Глава 3. Мировоззрение Врубеля

Немецкий философ XIX века Георг Фридрих Гегель в своем сочинении «Эстетика» выделял во всей мировой эволюции художественного творчества три стадии, которые соответствуют трем типам бытия-формам. Стадии: символическая, классическая и романтическая. Типы бытия-формы: соотношения человека и мира, природы и общества, индивида и рода. Архитектура в своем развитии проходит все три стадии, скульптура в большей степени пребывает на классической стадии, а живопись соответствует романтической стадии.

Говоря о живописи, Гегель отмечает, что в материале данного вида искусства уже заключено требование субъективного «способа одушевления, или претворения» духовного начала. Живопись обособляет видимое как внешнее (объект восприятия) и также обособляет внутреннее (субъект восприятия). Это обособление становится явным через определенность выражения, ситуации, действия и через многообразие явлений. По Гегелю, принцип «романтического искусства» определяется не как прямое проявление внутреннего во внешнем, а как опосредованное. Таким образом содержание может проявляться в форме, подтекст в тексте, смысл в явлении и т. д. Живопись осваивает мир человеческой души как содержание изображенных образов. В понимании Гегеля живопись должна в своем развитии дойти до такого состояния, при котором будет достигнут предел явления как такового и станет возможным проникновение в сферу, где всякое содержание становится безразличным, но главным будет создание художественной «видимости». Гегель пишет, что «краска, колорит — вот, что делает художника художником» и именно через колорит воссоздаетсяигра цвета, «столь тонкая, духовная, мимолетная, что здесь намечается переход в музыку»15. И здесь открывается для художника-живописца доступ к реальности иного (высшего) порядка, сфере воспоминаний и грез, игре содержательно-смысловых ассоциаций, образов и т. д. Ведь нечто похожее мы видим и в живописи эпохи Возрождения, когда интенсивность созерцания свидетельствовала о размыкании реальной человеческой индивидуальности в бесконечность, о превращении бесконечности зримого мира в субъективное достояние индивида, о переходе «объективации субъективного» в «субъективацию объективного». И все это мы встречаем в творческом методе Врубеля, что роднит его с творцами эпохи Возрождения и указывает на духовную преемственность его творческого метода и методов, практикуемых художниками Ренессанса. В обоих случаях художник стремится к созданию собственного одухотворенного пространства в своих произведениях. Художник выступает в роли создателя новой реальности, духовной (сверхестественной) по своей сути. И именно по этому источниками вдохновения и выбора художественных образов чаще всего служили книги духовного содержания (Библия), либо художественная литература, повествующая о сверхестественных явлениях, либо народные сказания и легенды.

В данном контексте следует сказать не только об творческом методе, но и о роли отдельного живописного образа, который в данном случае уже мыслится не как отдельно взятая часть от целого, но как «модель мира», или «микрокосм», который уже заключает в себе самом целое («макрокосм»). Столь важная роль отдельно взятого образа диктует свои требования и даже потребность во всем дойти до «первооснов» и «первоэлементов». И такие образы, взятые вместе образуют систему образов-знаков, образов-символов, которая, с одной стороны, обращена к разнообразию вещей и событий, непосредственно открытых глазу наблюдателя, а с другой стороны, направляет дух человека в сферу трансцендентного, т. е. сокрытого от глаз наблюдателя.

Уолтер Пейтер пишет, что всякое произведение искусства стремится приблизиться к состоянию чистой музыки, к ее совершенной форме. «Материал, например, стихотворения, предмета или действия так же, как и материал картины сами по себе ничего не значат без формы, без одухотворения художественной концепцией. Только о том, чтобы эта форма, это художественное выражение стали самоцелью и полностью пропитали собой данный материал, - только об этом заботится искусство во все времена, только это оно и стремится достичь различными путями и в различной степени»16. Искусство стремится к высвобождению от жестких границ логического рассудка и приближается к интуитивному, рефлексирующему миросозерцанию художника-творца, чтобы сделаться объектом чистой восприимчивости, избавиться от подчинения сюжету или материалу. «Полнее всего художественный идеал достигается в музыке благодаря полному тождеству материи и формы. В ее кульминационные моменты цель неотделима от средства, форма от материи, сюжет от выражения; они присутствуют одно в другом; к музыке, к ее совершенному моментальному состоянию и должны неустанно стремится все искусства»17. И все это мы можем увидеть в творчестве Михаила Врубеля. Все это отчетливо заметно в его стремлению к состоянию чистой музыки. Не случайно музыка сопровождала Михаила Александровича все его жизнь. Он часто изображал свою жену Забелу-Врубель в ролях, которые она исполняла как оперная певица (Снегорочки, Принцессы-Лебеди и других). Он иллюстрировал музыкальные произведения Римского-Корсакова, своего друга и единомвшленника по части фольклорно-сказочных образов.

Врубель, обладая ярчайшей творческой индивидуальностью, творил в одиночестве. Он не находил в своем окружении родственной души, которая могла бы до конца понять и разделить его устремления и идеалы. Тем не менее Врубель творил в культурной среде, которая на него неизбежно влияла. Всвязи с этим, можно привести суждение Уолтера Пейтера о роли художника в конкретном времени: «Между тем индивидуальный гений всегда творит в условиях [конкретного] места и времени: его творения всегда «окрашены» сменяющимися воззрениями как на природу, так и на тип человека и его проявления в жизни. Благодаря этому искусство постоянно меняется, и ни один критик не должен забывать, что художник - «сын своего века». Наряду с этими условиями места и времени и независимо от них существует и нечто прочное — критерий вкуса, исповедуемого гением. Этот вкус сохраняется как духовная традиция, оказывая действие на художника не как одно из влияний его эпохи, но через посредство художественных завоеваний предыдущего поколения, которые воодушевляют художника в молодости и развивают его чувство красоты в определенном направлении»18.

Всякого художественного гения отличает способность постигать человечество принципиально новым образом, заменяя в своем воображении мир обыденного миром возвышенного и прекрасного. Гений способен создавать вокруг себя атмосферу, преображающую казалось бы знакомые образы в нечто совершенно новое, получая при этом силу от наделенного фантазией интеллекта.

Таковым гением и был Михаил Врубель. Создавая «величавые образы», он мечтал оторвать человека от «мелочей будничного» и приблизить к духовному. Говоря о роли гения в своей эпохе, можно привести слова английского художника, поэта и мыслителя Уильяма Блейка: «Все века одинаковы, но гений всегда выше своего века»19.

 

Заключение.

Проблема, которая была поставлена в курсовой работе, предполагала проведение сравнительного анализа личности художника в эпоху Возрождения и личности Михаила Врубеля, с его взглядами и мирвоззрением, положения художника в своей эпохе. В процессе исследования удалось познакомиться с творческим методом Врубеля, рассмотреть основные концепции эпохи Возрождения. В ходе исследования основным методом был сравнительный анализ. Изучение метода Врубеля яснее понять устремления и взгляды самого художника, его уникальность и самобытность.

В главе «Метод Врубеля» были рассмотрены основные принципы творчества художника, приемственность академического рисунка, полученная им от педагога Чистякова. Эту систему взглядов Врубель сделал элементом собственного стиля. Фантастические образы Врубеля рождены из пристальнейшего наблюдения натуры.

В главе «Личность художника в эпоху Ренессанса» были рассмотрены концепции эпохи на примере двух выдающихся гениев — Микеланджело и Леонардо да Винчи. Мы можем сделать вывод, что художник в эпоху Реннесанса начинает осознавать себя как творческую индивидуальность, выражая в полной мере «virtu» (талант, доблесть, влечение, внутренний импульс к самовыявлению). В эпоху Возрождения не существовало стиля как такового, но сам художник является творцом своего стиля. Он — личность-микрокосм.

В главе «Мировоззрение Врубеля» мы провели сравнительный анализ положения личности художника в эпоху Возрождения и личности Врубеля в контексте своего времени. Мы установили, что своим искусством Врубель отходит от четких логических рамок и приближается к интуитивному миросозерцанию. Врубель достиг в своем творчестве тождества материи и формы, приблизившись в какой-то степени к состоянию чистой музыки.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цели и задачи курсовой были решены. Мы провели сравнительный анализ, который позволил увидеть личность Врубеля с нового ракурса, как преемника Ренессансных традиций, устремлений и идеалов той эпохи.

Список использованной литературы:

1. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. -М.:Издательство «Детская литература». 1988 г. - 144 с. ил.

2. Дмитриева Н.А. Врубель. Русские живописцы XIX века. - Ленинград.: «Художник РСФСР». 1990 г. - 180 с. ил..

3. Суздалев П.К., Врубель. Личность. Мировоззрение: Метод. - М: Изобраз. искусство, 1984. - 479 с.: ил., цв. ил.; 17 см. - Библиогр. в примеч.: с. 451-469

4. Сарабьянов Д. В. Врубель. - М.: Изобразительное искусство, 1981 г. 43 стр.

5. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Вступительная статья Э. П. Гомберг-Вержбинской. - Ленинград.: Искусство., 1963 г. 383 стр., ил.

6. Документальный фильм «Космос Михаила Врубеля». Год выпуска 2006 г. Режиссер Александр Шувиков

7. Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Культурология. - Москва: Галарт, 2010. - 919 стр. ил., цв.

8. Г. Ф. Гегель. Эстетика Т.3. М.: Издательство Искусство, 1958. - 305 стр.

9. Пейтер, Уолтер. Ренессанс.Очерки искусства и поэзии. [пер. с англ. С. Займовского] - Москва.: Б. С. Г. - ПРЕСС, 2006. -399 с.: ил.

10. Шпенглер, Освальд. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. [пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна] — Москва.: Мысль, 1993 — Т. 1:Гештальт и действительность. - 1993. - 667 стр.

11. Интернет-статья «Концепция Ренессанса в творчестве П. М. Бицилли»

https://studwood.ru/872642/kulturologiya/kontseptsiya_renessansa_tvorchestve_bitsilli

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
 

Надгробный плач. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Триптих. 1987

 

 

 
 

Ангел с кадилом и со свечей. Эскиз неосуществленной росписи Владимирскогособора в Киеве. 1887

 

 
 

Красные цветы и листья бегонии в корзине. 1886 -1889

 
 

 

Богатырь. Декоративное панно.1898. Русский музей, Санкт-Петербург.

 

 

 
 

Пророк.1898

 

 
 

 

Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте. 1483-1486. Лувр, Париж.

 

 


1 Врубель. Переписка воспоминания о художнике. Л., 1976 стр. 357.

2 Н. А. Дмитриева. Врубель. Русские живописцы XIX века. - Л. 1990 г. стр. 8

3 Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. стр.15.

4 Там же Стр. 42

5 И. Гинзбург. М. П. Чистяков и его педагогическая система. Л.- М. 1940., стр. 25

6 Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. стр.250.

7 А. П. Иванов. Врубель. Л., 1928 с. 17

8 Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Стр.197.

9 Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. стр. 257

10 Документальный фильм «Космос Михаила Врубеля». 2006 г. Режиссер Александр Шувиков

11 Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. стр. 87

12 Документальный фильм «Космос Михаила Врубеля». 2006 г. Режиссер Александр Шувиков

13 Интернет-статья «Концепция Ренессанса в творчестве П. М. Бицилли»

14 Интернет-статья «Концепция Ренессанса в творчестве П. М. Бицилли»

15 Г. Гегель. Эстетика т. 3. М. 1958 с. 156

16 У. Пейтер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М. 2006 с. 226

17 Там же. с. 229

18 У. Пейтер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М. 2006 с. 233

19 Там же. с. 189


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: