- Понятие стратегии.
- Стратегическое управление предприятием, корпорацией и его составляющие: потенциал, стратегия, конкурентоспособность.
- Стратегии, структура, системы управления.
- Три уровня стратегии. Корпоративный уровень. Бизнес-уровень. Операциональный уровень
- Иерархия целей и стратегий.
- Эволюция проблем и методов стратегического управления.
- Структура деловой среды и ее изменение. Формулировка стратегии.
- Определение миссии компании и долгосрочных целей хозяйственного развития.
- Воплощение стратегии. Стратегические программы и их структура. 2.5. Оценки происходящих изменений и развития.
- Корпоративная ответственность за стратегическое планирование: Совет Директоров компании и служба корпоративного планирования. Ответственность на бизнес - уровне: Совет Директоров и функциональные управленческие службы предприятия.
- Ответственность на операциональном уровне
- Определение горизонта планирования.
- Установление бизнес - целей.
- Определение политик и их корректировка.
- Определение миссии компании.
- Определение целевой структуры текущего бизнес - портфеля, отвечающего миссии компании. Оценка рисков и доходов, ассоциируемых со стратегическим выбором. Стратегический выбор.
- Группировка ресурсов корпоративного уровня по бизнес - группам.
- Контроль и оценка стратегии корпоративного уровня. Изучение и оценка факторов, обеспечивающих стратегический успех.
- Определение миссии компании в разделе выделенных бизнес - групп. Оценка внешнего окружения для каждой бизнес - группы. Анализ основных трендов и конкурентного окружения.
- Проведение внутреннего анализа каждой бизнес группы. 6.3. Стратегический анализ каждой бизнес группы.
- Формулирование основной и функциональных стратегий.
- Разработка, корректировка и обновление политик.
- Постановка менеджмента.
- Формулировка миссии компании. Спецификация базового продукта или услуг.
- Стратегическая сегментация и определение рыночных приоритетов. Основной (первичный) рынок предприятия.
- Пример - кейс операциональной философии. Формирование общественного имиджа компании. Концепция развития и требования ответственности к компании. Стандарты описания миссии. Смысл миссии для менеджера и персонала.
- Обобщение организационного опыта "Hol. Inn Inc." в определении миссии, долгосрочных и годовых целей, основной и функциональных стратегий в организации.
- Оценка отраслевой привлекательности и изменений во внешнем окружении.
- Сканирование и мониторинг операционального внешнего окружения: технологии исследования и прогноза.
- Макроэкономическое внешнее окружение.
- Социокультурное внешнее окружение.
- Ситуационный анализ внешнего окружения, методы и технологии построения сценарного прогноза развития предприятия, корпорации.
- Конкурентная позиция. Профили конкурентоспособности продукта, предприятия. Маркетинговая позиция. Рыночная доля.
- Издержки, связанные с использованием сырых материалов.
- Состав рабочей силы. Качество (достоинства) персонала.
- Лист оценки конкурентоспособности продукта (услуг) предприятий - конкурентов. Анализ хозяйственного профиля основных конкурентов.
- Теория М. Портера. Пять конкурентных сил: угроза новых конкурентов.
- Внутренний анализ компании.
- Оценка стратегических последствий сильных и слабых сторон предприятия, корпорации. Цепочка ценностей М. Портера.
40. Вторичные (поддерживающие) активности.
- Логическая периодизация развития теории и практики стратегического менеджмента. Б.Хендерсен и концепция БКГ.
- Типовые стратегии М. Портера: минимизация издержек; дифференциация, концентрация.
- Идеология Г. Хамела и К. Прахалада. Концепция М. Трейси, Ф. Вирсемы.
- Схема "5-П" стратегии по Г. Минцбергу.
- Школа дизайна и основные ее предположения.
- Школа позиционирования и основные ее предположения.
- Школа предпринимательства и ее основные предположения.
- Когнитивная школа и ее основные предположения.
- Школа власти и ее основные предположения.
- Школа культуры и ее основные предположения.
- Школа внешней среды и ее основные предположения.
- Школа конфигурации и ее основные предположения.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Бараненко, Сергей Петрович. Стратегический менеджмент/ Дудин, Михаил Николаевич; Лясников, Николай Васильевич.- М.: Центрполиграф,2010.- 318 с.
2. Грушенко, В.И.. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений/ М.: ИНФРА-М,2011.- 288 с.
3. Егорова, Марина Вадимовна. Стратегическое планирование/ Казань: 2009.- 160 с.
4. Лапыгин, Юрий Николаевич. Стратегический менеджмент/ М.: Инфра-М,2009.- 234 с.
5. Мельник, Александр Николаевич. Формирование инвестиционной стратегии энергетических предприятий/ Хабибрахманов, Ришат Ринатович.- Казань: Казан. гос. ун-т,2010.- 196 с.
6. Муромцев, С.В.. Стержневые цели и стратегии маркетингового управления/ Краснодар: Просвещение-Юг,2009.- 181 с.
7. Норка, Дмитрий Иванович. Управление отделом продаж предприятия, стратегии и тактики успеха/ М.: ГроссМедиа: РОСБУХ,2009.- 320 с.
8. Попов, Сергей Александрович. Актуальный стратегический менеджмент/ М.: Юрайт: ИД Юрайт,2010.- 448 с.
9. Тогузаев, Тахир Хаятович. Теория и методология формирования рыночных стратегий предприятий пищевой промышленности/ СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2009.- 204 с.
10. Хазанович, Энгель Самуилович. Инвестиционная стратегия/ Ажлуни, Аднан Марович; Моисеев, Александр Васильевич.- М.: КНОРУС,2010.- 304 с.
Дополнительная
1. Ефремов, Виктор Степанович. Стратегическое планирование в бизнес-системах / Ефремов, Виктор Степанович. - М.: Финансы, 2001. - 238 с.: ил. - Библиогр.: с.197-201
2. Катасонов, Валентин Юрьевич. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России / Катасонов, Валентин Юрьевич, Морозов, Денис Станиславович, Петров, Максим Викторович. - М.: Анкил, 2001. - 308 с.
3. Справочник по политическому консультированию / Пер. с англ. О.В. Дубицкой и др.; Под ред. Д.Д. Перлматтера. - М.: Инфра-М; Имидж-Контакт, 2002. - 329 с.
4. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. Малькольма Уорнера. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2001. - 1160 с.
5. Хамел, Гари. Конкурируя за будущее: Создание рынков завтрашнего дня / Хамел, Гари, К. К. Прахалад; Пер. с англ. С.Каменский; Науч. ред. Б.Шпотов. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 288 с.: табл. - Библиогр.: с.257-259
6. Гарретт, Бернард. Стратегические альянсы = Les strategies d'alliance: Пер. с фр. / Гарретт, Бернард, Дюссож, Пьер. - М.: Инфра-М, 2002. - 331 с.: ил., табл. - (Менеджмент для лидера). - Библиогр.: с.327-331. - ISBN 5-16-001414-4; 2-7081-1831-5.
7. Макнилли, Марк Р. Сунь-цзы и искусство бизнеса: Шесть стратегических принципов менеджмента / Макнилли, Марк Р.; Пер. с англ. А.Столяров; Науч. ред. Т.Шапиро. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 288 с.
8. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование / Отв. ред. В.Н.Самочкин. - 2-е изд., доп. - М.: Дело, 2002. - 375 с.
9. Харрингтон, Джеймс. Оптимизация бизнес - процессов: Документирование, Анализ, Управление, Оптимизация / Харрингтон, Джеймс, К. С. Эсселинг, Нимвеген, Харм Ван. - СПб.: Азбука: БМикро, 2002. - 328 с.
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Составитель: Бунимович И.Д.