Морфологические и синтаксические нормы русского языка

Студент должен:

знать:

- самостоятельные и служебные части речи;

- структура простого и сложного предложения;

- особенности использования в речи деепричастных оборотов;

иметь представление:

- о выразительных возможностях морфологии и синтаксиса;

- о основных морфологических нормах русского языка;

уметь:

- пользоваться грамматическим словарем русского языка;

- находить и исправлять ошибки в построении предложений, в употреблении форм разных частей речи.

 

Задание 1. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и сферу их применения. Окончания выделите.

Стакан ча…. Выпить ча…. Сортировка ча…. Стакан крепкого ча…

Ложка сахар…. Производство сахар….

Много народ…. История народ….

Банка лак…. Изготовление лак….

 

Задание 2. Прочтите предложения, обратите внимание на употребление имен собственных. Перепишите предложения, раскрыв скобки.

На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман). В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился талант (Ярослав Гашек). Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. Репертуар (Михаил Рыба) обширен. Ему нужно побеседовать со студенткой (Ремчук).

 

Задание 3. Найдите ошибки, связанные с употреблением местоимений. Перепишите предложения в исправленном виде. Ответьте письменно на вопрос: «Каковы основные ошибки, связанные с употреблением местоимений?»

1. Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид.

2. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти.

3. Лицо у ней круглое.

4. Мне очень нравится ихний дом.

5. Егонная нога провалилась в сугроб.

6. Собака находилась около его.

 

Задание 4.1. Перепишите, заменяя числа словами.

Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.

В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. К 1778 прибавить 852. Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 года. В 1884 году вышел первый сборник рассказов Чехова.

 

Задание 4.2. Исправьте ошибки:

Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

Так мы и живем: семь в одной комнате.

Мы заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

Обоим девушкам надо пересдать экзамен.

Трое подруг сидело в комнате.

 

Некоторые правила употребления числительных:

1. Порядковые числительные при склонении изменяют только последнее слово. Нпр.: сто восемьдесят пятый поезд.

2. В составных и дробных количественных числительных склоняется каждое слово. Нпр.: к шестистам восьмидесяти пяти, около девяноста девяти целых девяноста восьми сотых процента.

3. Слово «одна» при слове «тысяча» не произносится.

4. Собирательные числительные употребляются с названиями лиц мужского и общего рода. Нпр.: трое друзей, но три подруги

 

Задание 5. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.

1. В конкурсе участвовал … тридцать один школьник.

2. Три скамейки стоял… у стены.

3. Большинство произведений поэта посвящен.. теме любви.

4. Не то снег, не то град выпад… завтра.

5. Любопытство, а не жажда познания взял… верх.

Задание 6. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1. Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город.

2. За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты.

3. Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля.

4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену.

5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: