Примерное распределение часов

1. Языковые особенности учебно-научного текста.  
2. План. Виды планов. Составление сложного плана.  
3. Выписки.  
4. Тезисы.  
5. Краткий конспект.  
6. Подробный конспект.  
7. Аннотация.  
8. Реферат.  
9. Резюме.  
10. Доклад.  
11. Рецензия.  
12. Технология анализа научного текста.  
13. Необходимые умения в процессе анализа научных текстов. Психологические тренинги.  
14. Работа с научно-популярной литературой. Научно-популярные журналы. Анализ статей.  
15. Представление содержания научного текста в виде таблицы, схемы, алгоритма, опорного сигнала.  

1. Языковые особенности учебно-научного текста.

Работа с § 31. Научный стиль. Задание 157.

Работа с заданием 156 – памятка Д.С. Лихачёва «Будьте осторожны со словами».

Разновидности научного стиля: собственно научный, научно-популярный, учебно-научный, научно-деловой, научно-информативный, научно-справочный, научно-публицистический, научно-фантастический.

Учащиеся заранее подбирают примеры жанров, формируемых разновидностями научного стиля, доказывают принадлежность текста определённому жанру.

2. План. Виды планов. – Составление планов §§ 30, 31.

План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План более подробно передаёт содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка чёткого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План улучшает качество записей: обнаруживает нарушения логики изложения, выявляет повторы, ускоряет усвоение теоретического материала, помогает вести самоконтроль.

Формулирование пунктов плана предопределяет точность, образность, вдумчивый подход к каждому слову.

Возможны два способа работы над сложным планом:

- составить сначала краткий простой план, а затем, вновь читая текст, написать сложный, детализируя пункты;

- сразу разработать подробный простой план и далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.

Цитатный план состоит из ключевых предложений смысловой части текста.

Иногда пункты плана записывают с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего его совершенствования.

Обращаем внимание на пунктуацию при составлении сложного плана, на правильность его графического оформления.

Задание 158. Работа в трёх микрогруппах. Учащиеся составляют планы разного вида и делают вывод о том, какой план предоставляет возможности для наиболее полного воспроизведения текста.

3. Выписки.

Составление выписок параграфа по выбору учителя.

Выписки – форма работы с текстом, направленная на выписывание какого-либо нужного, важного места из текста книги или статьи. Сложность выписывания заключается в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки делаются, когда требуется собрать материал из разных источников. Они служат основой для более сложных видов записей (тезисов, конспектов). Большие отрывки текста нужно стараться сократить, сконцентрировав их содержание. Яркие и самые важные фрагменты текста приводить дословно в виде цитат.

Учащиеся делают выписки под руководством учителя из принесённых или представленных учителем научных монографий.

Задание 158. Материалы текста расширяются заранее сделанными выписками из других источников.

4. Тезисы.

Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогают раскрыть содержание книги, статьи, доклада.

Тезисы разделяют на основные, простые и сложные.

Простые тезисы выписываются при первоначальном ознакомлении с текстом, основные можно составить лишь при более глубокой проработке текста. Обычно тезисы пишутся на основе составленного плана.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, а подпунктам – простые тезисы.

При составлении тезисов примеры обычно не приводятся, сохраняется самобытная форма высказывания автора.

Изучаемый текст необходимо прочитать несколько раз, разбивая его на отрывки. В каждом из отрывков выделяется ключевое предложение с необходимыми к нему дополнениями.

В тезисах недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры, инверсии, иностилевые включения.

Задание 157.

На уроки может быть привлечён материал параграфов других учебников по предметам школьного цикла.

Сопоставление текстов учебно-научного стиля в учебнике русского языка и в школьных учебниках по другим предметам.

Задание 276.

5-6. Конспект. Краткий и подробный конспект.

Конспект требует навыков самостоятельного, творческого мышления. Конспектирование – это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста. Результатом конспектирования является запись, позволяющая его автору (учащемуся) восстановить с необходимой полнотой полученную информацию.

Выработка навыков, необходимых для конспектирования, осуществляется в три этапа: составление подробного плана, составление тезисов, иногда совпадающих в содержательном аспекте с кратким конспектом, составление подробного конспекта.

По объёму выделяются конспекты краткие, подробные и смешанные.

Для краткого конспекта отбираются положения общего характера. В подробный конспект включаются доказательства, обоснования теоретических положений, пояснения различного вида, иллюстративный материал. Смешанный конспект предполагает совмещение того и другого способов представления информации, допускает изложение некоторых элементов источников в виде пунктов плана, тезисов и т.д. Хорошее качество конспекта позволяет автору с достаточной полнотой восстановить извлечённую ранее информацию без повторного обращения к оригиналу текста.

По количеству перерабатываемых источников различают конспекты монографические, составленные по одному источнику, и свободные, составленные по нескольким источникам на одну тему.

