Особенности структуры самосознания 14 страница

А теперь мы выслушаем всех и особое внимание УДелим способам преодоления препятствий.

Мы составим общий перечень и назовем его «Пре­одоление».

У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».

Упражнение 3. 'Крокодил»

Консультант говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спра­шивает участников, знакомо ли им это чувство.


 




к


Глава 2

Следующее упражнение предлагается в качестве средства избавления от этого опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая коман­да загадывает какое-нибудь слово или словосочетание (от названий предметов, часто встречающихся в обихо­де, до фразы из двух-трех сложных и редких слов), вто­рая — выбирает участника (лучше добровольца), кото­рому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и ми­мики, а его команда попытаться понять, что было зага­дано.

Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изображающего побывало большинство уча­стников, можно обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать».

Упражнение 4. «Свое пространство»

Один из участников добровольно встает в центр круга. Консультант предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии от которого нахо­дятся остальные участники группы — «планеты». Водя­щий, поворачиваясь лицом к группе, просит встать их на различном расстоянии от себя — так, чтобы очеред­ной участник группы отошел от него на расстояние, со­ответствующее воображаемой дистанции в межличност­ных отношениях.

После того как расстановка группы завершена, кон­сультант спрашивает ведущего, насколько комфортно созданное им пространство.


Кризисы подросткового возраста

10. МОТИВЫ НАШИХ ПОСТУПКОВ

Упражнения помогают осознать мотивы своих по­ступков и индивидуальные способы влияния на поступ­ки других людей, устранить эмоциональные барьеры между членами группы.

Упражнение 1..,...

«Внешние и внутренние мотивы»,

«Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей;, и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так при­нято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Например, мы часто не осознаем, что наши поступки продиктованы страхом, боязнью на­казания. Иногда мы думаем, что делаем что-то из луч­ших побуждений или просто не задумываемся о моти­вах, но в основе этих поступков лежит все тот же страх.

Вспомните два случая — один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознаваж этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете».

Участники, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем консультант просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованных стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высо­вываться».

Что было труднее выполнить? Трудно ли было рас­сказать об этом?


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Упражнение 2. - г 4

«Осознанные и неосознанные мотивы».-,.

Консультант предлагает вспомнить два случая, в од­ном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом — тот же мотив осознавался. В ка­честве примеров можно привести любопытство — жела­ние посмотреть, как поведет себя другой человек в от­вет на какой-то поступок, возможно, узнать предел его терпения; завоевание хорошего отношения — желание непременно добиться расположения, симпатии, друж­бы, любви другого человека путем манипулирования им.

Участники обсуждают, легко ли было вспомнить та­кие случаи, а если трудно, то почему; легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отноше­ний; какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.

Упражнение 3. «Мотивы альтруизма»

«Правила поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не сможешь поступить иначе. Разобраться в самом себе и в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. На­пример, ты уступил место в автобусе пожилому челове­ку. Почему? Возможны различные варианты ответа: ты знаешь, что существует общепринятое правило — усту­пать место пожилому человеку; видишь, что он устал,


сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное; не мо­жешь сидеть, если рядом стоит старушка.

Пассажиру, которому ты уступил место, все равно, каким был твой мотив. Но тебя самого эти мотивиров­ки характеризуют по-разному: первый вариант свиде­тельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нрав­ственно воспитанный человек.

Таким образом, воспитанность — это не только хо­рошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, интел­лигентность, в основе которой лежит уважение к друго­му человеку.

Попробуйте вспомнить и коротко записать случаи из вашей жизни, когда ваши альтруистические поступ­ки были продиктованы каждым из этих трех мотивов».

Тренинг «Как быть с обществом»

Цель данного тренинга — способствовать успешно­му взаимодействию подростков в различных социаль­ных ситуациях, достижению£ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.

Задачи, решаемые на тренинге:

• социальная самоидентификация;

• знакомство с различными социальными институ­
тами и социальными ролями;

• обучение конкретным социальным навыкам.
Образно и понятно для подростков эти задачи мож­
но представить следующим образом:


                           
   
     
 
 
   
 
   
     
 
 
 
 
   


Глава 2

то, что есть во мне, с помощью чего я могу об­
щаться с обществом;

• то, что есть вокруг меня, — то, с чем я общаюсь
(буду общаться), т. е. само общество;

• те нити, которые связывают меня с социумом, —
некоторые элементарные социальные умения и
навыки.

В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на три этапа.

1. СОЦИАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Под социальной самоидентификацией понимается оп­ределение координат своего «Я» в обществе, то есть осоз­нание наиболее стабильных ролей, как обусловленных об­ществом, так и индивидуальных для данной личности.

. -■.-:;. ',■

Упражнение /.

«Я и мир вокруг меня»

Цель упражнения — осознание значимых сфер сво­его окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.

«Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодейство­вать — ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя.

Расскажи о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нари­сованного для тебя наиболее важно, а что — наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружаю­щим миром? К чему из окружения ты обращен на ри-


Кризисы подросткового возраста

сунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?»

Модификация упражнения: «Отметьте на своем ри­сунке знаком «плюс» положительные связи (то, с кем и с чем вам приятно взаимодействовать), и знаком «ми­нус» — отрицательные связи (с кем или с чем неприят­но взаимодействовать).

Упражнение 2. «Предъявите документы»

Перед проведением упражнения проводится беседа о документах, о паспорте. Зачем нужен паспорт? Что в нем записано? Почему паспорт надо бережно хранить?

Упражнение заключается в том, что участники ри­суют свой «паспорт» и заполняют его. Для этого они са­ми выбирают формат бумаги. Участники могут скрепить бумагу степлером и сделать книжечку, оформить «пас­порт» в виде альбома с бантиком или свитка с сургуч­ной печатью и т. д. Обязательные сведения — это фа­милия, имя и отчество, год и место рождения и «фотогра­фия», а остальные «паспортные данные» записываются по собственному желанию. КЭто может быть адрес или рисунок своего дома, состав своей семьи, место работы, домашние животные, увлечения и т. п. Затем участники показывают друг другу свои паспорта, делятся впечатле­ниями.

Упражнение 3. «Лотерея»

Это упражнение позволяет подросткам задуматься о том, какой они представляют свою будущую самостоя-


 




Глава 2

тельную жизнь в обществе, прояснить свои мечты. Для него необходимо заготовить карточки, игральные куби­ки и игровое поле. Оформление зависит от вашей фан­тазии.

На каждой карточке обозначено, к какому классу она относится, порядковый номер соответствующего объекта в этом классе и дано словесное описание объ­екта. Классы объектов — это жилье, учеба, друзья, суп-руг(а), работа, семья, увлечения и т. д.

Например, в класс «жилье» могут входить следующие объекты: чердак, комната в коммуналке, вигвам, 5-ком-натная квартира в центре города, сельский домик, вил­ла на Канарах, диван в офисе, однокомнатная «хрущев­ка», шалаш, 3-комнатная квартира в «сталинском» доме и т. п. Разыгрывается, у кого какая будет жилплощадь. Участники делятся впечатлениями о полученном жилье, при желании они могут поменяться друг с другом кар­точками. Затем они рассказывают, как собираются обу­строить свое жилье. Если кому-то не повезло, то как к этому относиться? Как улучшить свою ситуацию? Если кому-то попались идеальные условия, что ты будешь делать дальше?

При обсуждении акцентируется внимание на том, что мы выбираем в жизни, что от нас зависит, что мы можем изменить. Кто-то сможет из чердака сделать «конфетку».

2. РОЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Задача этого этапа — познакомить подростков с раз­личными ролями, подвести их к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к


Кризисы подросткового возраста

обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось выглядеть в глазах окружающих. Каж­дый из нас принимает на себя множество ролей. Роль — проводник в социум, который позволяет более естест­венно входить в среду, обеспечивает успешное взаимо­действие с другими людьми. Общество связывает с ро­лью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от отдельных людей. Если ожида­ния от ролей у участников взаимодействия не совпада­ют, это приводит к конфликтам. Понимание социаль­ных ожиданий и овладение ролями повышает социаль­ную успешность. То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.

Упражнение 1. «Роли»

«Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой — так же, как у нас ос­тается то же тело, когда мы меняем одежду. Нарисуйте или опишите словами как можно больше ролей, в кото­рых вы бывали когда-либо в жизни. Желательно нари­совать их, так как роль связана с образом... Нарисова­ли? Сейчас по кругу мы будем называть по одной роли и показывать рисунок или зачитывать описание. Если у кого-то закончились роли, то он просто пропустит ход.

Кому сколько ролей удалось представить? Какие из этих ролей — социальные роли? Какие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто принимаются вами, а какие совсем не хочется играть?»


 




Глава 2

При обсуждении можно поставить вопрос: «А где ты — настоящий?» Это трудный вопрос, но он дает воз­можность еще раз подумать о разнице между личностью и ее ролями. Внимание группы акцентируется на том, что мы всегда больше, чем наши роли.

Упражнение 2. «Парные роли»

«Наши роли меняются в зависимости от того, с кем мы взаимодействуем. Давайте поиграем в такую игру: встанем в круг и, бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч следующему».

Упражнение 3. «Парные роли - 2»

Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например кло­ун—зритель, продавец—покупатель и т. п. Затем они воз­вращаются и показывают сценку без слов. Остальные уча­стники должны догадаться, какие роли были задуманы.

Удалось ли отгадать, какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки ра­зыгрывают другие участники.

Упражнение 4. «Парные роли - 3»

Участники делятся на две подгруппы — исполните­ли ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть


Кризисы подросткового возраста

четное количество. Они выходят за дверь, делятся на пары и определяют роли в каждой паре. Исполнители по одному заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того, как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (ребенка с родителем, врача с больным и т. д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.

Упражнение 5.

«Отгадай профессию» '"'

• л*-н ■ - пл*

Один, из участников — водящий — в центре круга средствами пантомимы изображает человека какой-ли­бо профессии (клоуна, учителя, маляра, рыбака и т. д.). Отгадавший профессию становится водящим.

Упражнение 6. «Атрибуты ролей»

Социальные роли могут усиливаться определенны­ми вещами — атрибутами и имиджем. Атрибут — то, что сопутствует роли: внешние предметы, вещи (напри­мер, белый халат и стетоскоп у врача или кисть и па­литра у художника). Имидж — это ожидаемый внешний облик и особенности поведения данной роли (напри­мер, бизнесмен — в аккуратном дорогом костюме, с «дипломатом» и мобильником, серьезный или ослепи­тельно улыбающийся). Упражнение выполняется по •фугу. Один участник называет роль, а следующие — по одному из ее атрибутов, очередной участник опять на­зывает роль и т. д. Проводится несколько кругов, чтобы

7ЯО

И.


Глава 2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: