А теперь мы выслушаем всех и особое внимание УДелим способам преодоления препятствий.
Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление».
У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».
Упражнение 3. 'Крокодил»
Консультант говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, знакомо ли им это чувство.
к
Глава 2
Следующее упражнение предлагается в качестве средства избавления от этого опасения.
Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает какое-нибудь слово или словосочетание (от названий предметов, часто встречающихся в обиходе, до фразы из двух-трех сложных и редких слов), вторая — выбирает участника (лучше добровольца), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.
Команды загадывают слова по очереди. После того как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать».
Упражнение 4. «Свое пространство»
Один из участников добровольно встает в центр круга. Консультант предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии от которого находятся остальные участники группы — «планеты». Водящий, поворачиваясь лицом к группе, просит встать их на различном расстоянии от себя — так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях.
После того как расстановка группы завершена, консультант спрашивает ведущего, насколько комфортно созданное им пространство.
Кризисы подросткового возраста
10. МОТИВЫ НАШИХ ПОСТУПКОВ
Упражнения помогают осознать мотивы своих поступков и индивидуальные способы влияния на поступки других людей, устранить эмоциональные барьеры между членами группы.
Упражнение 1..,...
«Внешние и внутренние мотивы»,
«Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей;, и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Например, мы часто не осознаем, что наши поступки продиктованы страхом, боязнью наказания. Иногда мы думаем, что делаем что-то из лучших побуждений или просто не задумываемся о мотивах, но в основе этих поступков лежит все тот же страх.
Вспомните два случая — один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознаваж этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете».
Участники, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем консультант просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованных стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».
Что было труднее выполнить? Трудно ли было рассказать об этом?
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 2. - г 4
«Осознанные и неосознанные мотивы».-,.
Консультант предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом — тот же мотив осознавался. В качестве примеров можно привести любопытство — желание посмотреть, как поведет себя другой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, узнать предел его терпения; завоевание хорошего отношения — желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого человека путем манипулирования им.
Участники обсуждают, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему; легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений; какие чувства они испытывали, когда нужно было об этом рассказать.
Упражнение 3. «Мотивы альтруизма»
«Правила поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не сможешь поступить иначе. Разобраться в самом себе и в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. Например, ты уступил место в автобусе пожилому человеку. Почему? Возможны различные варианты ответа: ты знаешь, что существует общепринятое правило — уступать место пожилому человеку; видишь, что он устал,
сочувствуешь ему, хочешь сделать ему приятное; не можешь сидеть, если рядом стоит старушка.
Пассажиру, которому ты уступил место, все равно, каким был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характеризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нравственно воспитанный человек.
Таким образом, воспитанность — это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.
Попробуйте вспомнить и коротко записать случаи из вашей жизни, когда ваши альтруистические поступки были продиктованы каждым из этих трех мотивов».
Тренинг «Как быть с обществом»
Цель данного тренинга — способствовать успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, достижению£ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.
Задачи, решаемые на тренинге:
• социальная самоидентификация;
• знакомство с различными социальными институ
тами и социальными ролями;
• обучение конкретным социальным навыкам.
Образно и понятно для подростков эти задачи мож
но представить следующим образом:
Глава 2
• то, что есть во мне, с помощью чего я могу об
щаться с обществом;
• то, что есть вокруг меня, — то, с чем я общаюсь
(буду общаться), т. е. само общество;
• те нити, которые связывают меня с социумом, —
некоторые элементарные социальные умения и
навыки.
В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на три этапа.
1. СОЦИАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
Под социальной самоидентификацией понимается определение координат своего «Я» в обществе, то есть осознание наиболее стабильных ролей, как обусловленных обществом, так и индивидуальных для данной личности.
•. -■.-:;. ',■
Упражнение /.
«Я и мир вокруг меня»
Цель упражнения — осознание значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.
«Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать — ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя.
Расскажи о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что — наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на ри-
Кризисы подросткового возраста
сунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?»
Модификация упражнения: «Отметьте на своем рисунке знаком «плюс» положительные связи (то, с кем и с чем вам приятно взаимодействовать), и знаком «минус» — отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).
Упражнение 2. «Предъявите документы»
Перед проведением упражнения проводится беседа о документах, о паспорте. Зачем нужен паспорт? Что в нем записано? Почему паспорт надо бережно хранить?
Упражнение заключается в том, что участники рисуют свой «паспорт» и заполняют его. Для этого они сами выбирают формат бумаги. Участники могут скрепить бумагу степлером и сделать книжечку, оформить «паспорт» в виде альбома с бантиком или свитка с сургучной печатью и т. д. Обязательные сведения — это фамилия, имя и отчество, год и место рождения и «фотография», а остальные «паспортные данные» записываются по собственному желанию. КЭто может быть адрес или рисунок своего дома, состав своей семьи, место работы, домашние животные, увлечения и т. п. Затем участники показывают друг другу свои паспорта, делятся впечатлениями.
Упражнение 3. «Лотерея»
Это упражнение позволяет подросткам задуматься о том, какой они представляют свою будущую самостоя-
Глава 2
тельную жизнь в обществе, прояснить свои мечты. Для него необходимо заготовить карточки, игральные кубики и игровое поле. Оформление зависит от вашей фантазии.
На каждой карточке обозначено, к какому классу она относится, порядковый номер соответствующего объекта в этом классе и дано словесное описание объекта. Классы объектов — это жилье, учеба, друзья, суп-руг(а), работа, семья, увлечения и т. д.
Например, в класс «жилье» могут входить следующие объекты: чердак, комната в коммуналке, вигвам, 5-ком-натная квартира в центре города, сельский домик, вилла на Канарах, диван в офисе, однокомнатная «хрущевка», шалаш, 3-комнатная квартира в «сталинском» доме и т. п. Разыгрывается, у кого какая будет жилплощадь. Участники делятся впечатлениями о полученном жилье, при желании они могут поменяться друг с другом карточками. Затем они рассказывают, как собираются обустроить свое жилье. Если кому-то не повезло, то как к этому относиться? Как улучшить свою ситуацию? Если кому-то попались идеальные условия, что ты будешь делать дальше?
При обсуждении акцентируется внимание на том, что мы выбираем в жизни, что от нас зависит, что мы можем изменить. Кто-то сможет из чердака сделать «конфетку».
2. РОЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Задача этого этапа — познакомить подростков с различными ролями, подвести их к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к
Кризисы подросткового возраста
обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось выглядеть в глазах окружающих. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль — проводник в социум, который позволяет более естественно входить в среду, обеспечивает успешное взаимодействие с другими людьми. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от отдельных людей. Если ожидания от ролей у участников взаимодействия не совпадают, это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овладение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.
Упражнение 1. «Роли»
«Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой — так же, как у нас остается то же тело, когда мы меняем одежду. Нарисуйте или опишите словами как можно больше ролей, в которых вы бывали когда-либо в жизни. Желательно нарисовать их, так как роль связана с образом... Нарисовали? Сейчас по кругу мы будем называть по одной роли и показывать рисунок или зачитывать описание. Если у кого-то закончились роли, то он просто пропустит ход.
Кому сколько ролей удалось представить? Какие из этих ролей — социальные роли? Какие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто принимаются вами, а какие совсем не хочется играть?»
Глава 2
При обсуждении можно поставить вопрос: «А где ты — настоящий?» Это трудный вопрос, но он дает возможность еще раз подумать о разнице между личностью и ее ролями. Внимание группы акцентируется на том, что мы всегда больше, чем наши роли.
Упражнение 2. «Парные роли»
«Наши роли меняются в зависимости от того, с кем мы взаимодействуем. Давайте поиграем в такую игру: встанем в круг и, бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч следующему».
Упражнение 3. «Парные роли - 2»
Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например клоун—зритель, продавец—покупатель и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.
Удалось ли отгадать, какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки разыгрывают другие участники.
Упражнение 4. «Парные роли - 3»
Участники делятся на две подгруппы — исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть
Кризисы подросткового возраста
четное количество. Они выходят за дверь, делятся на пары и определяют роли в каждой паре. Исполнители по одному заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того, как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (ребенка с родителем, врача с больным и т. д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.
Упражнение 5.
«Отгадай профессию» '"'
• л*-н ■ - пл*
Один, из участников — водящий — в центре круга средствами пантомимы изображает человека какой-либо профессии (клоуна, учителя, маляра, рыбака и т. д.). Отгадавший профессию становится водящим.
Упражнение 6. «Атрибуты ролей»
Социальные роли могут усиливаться определенными вещами — атрибутами и имиджем. Атрибут — то, что сопутствует роли: внешние предметы, вещи (например, белый халат и стетоскоп у врача или кисть и палитра у художника). Имидж — это ожидаемый внешний облик и особенности поведения данной роли (например, бизнесмен — в аккуратном дорогом костюме, с «дипломатом» и мобильником, серьезный или ослепительно улыбающийся). Упражнение выполняется по •фугу. Один участник называет роль, а следующие — по одному из ее атрибутов, очередной участник опять называет роль и т. д. Проводится несколько кругов, чтобы
7ЯО |
И.
Глава 2