Периодизация развития русского литературного языка

Несколько уроков обобщающего характера рекомендуется провести в форме конференции. Опыт такой работы описан в методических рекомендациях к урокам русского языка в 9 классе. [1]

Задания учебника готовят учащихся к проведению урока-конференции. Задание 580 предлагает провести урок-конференцию на тему: "Русский литературный язык: его стили и синонимика". Задание рекомендует предварительно прочитать соответствующий теоретический раздел в учебнике, разделы в книгах по стилистике. Учитель помогает подготовиться к докладу. Вместе учитель и ученики определяют объём доклада, рассчитывают, сколько времени понадобится на то, чтобы его прочитать. Время, в течение которого зачитывается доклад, не должно превышать пяти минут. Это не более двух страниц текста, набранного на компьютере. В докладе обязательно должна быть определена его основная мысль, чаще всего, оформленная в виде тезиса. Смысловые части доклада представляют собой аргументы, обосновывающие этот тезис. Степень глубины и распространённости этих аргументов определяется объёмом доклада. Каждый аргумент должен сопровождаться примерами-иллюстрациями. Очень важно сформулировать проблемную тематику докладов. В этом учащимся помогает учитель.

Число тем с их вариантами рассчитывается на среднее количество учеников в классе. Учитель предлагает дополнительную литературу, необходимую для подготовки к докладу. Уроку-конференции должен предшествовать отбор лучших докладов.

В начале урока-конференции учащиеся выбирают президиум конференции, её ведущего. Отводится определённое время на прения по докладам, на подведение итогов конференции. На сдвоенном уроке может быть представлено не более пяти-шести докладов. Доклады нужно обязательно обсудить.

План урока-дискуссии на тему:

"С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать современным:

а) с эпохи А.С. Пушкина;

б) со второй половины ХХ века;

в) со второй половины ХХ века?" (Задание 58)

Этот урок можно провести в форме проектной технологии. Учащиеся готовятся к дискуссии заранее, за две недели до урока. Учитель делит класс на несколько групп. Каждая группа будет готовить доказательства одной из точек зрения.

Учитель даёт учащимся списки первичной литературы, остальную лингвистическую литературу по проблеме учащиеся должны найти сами. Определяются словари, которыми будут пользоваться десятиклассники, аргументируя своё мнение.

Проблема периодизации современного русского литературного языка в науке решается по-разному.

1. Современный русский язык сформировался в эпоху А.С. Пушкина, и в течение полутора веков он представляет собой "период относительной статики", изменения в нём сводятся к закреплению норм. (Ковтунова И.И. Порядок слов в русском литературном языке ХУШ века – первой половине Х1Х века. – М.: Просвещение, 1969. – С. 118.)

2. Многое со времён А.С. Пушкина менялось и продолжает меняться. (Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. – М.: Наука, 1981. – С. 11.)

3. Современный русский язык начинается с 1917 года. (Ожегов С.И. К вопросу об изменении словарного состава русского языка в советскую эпоху // Вопросы языкознания. – 1953. – № 2. – С. 69-80.)

4. Язык советской эпохи – новый этап в развитии современного русского литературного языка.

Горбачевич К.С. Трудности словоупотреблений и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник. – Л., 1973. – С.4.

Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 1984. – С. 57.

Журавлёв В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – М.: Наука, 1982. – С. 261-319.

Ковалёв В.П., Минина Л.И. Современный русский литературный язык. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1979. – Ч. 1. – С. 8.

Мещерский Н.А. История русского литературного языка. – Л.: Изд. ЛГУ, 1981. – С. 20-21.

Русский язык в советскую эпоху. – М.: Наука, 1968.

4. Нормы современного русского языка складываются со второй половины Х1Х века.

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХУП-Х1Х веков. – М.: Высшая школа, 1982. – 529 с.

Шкляревский Г.И. История русского литературного языка. Советский период. – Харьков: Изд-е Харьковского университета, 1984. – С. 20-21.

5. Современный русский язык – это язык, существующий в данную историческую эпоху. Серьёзные научные сведения о том, что современный русский язык сформировался в 80-е годы ХХ века, учащиеся в научной литературе не обнаружат, но, опираясь на материалы современных словарей и собственные наблюдения, они могут отстаивать эту точку зрения.

Третья точка зрения может быть подтверждена следующими лексическими материалами.

Происходит интенсивное образование новых слов традиционными морфологическими способами: советский, по-советски, ленинизм, ленинский, по-ленински, красноармеец, комсомол, комсомольский, партиец, субботник, воскресник, октябрёнок, комбайн, комбайновый, пятилетка, коллективизация, колхозник, колхозница, лунник, прилуниться, космонавтика и т.д.

Активно развивается аббревиация: СССР, РСФСР, МГУ, ВКП(б), КПСС, ЦК, ГОЭЛРО, ФЗУ, рабфак, техникум, Днепрострой, совхоз, колхоз, трудодень, госплан, электролампа, рабселькор, драмкружок и т.д.

Словарный состав русского языка пополняется иноязычной лексикой: коммуна, грейдер, блюмс, деррик, трактор, диспетчер, фильм, диспансер, эскалатор, кибернетика, электроника, нейлон, телевизор и т.д.

Словарный состав пополняется нелитературной лексикой и фразеологией (просторечной, диалектной, жаргонной, терминологической): авоська, баловной, баянист, безотцовщина, бомбёжка, бурки, буханка, ватник, ребята, девчата, времянка, зажигалка, прослойка, труженик, хлебороб, электричка и т.д.

В лексико-семантической системе происходят различные сдвиги: Октябрь, Советы, Красная гвардия, пионер, актив, клуб, смычка (города с деревней), целина, враг народа и т.д.

Изменяется стилистическая и экспрессивно-оценочная окраска многих слов: барин, бюрократ, лакей, чиновник и т.д.

Лексические и фразеологические единицы, связанные с прежним укладом, уходят из языка: городовой, урядник, полиция, полицмейстер, придворные, фрейлина, камергер, камердинер и т.д.

Одним из итогов дискуссии может быть решение проблемы, какие слова получили новую жизнь в современной России, как возрождаются историзмы и архаизмы (губернатор, дума, гимназия, лицей, гувернантка и т.д.)[2].

Можно поговорить и о том, насколько велик пласт новых слов, изобретаемых на страницах средств массовой информации, на телевидении и в Интернет, насколько эти слова жизнеспособны, нужны современному русскому языку.

 

13. Русские слова-символы. Слова высокого стиля.

ХХ век лишил русский народ слов высокого стиля. Русские забыли язык, на котором «с Богом разговаривали» (М.В. Ломоносов), поэтому возрождение этих слов становится одной из актуальных задач гуманитарного образования. Учитель русского языка и литературы должен обращать постоянное внимание на употребление слов-старославянизмов, сложных слов с первой частью благо-, добро-, зло-, вредо-, грехо- и т.д., в которых заложен огромный воспитательный потенциал. Источник слов высокого стиля – Словарь В.И. Даля. Кроме того, многие слова выражают значения, которые ограничиваются не только понятиями, фиксируемыми словарями, но включают огромное эмоционально-нравственное содержание на уровне представления. В науке такие слова называются концептами: жизнь, любовь, благо, добро, зло, вера, надежда, правда, истина и т.д.

Учащиеся выполняют задания 236-238, готовятся к проведению урока-дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: