Т 1.Как я могу мотивировать обучаемого? Среди ответов выберите несколько правильных:
1) опирайтесь на любопытство;
2) используйте эффект загадки;
3) создайте ситуации поиска;
4) подталкивайте к поиску пояснений;
5) используйте «эффект вызова»;
6) развивайте концепцию способностей;
7) делайте замечания невнимательным.
Т 2.Учитель уверен, что обучающийся мог бы учиться гораздо лучше при серьезном отношении к учению. В этом случае целесообразно:
1) выявить, чем он компенсирует свои неудачи в школе;
2) объяснить, что равноценной обучению компенсации нет;
3) убедить, что у него есть реальные возможности учиться лучше;
4) рассказать учителям, работающим в этом классе, какой одаренный и сообразительный их отстающий ученик.
Т 3.Вечным бичом школы для многих обучающихся является скука. Внимательно проанализируйте свой школьный опыт и назовите основные причины скуки. Предложите как бороться со скукой.
Т 4. Из перечисленных утверждений выберите ведущие факторы, влияющие на развитие личности:
1) наследственность;
2) уклад жизни;
3) социально-бытовые условия;
4) домашняя среда;
5) доступ к интеллектуальным источникам;
6) особенности квартиры;
7) окружающая среда.
Согласны ли вы с утверждением, что деятельность личности является ведущим фактором формированием личности. Обоснуйте свою точку зрения.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. В чем состоят различия между социализацией детей и взрослых? Что такое ресоциализация?
В равной ли мере уделяется внимание в современной школе проблемам интеллектуального развития и личностного развития? Какой аспект является важнее?
Выполнение заданий
Задание 6.2.1 На основе изученной литературы выделите социально-педагогические типы обучающихся, дайте им краткую характеристику и предложите в какие виды деятельности необходимо включать для личностного развития в образовательном процессе. Результаты оформите в таблице.
Таблица 6.2.2. Социально-педагогические типы обучающихся
Типы обучающихся | Содержательная характеристика обучающихся как субъекта учения | Перспективные для личностного развития позиции в образовательном процессе (в какие виды деятельности целесообразно включать) |
Одаренные | ||
Эрудиты | ||
Эрудиты – энциклопедисты | ||
Эрудиты - специалисты | ||
Эрудиты - неуспевающие | ||
Умельцы | ||
Творцы | ||
Активисты-общественники | ||
Вожак | ||
Трудный – неудачник | ||
Трудные – дезорганизаторы |
Примечание! Можете дополнить этот перечень!
Задание 6.2.3 На основе информационного материала (приложение №1) с учетом признаков отставания в учении предложите коррекционно-педагогическую помощь обучающимся.
Признаки отставания в учении | Коррекционная помощь |
- Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя. - Не может выделить главные теоретические положения, неправильно воспроизводит определение, формулировку закона, не может воспроизвести схему и т. п. | |
- Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил, формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации | |
-Затрудняется в творческом применении изученного материала в незнакомой ситуации | |
-Не владеет общеучебными умениями и навыками (работа с учебником, справочной литературой, другими источниками учебной информации, составление плана, конспекта, выделение главного, связный пересказ и т. п.) |