теория и методика дошкольного образования. – Барнаул, 2002.
14. Субъект // БСЭ, - М. – 1976. – Т. 25. – С. 24.
15. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
Тема 20.Формирование готовности детей дошкольного возраста
К обучению в школе (2ч.)
Вопросы и задания
1. Содержание понятий «готовность», «готовность к школе», «школьная зрелость».
Готовность к школе как результат системной работы специалистов учреждения дошкольного образования
2..
3. Виды готовности детей к школе. Анализ различных подходов. Значение, уровни готовности детей к школе.
4. Диагностика готовности детей к школьному обучению. Значимость, направления, сроки, возможности коррекции.
Практическое задание
1. Используя рекомендуемую литературу, предложите в виде схем несколько подходов к определению видов готовности детей к школе, укажите их авторство, оцените «плюсы» и «минусы» каждого подхода. Предложите свой вариант содержания готовности.
|
|
Литература
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 2000.
3. Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. – М., 1951.
4. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
6. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. – М., 1992.
7. Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М.: Педагогика, 1978.
8. Готовность к школе/ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995.
9. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1980.
10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
11. Максименко С. Д. Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. — Киев,, 1984.
12. Николаев В. В., Шкода Л. З., Кузнецов А. П. Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6—7 лет. Курган: 1986.
13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.
14. Подготовка детей к школе в семье / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. – М., 1976.
15. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага,1978.
Тема 21. Социально-нравственное воспитание детей
в дошкольном образовательном учреждении (2ч.)
Вопросы и задания
1. Социально-нравственное воспитание в целостном педагогическом процессе. Взаимосвязь воспитательных задач.
Формы, методы и средства социально-нравственного воспитания в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.
2.. Условия оптимизации воспитательного процесса.
3. Социально-нравственное воспитание в разных видах детской деятельности.
4. Содержание и методика воспитания:
- гуманных чувств и отношений ребенка к окружающему и другим людям;
- дисциплинированности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- культуры поведения и отношений со взрослыми и сверстниками;
- социальных чувств (патриотизма, интернационализма, толерантности);
- дружеских взаимоотношений детей.
5.Практическое задание
Изучите ценностные ориентации детей дошкольного возраста.
Цель: выявить, какие нравственные категории выступают в качестве ценностных ориентаций для детей дошкольного возраста.
Ход занятия
Проведите коллективную беседу с детьми на тему: Мой друг.
Рекомендации к проведению:
Для начала, расскажите детям какую-нибудь сказку (Теремок, Бременские музыканты...), которая бы обеспечила плавный переход к беседе на обозначенную тему. Спросите детей, есть ли у них друзья, где они живут, присутствуют ли в группе в настоящее время. Поговорите о том, кто такой друг, каким нужно быть другом. Спросите у ребят, кто из них хороший друг и почему, надо ли друзьям помогать. Являются ли персонажи сказки друзьями, почему.
Эффективно проводить беседу в паре, когда один из студентов ее организует, а второй фиксирует ответы детей.
Анализ беседы.
- сформировано ли у детей представление о дружбе
- какие ценностные ориентации присутствуют у детей (взаимопомощь, сотрудничество, доброта, трудолюбие, смелость….)
- оцените поведение детей во время беседы, а именно
- умение выслушать друг друга
- способы выражения согласия, несогласия
4. опишите свои впечатления от проведенной беседы: что вызвало затруднения, что наиболее удалость, чем объясняется возможная неудача
Литература
1. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников.-М.,1988.
2. Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.
3. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. - СПб., 2002.
4. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990.
5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М.. 1993.
|
|
6. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -М., 1983.
7. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995.
8. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1997.
9. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.
10. Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.,1990.
11. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. – М., 2002.
12. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. - М., 1995.
13. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988.
14. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
15. Куликова Т. А. Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
16. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. - М., 1992.
17. Леви В. Нестандартный ребенок. - СПб, 1993.
18. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991.
19. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. - М., 1977.-Т. 2.
20. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой.-М., 1997.
21. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
22. Нравственное воспитание // С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М.. 2001.
23. Нравственное воспитание // Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
24. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р.С.Буре.-М., 1987.
25. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ Под ред. С.А. Козловой. – М., 2002.
26. Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной.-М., 1990.
27. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
28. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.
29. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
30. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.
31. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. - М., 1996.
|
|
32. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.
33. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.
34. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1973.
35. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
Тема 21.Дошкольная педагогика как наука и учебная дисциплина (2ч)
Вопросы и задания
1. Содержание понятия «наука». Элементы, характеризующие науку.
2. Дошкольная педагогика как наука. Предмет. Основные категории.
3. Функции и задачи дошкольной педагогики на современном этапе.
4. Система педагогических наук. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
5. Дошкольная педагогика как учебная дисциплина.
Практическое задание
1. Выписать в индивидуальный словарик трактовки понятия «наука», расставить смысловые акценты в определениях, выделить общие значимые признаки. На основе выделенных признаков доказать, что дошкольная педагогика самостоятельная наука.
Литература
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
3. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003.
4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.
5. История дошкольной педагогики/ Под ред. Л.Н. Лиштвана. – М., 1989.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
7. Дошкольная педагогика: методические рекомендации/авт-сост.Амасович Н.В.-Витебск, 2012.
8. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика. – М., 1998.
10. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.
12. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.