Такие вопросы уместны в беседе с экономистами, политиками, экологами

Проективные вопросы

Помогают глубже изучить характер собеседника, определить его морально-этические ценности: Если бы вы получили миллион, что бы вы сделали?

Переходные вопросы (мосты, переключатели)

Служат для плавного изменения направления беседы:

В начале беседы вы упомянули, как сложно было найти средства для съемок этого фильма. Давайте поговорим об экономической части производства фильма.

Основное требование: вопрос должен быть интересным, чтобы собеседник захотел на него ответить.

Вопросы, которые НЕ следует задавать

Длинные, громоздкие вопросы

2. Комбинированные вопросы (более двух, логически не связанных).

3. «Дежурные» вопросы:

Ваши планы на будущее? Вспомните смешной эпизод из вашей практики.

4. Риторические вопросы (скрытое утверждение): Разве можно так поступать?

5. Подсказывающие ( упреждающие ) вопросы: Что вы думаете по поводу ужасного выступления Н.Н.?

6. Льстивые вопросы: Вы самый великий исполнитель классической музыки. Как вам удается…

Провокационные вопросы.

Их цель – разозлить. Вывести из себя собеседника, чтобы на вспышке эмоций получить открытый импульсивный ответ.Это манипулятивный прием.

8. Перегруженные вопросы

В вопросе каждое слово играет уникальную роль.

Сравните:

Было ли сделано все возможное, чтобы спасти экипаж?

Неужели было сделано все возможное, чтобы спасти экипаж? (Сомнение)

Разве было сделано все возможное, чтобы спасти экипаж? (Недоверие)

9. Морализаторские вопросы:

Как же вы могли допустить публикацию такой грязной сплетни о всеми уважаемом человеке, разве это этично?

 

 

Задание 3. Сделайте конспект по теме «Типы собеседников в интервью».

Материалы для конспектирования

Собеседниками журналистов могут стать самые разные люди. Многие из них могут агрессивно реагировать на вопросы, многие – уклоняться от ответов.

С каждым из них журналисту приходится работать по-разному, используя самые различные тактики (то есть приемы) взаимодействия.

Собеседник, уклоняющийся от ответа.

Тактика поведения журналиста:

1) Сделать вид, что вопрос не важен

2) Заявить, что публика узнает об отказе ответить на вопрос

3) Обратиться к оппоненту собеседника с тем же вопросом

Собеседник, запугивающий журналиста

Цель собеседника – уйти от ответа. Встречная реакция собеседника бывает агрессивной:

Это глупый вопрос. На этот идиотский вопрос я не буду отвечать и т.п.

Тактика журналиста:

1) Парирование:

Не понимаю, что в нем глупого? Разъясните.

2) Вопрос, затрагивающий возможную причину такой резкой реакции:

Вы, по всей видимости, очень расстроились. Думаете, я хотела вас обидеть?

 

3. Враждебно настроенный собеседник (его поведение проявляется в открытой и скрытой формах).

º Открытая форма: собеседник кричит, размахивает руками. Такие реакции быстро проходят. «Сбить» его с толку поможет терпение, толерантность журналиста.

º Скрытая форма: отсутствие слов, движущиеся желваки, скрещенные руки и пр.

Тактика журналиста: вывести эмоции на поверхность, «разоблачить» собеседника: «Кажется, я вас чем-то расстроил?»

Знаменитости

Основные формы отказов от интервью:

-Зачем мне тратить на вас время?

-Я и так знаменит и в дополнительной рекламе не нуждаюсь.

- Зачем мне тратить на вас время?

-Я и так знаменит и в дополнительной рекламе не нуждаюсь.

 

Официальные лица

Могут невольно исказить информацию при передаче, намеренно дозировать ее.

6. «Бывшие». Они испытывают ностальгию по прошлому и часто сообщают интересные факты, что добавляет в картину событий новые штрихи, детали, которых нет в интервью современных информаторов.

 

7. Представители меньшинств (этнических, религиозных, сексуальных). Такие собеседники обделены вниманием прессы, политическими, экономическими, социальными свободами.

 

Пожилые люди

Актуально при разнице в возрасте журналиста и собеседника. Нужно учитывать фактор социальной незащищенности, повышенную эмоциональность таких людей. Нельзя подвергаться типизации мнения: не все с возрастом страдают потерей памяти, одиночеством, консерватизмом привычек.

Старики – это источник воспоминаний, жизненного опыта, мудрости.

Особенности пожилых собеседников:

-Неторопливость.

-Склонность к философствованию, менторству.

-Разговорчивость или скрытность.

-Недоверчивость, осторожность, осмотрительность.

-Выраженная политическая ориентация.

-Не следует ограничивать время для беседы с ними.

-Нельзя проявлять нетерпение.

-Следует быть готовыми выслушать поучения, сентенции.

-Увеличьте время для «разминки».

-Не вступайте в спор, проявите терпимость.

-Упростите вопросы.

-Не будьте снисходительными.

-Оденьтесь строго, не используйте яркую косметику.

-Входите в комнату неспешно, со спокойным выражением лица, как хороший знакомый.

-Слепите за голосом. Используйте мягкий тембр.

Дети

Особенности:

Неустойчивая психика (поэтому журналисту необходимо: не беседовать публично или наедине, не вызывать сильные эмоции, не смеяться над ними, не использовать информацию в чьих-либо интересах).

Ранимость.

Контактность (любовь к микрофону, камере).

Инвалиды

Главная опасность:

-Стереотип инвалида – «героя».

-Стереотип увечного, ущербного калеки –попрошайки.

-Стереотип человека- «цветка», «растения».

Главное правило: видеть в инвалиде человека.

Правила интервью с инвалидами

-Обращайтесь к инвалидам напрямую (даже если есть переводчик).

-Говорите нормальным голосом.

-С людьми с нарушениями интеллекта беседуйте медленно, негромко, простыми фразами.

-С инвалидом в коляске лучше говорить, сидя на стуле или на корточках, чтобы лицо было на уровне глаз собеседника. Не становитесь на колени!

Не преувеличивайте страдания собеседника, не возводите инвалида на пьедестал, когда речь идет о вполне посильных занятиях (вождении машины и др.)

 

Люди в горе

-Учитывайте факт, что родственники нередко САМИ хотят говорить об ушедших. Это помогает справиться с горем.

-Используйте личностные, персонифицированные вопросы (Расскажите, как вы познакомились со своим супругом.) Люди в горе склонны вспоминать хорошее время.

-Будьте готовы к сильным эмоциональным реакциям (слезам, неожиданному смеху и др.) Дайте собеседникам выразить свое переживание. Не жалейте времени. Сопровождайте нерефлексивное слушание словами: Я понимаю…, Мне очень жаль…

 

Жертвы насилия

Они часто чувствуют себя ненужными, брошенными обществом.

Советы

Различайте характер преступлений (ограбление, избиение, изнасилование). Их жертвы по-разному себя чувствуют.

Учитывайте чувства жертвы

Будьте деликатными.

Не берите на себя роль психотерапевта. Помните: вопросы могут и помочь, и навредить.

 

Преступники

Такими считают людей, признанных виновными соответствующими органами.

Советы

Преступникам нельзя позволять выставлять в (+) свете свои поступки и противозаконные действия.

В интервью не должно быть намека на то, каким образом преступление совершалось.

Интервьюируемый не должен давать советы, как можно избежать наказания.

 

 

Задание 4. Прочитайте образцы заметок и корреспонденций. Определите, какой из фрагментов относится к заметке, а какой – к корреспонденции. Определите характер представленных новостей: «жесткое», «мягкое» информирование.

 

Фрагмент 1.

В КУЗБАССЕ ОРГАНИЗУЮТ БЕСПЛАТНЫЙ ТРАНСПОРТ НА ОДИН ДЕНЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: