Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера

Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера (разработана И. И. Цыркуном, В. Н. Пунчик) позволяет определить оптимальный по затратам сил и времени учащихся и учителей способ применения компьютера в процессе организации различных видов самостоятельной работы учащихся. Она выступает основой «проникающей» технологии рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера.

Средством управления познавательной деятельностью учащихся при организации самостоятельной работы выступает познавательная задача, которая стимулирует познавательную активность учащегося. В зависимости

от уровня познавательной активности учащегося в процессе решения познавательной задачи выделяют следующие виды самостоятельной работы: воспроизводящая, реконструктивно-вариативная, частично-поисковая и исследовательская (П. И. Пидкасистый). В таблице приведена их характеристика.

Виды самостоятель- ной работы Сущность Способы осуществления  
1. Воспроизводящая Направлена на запоминание и воспроизведение учебного материала   Выполнение заданий по образцу или перенос известного способа в аналогичную ситуацию
2. Реконструктивно-вариативная   Предусматривает осознанное воспроизведение учебного материала   Перенос известного способа деятельности с некоторой модификацией в незнакомую ситуацию, представленную в познавательной задаче
3.Частично-поисковая Предполагает накопление опыта поисковой деятельности и овладение элементами творчества Перенос нескольких известных способов на решение нестандартной познавательной задачи  
4. Исследовательская Предусматривает овладение методами научного познания, развитие опыта творческой деятельности   Самостоятельное создание способа или метода решения познавательной задачи  

 

Специфика организации самостоятельной работы на основе применения компьютера заключается в том, что работа с любым из видов ППС по своей сути является самостоятельной работой. Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся (см. схему) позволяет осуществлять адекватный отбор доминирующей формы применения компьютера и вида ППС, исходя из вида самостоятельной работы учащихся.

По мере нарастания познавательной активности учащегося роль компьютера в процессе управления его познавательной деятельностью снижается. Так, для организации воспроизводящей самостоятельной работы компьютер используется в форме сервисного средства для предоставления информации в электронном виде либо в форме квазипреподавателя для обеспечения прохождения учащимися одного из этапов усвоения. При организации исследовательской самостоятельной работы компьютер выступает в форме инструментального средства для создания и оформления учащимся собственного образовательного продукта, а также в форме средства телекоммуникации, позволяя ученику самостоятельно расширить и углубить знания по изучаемой проблеме.

 


В ходе организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера предложенная модель конкретизируется с учетом педагогических целей, особенностей материала и обстоятельств обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: