Часа
Пояснительная записка
В современном разделённом мире как никогда остро стоит проблема духовного и государственного объединения славянских народов: русского, украинского, белорусского, русских – с западнославянскими, южнославянскими народами. Многовековые связи, национальные, языковые, культурные, литературные традиции, оказались почти разрушенными. Многое приходится сейчас восстанавливать заново, переосмысливать на новом историческом этапе, в изменившемся мире. В этих условиях ценны свидетельства многовековых дружественных связей между славянскими народами, показывающие, насколько тесно они переплетались на протяжении веков. В славянском мире всегда жила идея единства, по-разному заявляющая о себе в разные эпохи.
Элективный курс может получить развитие со стороны углублённого изучения русско-славянских языковых связей, закономерностей развития языков в их взаимовлиянии. Возможны элементы сравнительного сопоставления фонетических, лексических, морфологических языковых параллелей.
|
|
В основе элективного курса лежит книга: В.В. Виноградов. Великий русский язык (М., 1945), не переиздававшаяся до сих пор.
Примерное распределение часов
№/№ | Содержание занятий | часы |
1. | О народной стихии русского языка. | |
2. | Общественные деятели и деятели культуры о русском языке | |
3. | Особенности развития русского литературного языка. Изложение с предварительным анализом текста. | |
4. | Отношение к русскому языку в Средние века. | |
5. | Великие деятели ХУШ века о русском языке. М.В. Ломоносов о русском языке. | |
6. | Развитие русского языка в Пушкинскую эпоху. | |
7. | В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и другие русские критики о русском языке. | |
8. | И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов о русском языке. | |
9. | Поэты о русском языке. | |
10. | Русский язык и славянские языки. | |
11. | О близости восточнославянских языков. | |
12. | Писатели-классики ХХ века о русском языке. | |
13. | Учёные-лингвисты о русском языке. | |
14. | О заимствованиях в русском языке. | |
15. | Русский язык – наследник древнегреческого и латинского языков. | |
16. | О языке художественной литературы. | |
17. | Заключительная конференция. |
1. О народной стихии русского языка.
Работа с текстами.
К.Д. Ушинский: «В языке своём народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчезающей сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа» (Избранные педагогические сочинения. – М., 1939. – Т.. П. – С. 12).
|
|
Для А.С. Пушкина народность языка определяется всем содержанием национальной русской культуры в её историческом развитии. А.С. Пушкин учил, что народность языка нельзя путать с «простонародностью».
Н.В. Гоголь: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами» (Статья о Пушкине).
И.С. Тургенев: «Народ, у которого такой язык, – народ великий».
И.И. Срезневский, русский лингвист: «Чем более жизненной силы в языке, тем более жизненной силы образованности может быть и в обществе или народе, которому он принадлежит» (Об изучении народного языка вообще, и особенно в детском возрасте. – СПб, 1899. – С. 11).
Н.А. Добролюбов: «Народная мудрость высказывается обыкновенно афористически».
Задания
1. Подготовьтесь к беседе об авторах высказываний, о содержании цитат.
2. Подберите другие цитаты к теме урока, иллюстрации к цитатам из художественных произведений.
3. Запишите выбранные цитаты под диктовку, предварительно подготовившись к ней. Произведите орфографический и пунктуационный комментарий.
4. Подготовьте рассуждения на лингвистическую тему. Они могут проводиться как в устной, так и в письменной форме.
5. Индивидуальная работа: учащимся могут быть предложены эссе на темы цитат по выбору.