Ведущие: критерии профессионализма

В информационно-аналитическом жанре ведущий является, центральной фигурой, стержнем программы. Он формирует имидж не только себя и своей программы, но и всего телеканала. Именно такой и представляется Ника Стрижак с первых минут появления на экране. Умело общаясь со зрителем она с первых мнут цепляет своей живостью и прямотой поставки острых, насущных вопросов, волнующие не государственные структуры, не смотря на федеральное значение канала, а именно зрительскую аудиторию. Обсудив с ней актуальные главные новости недели с ней один раз, программа не отпускает своего зрителя, что формирует у него привычку и потребность систематического общения.

Для лучшего понимания личности ведущего, то мы считаем необходимым для начала рассказать немного об их биографии, опираясь на многие интернет-источкини.Вероника Николаевна Стрижак родилась 27 апреля 1962 года в Ленинграде. Училась в Ленинградском Государственном университете на факультете филологии. С 1985 года Вероника начала работать на радио. Спустя некоторое время стала корреспондентом газеты «Смена». С 1993 года стала вести ток-шоу «Наобум», которое позже признавали лучшим ток-шоу года несколько лет подряд.С 1998 по 1999 год Веронике предложили стать ведущей программы «Диалоги» на канале «ТНТ-Петербург». Проект оказался довольно удачным, но в 2000 году Ника вернулась обратно на ТРК «Петербург» и возобновила работу в ток-шоу «Наобум». В этом же году Ника Стрижакспродюсировала программу «Коллекция впечатлений». В 2004 году Стрижак пригласили вести программу «Человек в большом городе» на Пятом канале. На этом же канале она с 2013 года Вероника стала ведущей ток-шоу «Открытая студия» и аналитическо-новостной программы «Главное».

Ника Стрижак – одна из не многих женщин российской журналистики, которую знают все. Эта ведущая, журналистка и просто несёт за собой колоссальные знания и практический опыт ведения различного рода передач, подачи информации зрителю. Ника Стрижак поистине воплощает в себе образ профессионального ведущего информационно-аналитической передачи.

Ведущий — телевизионный партнер, инициатор общения, организатор коммуникационной среды — всегда рассчитывает на реакцию аудитории. С помощью аудиовизуальных средств он поддерживает постоянное внимание к телеэкрану, эмоциональный контакт, личностную включенность. Опираясь на собственное чувство меры, ощущая присутствие образа другого, он приспосабливает психику аудитории к условиям общения, активизирует событийное «я». Журналист — участник экранного действия, проводящий острое интервью или репортаж-расследование, не просто достигает высокого уровня персонификации, но и становится «объектом сочувствующей идентификации». Телепередача любого жанра — телевизионное общение его автора.

«По сути, журналист делает то же, что и диктор, — читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Но зрителю передается чувство, что этот человек понимает, что читает. Телеведущий не столько вводит зрителя в мир информации, сколько привносит в этот мир и восприятие как выраженную потребность передать собственную обращенность и осведомленность в событиях. Роль ведущего приобретает смысл лица со значением «говорящего имени». Он не просто читает текст, а что-то имеет в виду, нередко бросая острый взгляд на положение вещей в окружающей жизни». Не только сюжетный видеоряд, но и сам ведущий в реальном времени «оживляет» сообщения, т. е. создает зрелищную наглядность. Телеведущий начинает восприниматься чуть ли не «конструктором» события. Речевые и неречевые средства «настолько приобретают характер поступающего сознания, что ведут к возникновению иллюзии: он тот человек, благодаря которому существует особый смысл передаваемых сообщений». Фронтальная обращенность телеведущего к зрителям образует фасад ролевого поведения в кадре. Элементами фасада являются стандартизованные средства выразительности: внешние данные, манера поведения, предметы и приметы фона студийной обстановки. Обязательным атрибутом общения становятся игровые элементы, позволяющие, с одной стороны, «держать аудиторию», а с другой стороны, производить выгодное впечатление.

Зрительно-вещественные атрибуты — сценический фон и наполнение определенной обстановки, а также сюжетные элементы прямого эфира — необходимые условия его осуществления, выражения оптимального контакта с телеаудиторией для достижения взаимопо­нимания. В визуальном восприятии зрителей телеведущий, его экранный образ, живет в форме «присутствия» как запомнившиеся приметы суммарного внешнего облика (характерные движения, взгляд, инто­нации, знаки внимания и т. д.). Эта закономерность усиливается тем обстоятельством, что его отношение к аудитории опосредуется отношением к себе с позиции телевизионнойизвестности. Последняя неизбежно прогрессирует. Популярность того или иного ведущего у зрителей можно объяснять не только частотой появления на экране, есть и другие способы понравиться, например, разыгрывая роли: а) с целью создания у телеаудитории выгодного впечатления от правильности своего по­ведения; б) под углом зрения того, каким ведущий видит самого себя со стороны телезрителей; в) с позиции личного эгоцентризма, самопредставления о том, каким бы он хотел быть, чтобы его видели телезрители. Опытные работники телевидения предостерегают от такого игрового соблазна, потому что ведущий «обязательно начнет играть самого себя». Эти три ролевых ракурса могут частично совмещаться, заметно расходиться между собой или выступать слитно, накладываясь один другой.

В чистом виде подобный тип общения предполагает выдвижение на первый план не столько самого содержания, сколько возникающе­го по поводу конкретных сообщений эмоционального выступления. Если на заре отечественного телевидения первые ведущие создавали «обаяние второго плана», обращаясь к зрителям на дистанции доверия с мягкой приглушенностью, то в последующем, в период так называемого политического телеофициоза, они только «держались» на втором плане, добросовестно укрепляя социальные чувства и настроения.

Сегодня необходимость активно-игрового характера экранных действий порождает выдвижение ведущего на передний, крупный план с опорой на приближенную мимику, всю зрелищную полноту суммарного фасадного поведения. Будучи массовым, телевидение обладает адресными свойствами, которые восполняют отсутствие прямого общения и позволяют придать диалогичность контакту зрителя с экраном. Идея активного диалога, симметричного общения содержится в природе телевизионного зрелища.

Телевизионный ведущий — носитель определенного культурного кода. Владение языком, культура его речи значительно расширяют границы кадра и помогают решать коммуникативные задачи. Культура речи — это «такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюде­нии определенных современных языковых норм и этики общения по­зволяют обеспечить наибольший эффект в достижении постоянных коммуникативных задач»

Таким образом Ника Стрижак в информационно-аналитической программе «Главное» становится не просто диктором, а компетентным комментатором-обозревателем, готовый высказаться по любой из приведенных позиций, умело апеллируя своими знаниями истории, экономики, политических отношений: «Телеканал FoxNews опубликовал на этой неделе свежие данные соцопроса, в котором людей просили назвать самого популярного игрока предвыборной гонки. И вот результат: если месяц назад Клинтон опережала Трампа, то на этой неделе позиции сдала - популярность падает. Но тревожной для Хиллари должна быть эта цифра - 66 процентов американцев просто не верят ее честность. Неужели всё повторяется? Какое роковое время. Восемь лет назад, в 2008 году, она первый раз пыталась взять штурмом Белый дом. Она прошла много штатов и потратила много денег, но именно в это время - так же в начале июня и так же накануне съезда демократической партии - ей пришлось сойти с дистанции, уступив место своему главному сопернику Бараку Обаме. Второй раз она этого не допустит. Теперь свой шанс на финал она не отдаст без боя. Последнего боя» - авторский комментарий к сюжету «Простроить Билла» Нины Вишневой.

Аналитическая составляющая программы предполагает обозначение собственной позиции ведущего, то есть его независимость. Однако, «что касается независимости, то сегодня, - справедливо указывает С. Рассадин, - в полной мере ею никто не обладает. Современный политический обозреватель зависим в первую очередь от идеологии телеканала, на котором выходит его программа. Существует зависимость от владельца телевизионного канала, от правящей политической элиты, от осознания себя представителем «четвертой ВЛАСТИ». Журналист свободен, пока он не власть, пока не осознает себя ею. «Независимость и достоинство ведущих - в их отстраненности от власти, от любой, порядковый номер значения не имеет».

Специфика имиджа ведущего информационно-аналитической программы подразумевает отстранённую, сухую манеру ведения. Ника Стрижак рушит все стереотипы ведущего информационно-аналитической передачи: живая манера общения на равных с телезрителем, чёткая аргументированность позиции и демонстрация этой позиции примерами, использование различных интонационных приёмов для передачи эмоциональности, выражения своего отношения к обсуждаемому предмету: «Вы можете спросить, а почему сейчас - почему они молчали два года назад, когда референдум только прошел? В том-то и дело, что два года назад им было совсем не до Крыма. Венеция бунтовала. Именно в марте 2014 года она голосовала на своем референдуме за свою свободу от официального Рима. Более двух миллионов венецианцев (60 процентов жителей) сказали «да» автономии и даже отделению. Но тогда их только щелкнули по носу - вот вам свобода.И вот голос тысячелетней Венеции снова звучит. Но что это - снова бунт? Сепаратизм?» - авторский комментарий к сюжету Анатолия Майорова «Бунт Венеции».

Говоря о специфике имиджа телеведущего, следует иметь виду, что важной особенностью телевидения является личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».В глазах зрителей хорошо выглядят критичные, независимые, доверчивые, способные радоваться чужим удачам ведущие.имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, который через них может продемонстрировать. Таким и является имидж Ники Стрижак, которая воспринимается не только как ведущая программы, но и определённая личность с собственной позицией к которой необходимо прислушаться. Необходимо подчеркнуть, что имидж — это средство достижения цели и во многом зависит от конкретного человека, его носителя. Однако основные задаваемые характеристики имиджа универсальны. К ним специалисты относят следующие:

- адекватность: степень отличия прототипа от имиджа должна быть минимальная. Имидж должен быть правдоподобным;

- оригинальность: имидж должен быть легко распознаваемым сре­ди других;

- пластичность: важным является постоянство имиджа, его узнаваемость во всех новых ситуациях. Однако, оставаясь неизменным в восприятии потребителя, будучи легко распознаваемым, имидж должен оперативно откликаться на меняющиеся экономические, психологические, социальные условия;

- адресность: имидж должен иметь точный адресат, привлекать определенные сегменты потребительских рынков;

- активность: имидж должен быть способен воздействовать на эмо­ции, деятельность, поступки людей;

- ясность и конкретность: это означает, что ожидаемые качества объектов должны быть продуманы и различимы;

- простота: имидж должен быть проще объекта. Однако чрезмерная простота делает его нарицательным и банальным;

- завершенность: он должен восприниматься как нечто целое и готовое к употреблению;

- эстетика: имидж призван облагородить впечатление.

Справедливо сказать, что Ника Стрижак создала неповторимый повсеместно-узнаваемый имидж ведущего информационно-аналитической программы, и как лицо программы несет на себе и образ телеканала в целом. Мы действительно как зрители верим, что все сказанные слова ведущей, это и есть авторская позиция Ники Стрижак, мы действительно считаем, что это именно её ход мысли. Благодаря своему авторскому комментарию, неповторимому стилю ведении программы зритель легкостью узнает среди всех телеканалов именно программу «Итоги. Главное» с Никой Стрижак. Мы с уверенностью можем сказать, что Ника Стрижак, как ведущая информационно-аналитической передачи «Главное» на телеканале «Пятый», является журналистом высокого класса, которому зрители доверяют.

 

 

Заключение.

 

Среди всех каналов массовой коммуникации телевидение на сегодняшний день обладает самым высоким воздействием на общественное мнение. В ходе быстро меняющихся политических, экономических и социальных отношений в мире, потребитель информации зачастую не в силах разобраться в причинах и последствиях тех или иных произошедших событий, теряя ориентир в информационном пространстве. Именно с этим связано появление такого жанра телепередач как информационно-аналитические, которые дают не только информацию о последних произошедших значимых событиях, но и анализируют их, раскладывая по полочкам положительные и отрицательные воздействия, выискивает причинно-следственные связи, делает прогноз дальнейшего развития, чем и определяется значимость и необходимость данного жанра сегодня на телевидении.

В нашей работе мы описали основные свойства телевидения как СМИ, его значимость и особенности. Мы тщательно изучили понятие информационно-аналитического формата телевещания на примере информационно-аналитической программы «Главное» с Никой Стрижак. Мы выяснили характерные жанровые особенности информационно-аналитического материала в рамках телевидения и провели дифференциацию аналитических жанров публицистики на телевидении, рассмотрели закономерности структурной организации аналитических жанров, дали им характеристику. В работе мы так же осветили историческое развитие аналитического жанра в призме развития отечественных СМИ, выяснили, откуда идут истоки возникновения и какими были первые информационно-аналитические передачи. Мы выяснили, что, несмотря на видимую объективность отечественных еженедельных информационно-аналитических программ, они частично остаются подвержены влиянию на них правящей власти, тем самым обременяются политико-социальной направленностью.

В ходе работы мы разобрали специфику информационно-аналитической программы «Главное» с Никой Стрижак на телеканале «Пятый», разобрали структуру сайта, дав ей подробную описательную характеристику, выявили его жанровое своеобразие и особенности тематики, выделили характерные индивидуальные черты программы в целом и её особенности. Мы детально проанализировали 3 выпуска программы «Главное» с Никой Стрижак: выпускс 16 по 22 мая 2016 года, выпуск с 29 августа по 4 сентября 2016 год, выпуск с 23 по 29 января 2017 года. Мы выявили особенности каждого сюжета данных выпусков программы в отдельности, описали методы анализа и приёмы, использованные журналистами. Также мы описали воздействия использованных приёмов на зрителя. Мы расписали хронометраж каждого сюжета и программы. Мы проанализировали авторские комментарии ведущей.

В нашей работе мы так же проанализировали роль ведущего информационно-аналитических программ и соответствие этим критериям профессиональных качеств и имиджа Ники Стрижак, как ведущего информационно-аналитической программы «Главное» на телеканале «Пятый». Мы описали краткую биографию ведущей и её карьерный и профессиональный рост. В работе мы установили, что имидж, образ ведущего непосредственно оставляет свой отпечаток не только на самой программе, но и на образ телеканала в целом. Мы вывели что Ника Стрижак подходит всем критериям имиджа ведущей итоговой информационно-аналитической программы.

В целом, по результатам исследования можно сказать, что информационно-аналитическая программа «Главное» с Никой Стрижак на телеканале «Пятый» является на сегодняшний день уникальной в своём роде. Место информационно-аналитической передачи в сегменте телевидения на данный момент занимает множество телепрограмм, однако информационно-аналитическая программы «Главное» с Никой Стрижак на телеканале «Пятый» сумела выделиться из всего разнообразия телепрограмм данного жанра, сохранило свою индивидуальность благодаря собственному стилю ведущей программы Ники Стрижак и профессионализму в сфере аналитики корреспондентов, входящие в состав команды данной передачи. Это несомненно делает ресурс привлекательным для телезрителя, увеличивает влияние на общественное мнение и поднимает авторитет не только самой информационно-аналитической программы, его ведущего и корреспондентов, но и всего телеканала «Пятый».

 

Библиография

1. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. - М., 2004.

2. Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М., 2001.

3. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. - М., 2004.

4. Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М., 2001

5. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. (Нателевизионных подмостках). М.: Высшая школа, 2003

6. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2010

7. Ворошилов В.В. Типология журналистики. — СПб., 1998.

8. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001.

9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник. — М., 2007.

10. Телевизионная журналистика / Под ред. А.Я.Юровского. — М., 1994.

11. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М.: 2002.

12. Тертычный А. А. Аналитический инструментарий журналиста // Деловая пресса России: настоящее и будущее. — М., 1999.

13. ипология периодической печати: Учебное пособие / Под ред. М.В.Шкондина. — М., 2007.

14. 12. Официальный сайт телеканала «Пятый» / Режим доступа - http://www.5-tv.ru

15. Сайт, для всех интересующихся редактированием Мультиредактор.ру / Режим доступа - http://multiredaktor.narod.ru

16. Итоговые еженедельные программы на российском ТВ/ Режим доступа - http://fom.ru

17. Аналитическая журналистика/ Режим доступа - http://studmedia.info

18. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ/ Краткая характеристика аналитических жанров журналистики/режим доступа - http://media.utmn.ru

19. Существует ли в России информационно-аналитическое TV?/ Аналитический онлайн-телеканал Дань NV/ Режим доступа - http://dentv.ru

20. Аналитическая журналистика в России/ Режим доступа - http://www.km.ru

21. Аналитическая журналистика - Теория журналистики- Основы журналистики/ режим доступа - http://zhurnalistika.net


[1]Экранность - передачи информации посредством движущегося изображения с параллельно сопровождаемого звуком

[2]Персонификация - понимание и изображение абстрактных понятий или неодушевленных вещей в качестве живых существ, наделенных, подобно личности, определенным характером (персонифицированный – наделенный свойствами личности).

[3] Овчинников В. 21 бесполезный совет // Журналистика и медиарынок. - 2010. - №5. - С. 28-29.

 

[4]Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М., 2001. – С.26.

[5]Телевидение и радиовещание в СССР. Под ред. А.П. Болгарева. - М.: Искусство, 1979. – Режим доступа: http://tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4726&page=2

[6] Лысенко А.Г. ТВ живьем и в записи. – М.: ПРОЗАиК, 2011. – С. 24-25.

[7] Там же. С. 32.

[8] Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. - М.: Аспект Пресс, 2004. – 202 с.

[9] Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (19172000). – М.: Флинта, 2008. – 640 с.

[10] Голядкин Н.А. Краткийочерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: Изд-во Ин-тапов. квалиф. работников телевидения и радиовещания, 2001. – Режим доступа: http://constitutions.ru/archives/2023 (Дата обращения: 29.05.2013).

[11] Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М.: Юнити-Дана, 2009. – 496 с.

[12] В 2002-м году РТР был переименован и получил название «Россия», а позже, в 2010-м телеканал «Россия» стал носить название «Россия 1».

[13]Шариков А.В. Социальнаябезответственностьтелевидения в России // Телефорум. - 2005 №1. – С.100-105.

[14] Аналитика (от греч. analytike (techne) — искусство анализа) название, которое Аристотель дал технике логического анализа;.

[15]Анализ (от греч. analysis — разложение)

[16]Ю́рийВита́льевичЛуце́нко — украинский политический и государственный деятель, активный деятель «Оранжевой революции» и Евромайдана. При президенте Петре Порошенко — генеральный прокурор Украины с 12 мая 2016 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: