Цели и задачи дипломного проектирования
Дипломный проект является квалификационной работой выпускника, которая показывает уровень его общетеоретической и профессиональной подготовки. По уровню выполнения дипломного проекта и результатам защиты Государственная экзаменационная комиссия определяет возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации и выдачи диплома бакалавра (с отличием, без отличия).
Цель выполнения дипломного проекта – показать соответствие уровня подготовки выпускника требованиям образовательного стандарта и квалификационной характеристики специальности, что служит основанием присвоения ему соответствующей квалификации и выдачи диплома.
Выпускаемый специалист обязан уметь правильно ориентироваться в условиях производства одежды на типовую и индивидуальную фигуру, гармонично сочетать в работе современные тенденции моды с запросами потребителей, техническими требованиями предприятий сервиса и предприятий малого бизнеса.
|
|
Задачами дипломного проектирования являются:
1. систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по специальности и применение их при решении конкретных задач по созданию коллекций моделей различного ассортимента;
2. закрепление навыков ведения самостоятельной работы с заказчиками при изготовлении моделей костюмов на индивидуальную фигуру, умение заниматься прогнозированием моды в условиях индивидуального творчества и в рамках предприятий сервиса;
3. творческое развитие темы проекта по созданию модного ассортимента костюмов, сочетающее точное образное решение коллекции с квалифицированной конструкторско-технологической проработкой и качественным выполнением изделий в материале.
По содержанию дипломного проекта и в процессе его защиты устанавливаются:
- уровень знаний, умений и навыков выпускника по избранной специальности;
- умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;
- способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;
- умение самостоятельно обосновывать выводы, практические рекомендации по результатам дипломного проекта.
- умение спроектировать и воплотить в материале модную коллекцию костюмов.
- умение раскрыть индивидуальную авторскую манеру, оригинальность образного решения в графической подаче и видеоклипе о коллекции.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА, ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ
Структура и объем пояснительной записки:
° титульный лист;
|
|
° задание;
° содержание;
° введение (2-3 стр.);
° теоретический раздел (30-35 стр.);
° конструкторско-технологический раздел (30 стр.);
• заключение - общие выводы и рекомендации (2 стр.);
° список используемой литературы;
° приложения (если они есть).
Общий объем пояснительной записки составляет 60-70 стр.
Дипломный проект содержит:
а) пояснительную записку;
б) проектно-графическую часть и видеоклип;
в) модели, выполненные в материале.
Требования, предъявляемые к оформлению
пояснительной записки:
Пояснительная записка к дипломному проекту должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел автора.
В пояснительной записке не должно быть повторений, изложения известных и справочных материалов. Не допускается повторение введения в разделах. Вся записка должна иметь единую методику оформления.
Пояснительная записка выполняется на листах формата А4. Допускается представлять иллюстрации и чертежи на формате A3, сгибая их до формата А4. Пояснительная записка выполняется печатным способом через 1,5 межстрочных интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).
Следует соблюдать следующие размеры полей: правое - 10 мм, левое, верхнее и нижнее - 20 мм. Объем дипломной работы – 60-70 страниц печатного текста.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применяя шрифты различной гарнитуры.
Титульный лист является первой страницей дипломной работы и оформляется в соответствии с приложением 1. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц дипломной работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Задание для дипломной работы оформляется на типовом бланке (приложение 2), подписывается дипломником, руководителем и утверждается заведующим кафедрой.
Номера страниц на «задание к дипломной работе» не ставится, в общую нумерацию страниц не включается.
В содержании последовательно перечисляют все заголовки дипломной работы: введение, номера и заголовки разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок.
Все заголовки в содержании записывают строчными буквами (первая – прописная).
Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, на которой расположен заголовок.
Номер страницы проставляют в центре нижней части листа арабской цифрой без буквы «с» и знаков препинания.
Слово «содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) прописными буквами.
Во введении раскрывается значение избранной темы и проблем, рассматриваемых в работе, обосновываются актуальность и важность темы, формулируются цель и задачи, обозначив объект и предмет исследования. Обозначается новизна предлагаемой концепции.
Основная часть дипломной работы содержит два раздела (главы), каждый из которых включает не менее двух подразделов.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты в основной части дипломной записки следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа (1,25 мм) с прописной буквы не подчеркивая. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Разделы записки должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, а подразделы иметь нумерацию в пределах каждого раздела.
Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки, четко отражающие содержание разделов и подразделов. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
|
|
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в центре нижнего поля без точки.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листах формата A3 учитывают как одну страницу.
Каждый структурный элемент пояснительной записки (введение, разделы, заключение и пр.) следует начинать с новой страницы.
Первую страницу нового раздела следует оформлять штампом внизу листа (приложение 3).
Иллюстрации следует располагать в записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.
Иллюстрации должны нумероваться арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Нумерация иллюстрации с названием должна ставиться после иллюстрации.
Размер иллюстрации не должен превышать 1/3 объема страницы. Не рекомендуется использовать обтекание текстом иллюстрации.
Таблицы следует располагать в записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Таблицы должны нумероваться арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с номером таблицы через тире.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Над перенесенной частью таблицы пишут «Продолжение таблицы 3» и повторяют шапку таблицы.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньше, чем в тексте.
При обращении к литературным источникам, дословные тексты необходимо брать в кавычки как цитату автора с последующей сноской в конце каждой страницы, в которой следует указать полное наименование, место и год издания, а так же страницу источника.
|
|
Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки, печатать с абзацного отступа.
В заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы по результатам дипломного исследования. Выводы и предложения должны быть конкретными, реальными и обоснованными, вытекать из результатов проведенного исследования и содержания дипломной работы.
После заключения помещают список используемых источников, который включается в общую нумерацию страниц дипломной записки. Сведения об источниках, включенных в список, следует давать в соответствии с требованиями ГОСТ – 7.1 – 2003 (фамилия, инициалы автора, название, место издания, год издания, количество страниц).
Приложения содержат вспомогательный и дополнительный материал, загромождающий текст основной части работы.
Дипломная работа в обязательном порядке должна быть сброшюрована в твердой обложке, и на сгибе (корешке) обложки прописными буквами указывается фамилия, инициалы автора и год защиты.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ВВЕДЕНИЕ
Во вводной части пояснительной записки необходимо сформулировать:
1. актуальность и обоснование выбора темы дипломного проекта;
2. цель и задачи проекта, обозначив объект и предмет исследования;
3. новизну предлагаемой идеи.
Требования и структура теоретического раздела.
Приступая к написанию этого раздела, студент после консультации с руководителем составляет план-тезисы, чтобы в дальнейшем излагать материал последовательно, придерживаясь плана.
Текст должен быть написан логично, грамотно. Не допускается механическое переписывание из монографий, статей, периодики и других источников. Цитируемый в тексте материал должен иметь постраничные сноски на Интернет-источники, используемую литературу с указанием автора, книги, места и года издания.
Различные дополнительные источники, как-то: литературные тексты, этнографические описания – допускаются при условии органичной связи с темой дипломного проекта.
Написание теоретического раздела требует от студента знаний в области основ теории и методологии дизайна проектирования костюма, истории культуры и искусств, истории дизайна, истории костюма, социологии и психологии творчества дизайнера костюма, организации проектной деятельности. Необходимо четкое владение профессиональной терминологией.
Целью теоретического раздела является выявление способностей дипломника:
* самостоятельно аналитически мыслить, обобщать и классифицировать по существенным признакам имеющийся материал по теме дипломного проектирования.
* опираясь на теоретические источники создавать собственную концептуальную разработку, которая станет основой дипломной коллекции костюмов.
Основной методический принцип, которым руководствуется дипломник, - это рассмотрение моды как социально-эстетического феномена, как фактора развития массового общественного вкуса; рассмотрение костюма как части ансамбля, художественно организованной среды интерьера, жилища, улицы, рассмотрение современных модных тенденций. Коллекцию следует представлять как совокупность моделей костюмов, объединенную общей идеей образного решения и построенную на развитии единой модульной системы в различных пластических, цветовых, и других комбинациях.
Художественный образ проектирования костюма создается путем достижения гармонического единства уникального внутреннего мира человека с его внешним обликом и костюмом в контексте современной культурно-бытовой среды.
Теоретический раздел состоит из подразделов:
1. Аналитического
2. Исследовательского
3. Концептуального
Содержание теоретического раздела
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДРАЗДЕЛ является осмыслением студентом культурологического аспекта своего дипломного проекта. Дипломник должен убедительно с позиций современного уровня знаний определить, какой комплекс философских, социальных, психологических проблем разрабатывается в проекте его коллекции. Опираясь на изучение литературы общего и специального характера, научных, документальных и популярных периодических изданий, студенту нужно показать, что он понимает значение выполняемой работы, как для совершенствования современного общества, так и для решения конкретных проблем в области создания костюма. Характер аналитического подраздела определяется подробным рассмотрением своеобразия творческой индивидуальности автора дипломного проекта, нахождением аналогов в художественном и дизайнерском творчестве. Необходим анализ дизайнерских коллекций, близких по умонастроению конкретному проекту, рассмотрение общего и нахождение отличий. Возможно затрагивание вопросов связанных с экономической, политической, юридической, педагогической и др. проблематиками.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДРАЗДЕЛ отражает путь, проделанный студентом при сборе и компоновке материала по теме дипломного проекта, прежде всего историко-искусствоведческого характера. Указываются способ и метод работы с источниками, являющимися основой творческого замысла. Определяется и четко формулируется, что конкретно стало побудительным импульсом для создания образной характеристики коллекции (мир природы, мир искусства, мир науки и др.). Исследуется как сама история исходного образа, так и его использование в произведениях литературы и искусства, различных современных дизайнерских практиках и конкретно в практиках дизайнеров костюма. Место и методика сбора материала также описываются в этой части. Используя экспериментальный материал, полученный при проведении исследования на тему проекта, дипломник выявляет и обобщает факторы, влияющие на формообразование и смыслообразование костюма, структуру базовой формы, конкретизирует специфику собственной интерпретации. Научно обоснованный прогноз типовой и базовой форм костюма также могут быть компонентом исследовательского подраздела.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДРАЗДЕЛ представляется созданием собственно творческой части дипломного проекта. В нем развивается смысловое содержание коллекции, происходит концептуальное сужение предварительного замысла. Необходимо лаконично раскрыть и обосновать окончательный образ коллекции, его специфическое и уникальное своеобразие. Студент должен выявить связь найденного решения с последними актуальными проблемами в общественной жизни, их модификацией в модных тенденциях, в дизайнерских практиках в целом, и в соответствующей области костюма, в частности. Даются краткие описания и анализ представленных эскизов, выставочных листов, готовых костюмов (цветового, графического решений дипломного проекта, художественно значимых особенностей свойств тканей, из которых выполняется проект в материале).
Окончательная концепция должна отвечать на вопросы: ЧТО является объектом и предметом проектирования, КАК это содержание трансформируется в образной характеристике коллекции, ЗАЧЕМ данная коллекция создана (почему, для чего, для кого). Актуальность и новизна коллекции слагаются из того или иного соединения отдельных компонентов концепции. Важно чтобы студент верно и убедительно определил характер этого соединения, и также аргументировал выбор изобразительных средств для выполнения проектно-графической части. Хорошо, когда студент может сформулировать перспективу развития творческих предложений дипломного проекта.