Последовательность действий при составлении конспекта

Ознакомиться с текстом, выделить в нём смысловые части, содержащие информационно значимые фрагменты.

Составить план текста, преимущественно цитатный. Он поможет восстановить логику изложения группируемого материала.

Выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами.

Использовать реферативный способ изложения: Автор считает…, раскрывает …, дополняет … и т.д.).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья, оценки располагать на полях.

Текст автора оформлять как цитату с указанием номера страницы.

В заключение обобщить текст конспекта, выделить ключевые положения статьи, дать им оценку.

Конспект-схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространёнными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова, определения. Они располагаются в последовательности «сверху вниз», от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет тело паучка. Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки» паучка, к «ножкам» присоединяют ключевые слова, определения, фразы, которые служат опорой для запоминания.

Составление конспектов-схем развивает способность выделять главное, самое существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Задание

1. Прочитайте текст одного из параграфов. Определите тему, тип, стиль текста. На какие вопросы можно ответить не задумываясь? Почему? (Стиль задан – учебно-научный, в этом стиле заголовок совпадает с формулированием темы.)

2. Определите тип речи. Укажите, сколько в тексте смысловых частей. Проанализируйте структуру каждой смысловой части по плану:

· Предложение, начинающее смысловую часть.

· Как оно связано с последним предложением предшествующей смысловой части?

· С помощью каких средств, прежде всего ключевых слов, развивается микротема в смысловой части?

· Каким предложением заканчивается смысловая часть? Возможны ли варианты?

· Определите ключевое предложение. В какой мере оно обосновано и раскрыто в пределах смысловой части?

· Оцените логичность и полноту выражения микротемы в смысловой части.

· Как последнее предложение смысловой части связано с первым предложением последующей смысловой части? Возможны ли варианты?

· Совпадает ли смысловая часть с абзацем? Охарактеризуйте случаи несовпадения.

· Выделите и выпишите ключевые предложения.

· Решите, какая информация и иллюстрации должны будут быть добавлены к ключевому предложению, чтобы вы смогли полно воспроизвести текст параграфа.

3. Составьте конспекты одного из параграфов учебника по русскому языку и учебника по физике или химии.

4. Проанализируйте, как вы составляли конспекты. Что было общим в процессе конспектирования параграфов из разных учебников, а что различным?

7. Аннотация.

Аннотирование и реферирование учебно-научного текста рассматриваются как виды аналитико-синтетической переработки учебного материала, которая подразумевает преобразование содержания текста с целью его анализа, извлечения его информативного содержания.

Аннотация, реферат, резюме представляют собой краткое изложение текста в разной степени свёрнутости. Они объединяются общими логическими операциями, но оценка излагающего текст проявляется по-разному.

Аннотация – «вид письменного сообщения; перечень главных мыслей сообщения, следующий за библиографическим описанием данного сочинения»[4].

Аннотация раскрывает тематику статьи или книги, сообщает основные сведения о ней, но не даёт её критической оценки. Составление аннотации (аннотирование) предполагает ознакомление с содержанием текста, вырабатывает умение свёртывать текстовую информацию, выделять и формулировать основную информацию в сжатой форме. Сущность аннотирования состоит в том, чтобы понять и обобщить содержание статьи или книги и оформить полученные сведения в краткую справку. Умение передать содержание текста в краткой и чёткой форме не приходит само собой, его необходимо специально развивать. К аннотации предъявляются следующие требования:

- чёткость и лаконичность изложения,

- отсутствие пространных описаний и детализации,

- она должна вскрыть основную мысль произведения.

В старших классах учащиеся знакомятся со справочной аннотацией. Это краткая характеристика текста, дополняющая его заглавие, уточняющая заглавие, примечание о содержании произведения. В справочной аннотации обычно указывается тип книги, ей назначение, задачи, поставленные автором, метод, которым он пользовался (для научного источника), структура книги, тема произведения, его основные положения и выводы. В аннотацию включаются ключевые слова, кратко определяющие тему научного произведения.

Задания

1. Прочитайте и проанализируйте аннотации учебника В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы. Прочитайте аннотации других учебников. Чем они отличаются от тезисов и конспекта?

2. Напишите аннотацию прозаического произведения, которое вы изучаете на уроке литературы.

3. Напишите аннотацию на литературоведческую книгу.

4. Напишите аннотацию на учебник по любому предмету школьного цикла.

Что общее вы заметили в аннотациях и что различное?

8. Реферат.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научной статьи или книги. В реферате раскрывается суть исследуемой проблемы. Автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему, обосновывает её. В реферате не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста, цитируются его фрагменты, приводится система аргументации с примерами, пояснениями, иллюстрациями. Цель данного жанра – дать полное, объективное представление о характере освещаемого произведения в компактной, экономной форме. С одной стороны реферат ограничен объёмом, с другой стороны он представляет собой возможно полное изложение текста. Основные требования, предъявляемые к реферату, сформулированы ещё М.В. Ломоносовым, который писал, что цель этой работы состоит в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях…»[5].

Структура реферата состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении приводятся краткие сведения об авторе, общая характеристика произведения и используемых автором материалов, кратко излагается тема источника, аспекты, на которых автор акцентирует внимание, методы его работы.

Основная часть реферата содержит информацию, которая подаётся либо:

- в соответствии с композицией источника,

- конспективно, без указания рубрик,

- фрагментарно (аналитически) в соответствии с проблематикой статьи.

В заключении определяется значимость работы, содержатся обобщения, выводы, резюме, сведения о приложениях к источнику, справочные данные, которые автор считает необходимыми, приводится список использованной литературы.

 

Задания

1. Напишите реферат на тему заинтересовавшего вас параграфа учебника В.В. Бабайцевой, пользуясь дополнительными источниками.

2. Напишите реферат на одну из предложенных тем к урокам литературы, пользуясь научными источниками:

1. (По роману И. Гончарова «Обломов») «Отчего его пассивность не производит на нас ни впечатления горечи, ни впечатления стыда?» (И. Анненский).

2. Две традиции духовной жизни в драме «Гроза».

3. Фольклорное Слово в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

4. Образ Времени в романе «Отцы и дети».

5. Проблема семьи в русской литературе.

6. Образ Наполеона в русской литературе как катализатор духовного развития литературных героев.

7. «Мысль народная» и мысль всемирная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

8. Проблема «несвершившейся» жизни в творчестве А. Чехова.

9. «Чехов оттачивал свой реализм до символа» (В. И. Немирович-Данченко).

10. Проблема встреч и прощаний на пороге ХХ века.

9. Резюме.

Резюме – это краткий вывод из сказанного, написанного, это обобщение содержания изучаемого текста, аргументация его основной идеи. Текст резюме содержит основную информацию и показывает развитие информативной логики. Это краткое аргументированное рассуждение, включающее оценку. В ходе сопоставления отдельных мыслей текста представляется проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания того иного вопроса. Старшеклассники должны обосновать заголовок текста, тему, выделять ключевые предложения, в том числе выражающие оценку текста, давать оценку своими словами, суммировать факты для составления короткого, логически обоснованного текста-рассуждения.

Задание

1. Напишите резюме на заинтересовавшую вас телепередачу.

2. Напишите резюме в официально-деловом стиле:

а) резюме с целью получения престижной работы,

б) резюме-отчёт о деловой поездке.

Пользуйтесь текстами-образцами в Интернет.

Какие языковые средства вам понадобятся? Заранее отберите лексические и синтаксические средства. Будете ли вы использовать оценочные и экспрессивные средства в резюме?

Доклад.

Доклад – вид самостоятельной работы, который используется в учебной работе и способствует формированию навыков научно-исследовательской деятельности, мотивирует и расширяет познавательные интересы учащихся, приучает их критически мыслить.

Доклад совмещает в себе все перечисленные жанры работы с учебно-научным текстом. Современный доклад чаще всего представляет собой по форме и содержанию реферат.

Последовательность работы над докладом:

· Предварительный этап (определение цели и задач доклада, предварительная формулировка выводов).

· Формулирование темы, её анализ, составление плана или тезисов, обдумывание проблемы.

· Работа над первым вариантом доклада на основе плана или тезисов; анализ последовательности изложений мыслей, логики расположения смысловых частей, оптимальный выбор слов и типа предложений.

· Завершение работы, анализ текста, его совершенствование и исправление.

Структура доклада:

1. Вводная часть – обоснование темы, её актуальности, формулирование основного научного положения доклада.

2. Основная часть – аргументация, доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис, иллюстрации.

3. Заключительная часть– выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис.

Задание

Напишите доклад на лингвистическую тему. Определите её самостоятельно.

Заранее планируйте объём, структуру, доклада.

Рецензия (отзыв).

Рецензия – это критический отзыв о конкретном произведении (статье, книге, телепередаче, фильме, спектакле и т.д.), где автор даёт обоснованную оценку качества изложения научного или художественного материала, ведущих идей рецензируемого источника, высказывает своё отношение к произведению в целом и к его главным положениям. Рецензия заканчивается выводами автора. По типу речи это рассуждение, включающее тезис, аргументы и вывод.

Последовательность работы над рецензией:

- записать выходные данные источника;

- изучить текст и выделить круг вопросов, затронутых в тексте, определить характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.);

- выделить в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости изучаемой темы;

- установить логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте;

- определить актуальность, научную и практическую значимость рецензируемого текста;

- в заключение сделать вывод об актуальности и новизне изложения темы, важности поднятой проблемы, оригинальности её решения, достоверности выводов, эффективности результатов, перспективах развития темы и проблемы.

 

Задание

Напишите рецензию на новую книгу, которую вы прочитали.

Чем будут отличаться рецензии, написанные на художественное и научное произведения?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: