ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ИГР
В.Ф. Кровяков
А.В. Мутьев
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТА
Конспекты лекций
Для студентов заочной формы обучения факультета физической культуры и спорта направления подготовки 6.010201 – физическое воспитание
Симферополь-2010
Рекомендовано к печати научно-методическим советом Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, протокол № __ от ______ г.
Кровяков Владимир Федорович, Мутьев Андрей Викторович. Основы общей теории спорта. -Симферополь: ТНУ, 2010. – 55 с.
Издание предназначено для студентов высших учебных заведений отрасли знаний 0102 физическое воспитание, спорт и здоровье человека, направления подготовки 6.010201 – физическое воспитание. Может быть использовано преподавателями вузов, учителями физической культуры, тренерами-преподавателями.
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Особенности предмета теории спорта: ее специфические понятия. 4
|
|
Лекция 2. Общая характеристика спортивной подготовки. 8
Лекция 3. Принципы спортивной подготовки спортсмена. 12
Лекция 4. Техническая подготовка. 13
Лекция 5. Тактическая подготовка. 18
Лекция 6. Психологическая подготовка. 20
Лекция 7. Физическая подготовка. 22
Лекция 8. Интегральная подготовка. 24
Лекция 9. Соревнования в спорте. 25
Лекция 10. Условия соревнований, влияющие на соревновательную деятельность спортсменов 30
Лекция 11. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. 32
Лекция 12. Характеристика этапов многолетней подготовки спортсмена. 36
Лекция 13. Построение тренировки в микроциклах (отличительные черты, основные типы микроцикла) 39
Лекция 14. Построение тренировки в средних циклах (отличительные черты, основные типы мезоцикла) 41
Лекция 15. Построение тренировки в больших циклах. Этапы цикла. 43
Лекция 16. Общая характеристика тренировочных и соревновательных нагрузок. 46
Лекция 17. Современная классификация тренировочной нагрузки. 48
Лекция 18. Основные компоненты тренировочной нагрузки (характер упражнений, интенсивность нагрузки, объем работы продолжительность и характер интервалов отдыха). 51
Лекция 19. Восстановление в процессе подготовки. 53
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 54
Лекция 1. Особенности предмета теории спорта: ее специфические понятия
Теория и методика спорта как учебная и научная дисциплина это совокупность научно-прикладных знаний о сущности и тенденциях развития спорта в качестве неотъемлемого компонента культуры общества и фактора социальной системы воспитания, о наиболее существенных закономерностях, путях и условиях спортивной деятельности, спортивного совершенствования и оптимального построения системы подготовки спортсмена.
|
|
Определение спорта
Спорт – это один из видов физической культуры, направленный на достижение максимально возможного результата в условиях очного или заочного соперничества с другими людьми. В узком понимании спорт – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, возникающие на основе этой деятельности. Спорт как многогранное общественное явление и сфера человеческой деятельности, представляет собой систему соревнований и специальную подготовку к ним имеющую целью, наряду с всесторонним физическим развитием и укреплением здоровья, достижение спортсменом индивидуальных возможно высоких спортивных результатов (Матвеев Л.П.1977).
Функции спорта
Понятие функция означает деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств какого либо объекта в данной системе отношений.
Н.И. Пономарев выделяет в сфере спорта 8 групп функций. Это группы творческих, коммуникативных, социальных, преобразовательно-созидательных, познавательных, ценностно-ориентационных, психологических, игровых функций. Внутри этих групп автор выделяет 37 функций спорта.
Чтобы четко ориентироваться в большом многообразии функций спорта, нужно четко различать его специфические педагогические функции, свойственные спорту, как в жизни человека и личности и социальные функции как результат осуществления связей с теми или иными общественными явлениями и процессами.
К педагогическим функция спорта чаще всего относят: учебно-познавательную, развивающую, рекреативно-оздоровительную, самовоспитания, соревновательную функции.
К социальным функциям спорта: гуманистическую, коммуникативную, интегративную, зрелищную и эстетическую, социализирующую, престижную и др.
Разновидности спорта
К концу XX столетия четко определились три разновидности современного спорта, имеющие разную целевую направленность и критерии эффективности: 1) олимпийский спорт; 2) массовый спорт; 3) профессиональный спорт.
В зависимости от целей и охватываемого контингента спорт так же подразделяют на массовый, спорт высоких достижений, оздоровительный, спорт инвалидов и др.
В сфере олимпийского спорта вся деятельность концентрируется на подготовке к Олимпийским играм и их успешном проведении. Наивысшим критерием эффективности подготовки спортсменов является завоевание золотой медали.
В основе массового (народного) спорта лежит использование средств спорта для гармоничного развития человека, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, самоутверждения и самопознания, рациональной организации досуга.
Профессиональный спорт — сфера развлекательного бизнеса, в которой спортсмены являются рабочей силой, а основным критерием эффективности — доходы. Спортивное мастерство, высокие результаты — это лишь действенное средство извлечения прибыли.
Спорт инвалидов (адаптивный спорт) – это разновидность спорта, направленная на формирование у инвалидов (особенно у талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших спортивных результатов в его различных видах в условиях состязаний с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Оздоровительный спорт – это пограничное между физической культурой и спортом социальное явление, сущность которого составляет решение оздоровительных задач с помощью средств спортивной тренировки.
На современном этапе развития усугубляются специфические черты олимпийского, массового, профессионального спорта, происходит все большее их обособление в самостоятельные отрасли деятельности. Это относится не только к целевой направленности и критериям эффективности, но к и организационно-управленческой, социально-правовой, финансово-экономической деятельности. Принципиальные различия отмечаются также в системе отбора спортсменов и планирования соревнований, построении подготовки спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования (Платонов В.Н., 1997).
|
|
Основные понятия теории спорта
Спортивная деятельность - специальный вид деятельности в определенном виде спорта, который приводит, с одной стороны, к формированию специфических качеств и структур, а с другой — к достижению спортивных результатов в данном виде спорта или в избранной спортивной дисциплине.
Система подготовки спортсменов — совокупность знаний, принципов, методов, а также сама практическая деятельность по организации и управлению процессом воспитания спортсменов, способных добиться результатов, характерных для современного спорта.
Спортивная подготовка — многофакторный процесс, охватывающий тренировку спортсменов, подготовку спортсменов к соревнованиям и участие в них, организацию тренировочного процесса и соревнований, научно-методическое и материально-техническое обеспечение тренировки и соревнований.
Спортивная тренировка — составная часть спортивной подготовки, представляющая собой специализированный процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью развития и совершенствования двигательных качеств и способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших показателей в избранном виде спорта или его конкретной дисциплине. В результате тренировки в организме спортсмена происходят морфологические и функциональные изменения, которые и определяют состояние тренированности спортсмена.
Тренированность - адаптационные перестройки биологического характера в организме спортсмена, определяющими уровень возможностей различных функциональных систем организма спортсмена.
|
|
Подготовленность — понятие, отражающее весь комплекс способностей спортсмена и проявление максимальных возможностей в соревновательной деятельности, которое является результатом спортивной подготовки и наряду с тренированностью охватывает и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, технико-тактический потенциал и др.
Школа спорта — единая система подготовки спортсменов, основанная на существовании творческого направления (доктрины), развиваемого группой специалистов. О наличии школы спорта свидетельствует группа высококвалифицированных тренеров, спортивные учреждения, высокие спортивные достижения, их научная обоснованность. Структурными единицами понятия являются: школа спорта в отдельных странах, школа спорта в отдельных видах спорта (например кубинская школа бокса, североамериканская хоккейная школа).
Итогом спортивной подготовки на определенном этапе спортивного совершенствования и в конкретных условиях являются спортивный результат, спортивные достижения, спортивная квалификация.
Спортивный результат — количественный или качественный уровень показателей в спорте. Общим положением для всех видов спорта, определяющим истинность спортивного результата, является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил. В зависимости от особенностей вида спорта спортивный результат может быть выражен различными показателями: победой, одержанной в отдельном состязании пли их серии (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); единицами измерения времени, пространства или массы (плавание, легкая атлетика, тяжелая атлетика и др.); числом баллов, набранных спортсменом по оценкам судей и др.
Спортивные достижения — показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Высшие достижения, если они выражены в точных объективных мерах называются рекордами. В остальных видах спорта абсолютно важным достижением является победа в соревнованиях высшего масштаба. Высшие достижения спортсменов различных стран в известной мере характеризуют популярность и уровень развития данного вида спорта, отношение к нему общества, эффективность школы спорта.
Спортивная квалификация — устойчивая характеристика спортсмена, отражающая итоги выступлений в соревнованиях за определенный промежуток времени. Ее оценивают по среднему уровню общих результатов, величинам лучшего и худшего результатов и разницы между ними, количеству результатов, близких к лучшему, среднему или худшему, уровню и особенностям соревнований, на которых достигнуты результаты. Во многих странах, имеющих спортивные классификации, спортсмены в зависимости от уровня их достижений квалифицируются по спортивным разрядам и спортивным званиям.